ПСИХОЛОГИЯ

Школа юнга в психологии

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Автор: Хегай Л.А.

Пояснительная записка

Школа выдающегося швейцарского психолога К.Г. Юнга является неотъемлемой частью современного психоанализа. Концепция К.Г. Юнга охватывает личность в единстве сознательных и бессознательных аспектов, индивидуально-личностного и коллективно-архетипического. Она имеет не только огромную теоретическую ценность, оказав влияние практически на все современные гуманитарные науки, но и доказала свою эффективность в более чем полувековой клинической практике. Она использовалась в приложении, как к психоаналитическому лечению взрослых, так и к детской психотерапии и психокоррекции. Она применяется как в варианте длительной терапии и анализа, так и в краткосрочном консультировании. Подход Юнга соединяет рациональные и эмоционально-образные элементы в психологической практике, делая особый акцент на развитии воображения и творческих способностей. Являясь в строгом смысле точной наукой, аналитическая психология не становится догматической дисциплиной, а представляет собой широкое динамичное поле исследований, где соприкасаются самые прогрессивные течения современной гуманитарной мысли. Получившая широкое признание во всем мире, юнговская концепция индивидуации — развития личности — таким образом сегодня имеет как тщательно разработанную теоретическую базу, так и богатый арсенал высокоэффективных методов психотерапии.

Основная цель дисциплины «Аналитическая психология К.Г. Юнга» состоит в ознакомлении студентов с юнгианскими методами психотерапии.

Задачи дисциплины «Аналитическая психология К.Г. Юнга»:

  • познакомить студентов с историей и теорией аналитической психологии;
  • показать вклад К.Г.Юнга и юнгианских аналитиков в современный психоанализ и психотерапию;
  • показать возможности использования юнгианских концепций в прикладном психоанализе;
  • познакомить с основными методами юнгианского анализа.

Знания, полученные в результате освоения данного курса, могут использоваться для психотерапии, индивидуального, семейного или делового консультирования, психолого-педагогической работы, психокоррекционных занятий с детьми, прикладного психоанализа.

Отличительной особенностью курса является сочетание лекций и практических занятий, на которых с помощью демонстраций, упражнений и видеоматериалов слушатели смогут освоить как классические, так и оригинальные авторские психотерапевтические методы, разработанные внутри юнгианской школы.

В результате изучения дисциплины студенты будут знать:

  • историю К.Г. Юнга и аналитической психологии;
  • основные понятия аналитической психологии;
  • вклад К.Г. Юнга и его последователей в современный психоанализ и психотерапию;
  • прикладное использование идей К.Г. Юнга в различных контекстах;
  • общую методологию юнгианского анализа;
  • принципы юнгианской работы со снами;
  • специальные техники юнгианского анализа для разных вариантов психотерапии;

В результате изучения дисциплины студенты будут уметь:

  • применять идеи К.Г.Юнга и его последователей в психотерапии;
  • применять идеи К.Г.Юнга и его последователей в прикладном психоанализе;
  • работать со сновидениями в психологической практике;
  • использовать методы активного воображения;
  • использовать тесты юнгианской типологии личности.

Авторской особенностью курса является акцент на применении идей и методов К.Г.Юнга к самым актуальным вопросам современной жизни. В преподавании активно используются новые технологии (аудио и видео материалы).

Содержание курса

Раздел I. История и теория юнгианской психологии

Тема 1. Аналитическая психология: история и современность

Жизнь Юнга — драматическая история самореализации бессознательного. Интеллектуальные предшественники. Диссертация Юнга «О психологии и психопатологии так называемых оккультных феноменов». Исследования шизофрении. Ассоциативный тест и его применения. Ранний период в психоаналитическом движении и роль Юнга. Конфликт Юнга и Фрейда — конфликт двух мировоззрений, двух эпох. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Эволюция теории и практики. Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Система подготовки юнгианских аналитиков. История аналитической психологии в России. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.

Тема 2. Вклад К.Г. Юнга в современный психоанализ

Введение Юнгом ключевых психоаналитических понятий: «проекция», «расщепление», «полярные установки», «комплекс», «архетип», «контрасексуальность», «самость», «индивидуация», «ассоциативный метод», «учебный анализ», «контрперенос», «мистическое соучастие» как аналог «проективной идентификации», «экстраверсия», «интроверсия» и другие термины юнговской типологии. Вклад в терапию психозов, акцент на доэдиповых переживаниях и отношениях с матерью. Новое понимание инцеста, Эипова комплекса, регрессии и сопротивления в терапии. Разработка подходов к терапии пациентов во второй половине жизни. Кризис середины жизни. Исследование экзистенциальных, духовных и религиозных аспектов психотерапии. Проспективная и телеологическая ориентация. Новая феноменология. Синтез идей Юнга и Л. Бицвангера. Вклад в исследование воображения. Синтез юнгианства и кляйнианства в подходе М. Фордхама. Влияние Юнга на Д. Винникотта. Роль юнгианского аналитика Р. Фейрберна. Синтез юнгианства и идей У. Биона и Ж. Лакана. Юнг и Х. Когут. Синтез юнгианства и интерсубъективного психоанализа.

Тема 3. Вклад К.Г. Юнга в современную психотерапию

Юнгианские психодрама, арт-терапия, телесная терапия, групповая и семейная психотерапия. Процессульно-ориентированная терапия А. Минделла. Неоэриксонианский гипноз Э. Росси. Д. Кальф, песочная терапия и детский юнгианский анализ. Музыкальная аналитическая терапия. Юнг как крестный отец Общества анонимных алкоголиков – юнгианский подход к терапии зависимостей. Синтез расстановок Хеллингера и юнгианского анализа. Символодрама: синтез юнгианства и имагинативной терапии. Влияние Юнга на трансперсональную психологию С. Грофа. Аналитическая психология и психосинтез Р. Асаджиолли. Метод Р. Дезолье и онейродрама в юнгианском контексте.

Тема 4. Юнговская теория психики

Аутуальность понятия «коллективное бессознательное». Развитие теории в концепциях «культурного бессознательного» и «мифологического бессознательного». Теория Ноймана о происхождении и развитии сознания. Повторение онтогенеза в филогенезе. Матриархат и патриархат. Солярное и лунное, аполлоническое и дионисийское, ураническое и хтоническое, инстинктивное и духовное. Монотеизм и политеизм в психических установках. Базовые архетипы. Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция. Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа. Ключевые архетипические образы: Андрогин, иерогамус и сигизия, ляпис или философский камень, квинтэссенция, Центр мира или Пупок мира, Мировая ось и Мировое древо, изгнание из рая, Грааль, ангелы и демоны. Бог и человек. Спаситель. Первородный грех и Искупление. Мандала. Символизм Троицы и мессы. Четверица. Работы Юнга «Айон», «Ответ Иову» и «Семь наставлений мертвым». 12 базовых архетипов по К.Пирсон. Теория оси эго-Самость Э. Эдингера. Современное развитие теории комплексов в работах Х. Дикмана и Т. Коупа. Травма как архетип в работах юнгианского аналитика Д. Калшеда.

Раздел II. Юнгианская психология в различных контекстах

Тема 5. Философский и культурологический контекст

Германское «народничество» и «почвенничество» — истоки религиозной установки Юнга. Гностицизм, алхимия, масонство и эзотерическое понимание христианства в работах Юнга. Юнг и традиционализм Р. Генона. Глубинная психология и новая этика.

Юнг и платоновская философия. Влияние А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Философия символических форм Э. Кассирера и теория архетипов Юнга. Влияние философии религии У. Джеймса и Ф. Корнфорда на Юнга. Юнг и созидательная мифология Дж. Кемпбелла. Юнг и символология М. Элиаде. Р. Лопез-Педраза о культурной тревоге.

Юнг о йоге, дзэне, восточной философии и теософии. Синтез юнгианской психологии и буддизма, разработанный последователями Юнга. Комментарии Юнга к даосскому трактату «Тайна золотого цветка». Использование Юнгом гадательной практики гексаграмм из «И Цзин». Комментарии Юнга к «Тибетской книге мертвых».

Синтез экзистенциальной философии М. Бубера и М. Хайдеггера и идей Юнга в психоанализе Ф. Кункеля и др. юнгианских аналитиков. От кантианства к гегельянству – проект ревизии аналитической психологии юнгианского аналитика В. Гигериха. Синтез философии Г. Башляра и идей Юнга в архетипической психологии Дж. Хиллмана. Юнг и Деррида. Постмодернистская ориентация в современном юнгианстве. Феминистский психоанализ и гендерные исследования. Идеи Юнга в социологии и культурологии.

Тема 6. Естественнонаучный контекст

Современная физика и синхрония, Архетип Единого мира и поиски Единой теории. Позиции В. Паули, Н. Бора, А. Эйнштейна, и Д. Бома (эксплицитный и имплицитный порядки вселенной). Вероятностный подход и акаузальность. Парадигмы нового мировоззрения в трансперсональной и квантовой психологии.

Математические и лингвистические модели бессознательного.

Этология и теория архетипов: врожденные пусковые механизмы. Нейробиология о развитии психики. Нейропсихоанализ. Психо-нейро-иммуно-эндокринология в исследованиях Э.Росси: ритмы и структуры тела и психики. Проект Новой Йоги Запада. Разработка современными юнгианскими аналитиками архетипической медицины. Юнгианский подход к гомеопатии.

Тема 7. Литературно-художественный контекст

Юнг о Гете, Джойсе и Пикассо. Работа Э. Нойманна о Леонардо да Винчи. Влияние Юнга на творчество С. Беккета, Г. Гессе, Т. Манна. Роман Р. Дэвиса «Мантикора», посвященный юнгианскому анализу. Роман Т. Финдли «Пилигрим» о Юнге. Юнгианские аналитики о творчестве Гомера, Джона Донна, Уильяма Блейка, Данте, Шекспира, Мильтона, Кафки, Рильке, Рембрандта, Мелвилла. Юнгианский анализ волшебных сказок и мифов (фон Франц, Дикманн, Пинкола Эстес). Архетипический анализ «Тристана и Изольды» Бердье и «Волшебной флейты» Моцарта. Исследование аналитика Натали Баратов образа Обломова в романе Гончарова. Юнгианский анализ произведений К. Кастанеды.

Юнгианская психология и кино. Фильмы о Юнге и принципы анализа фильмов. Влияние юнгианских идей на литературную критику и кинокритику.

Тема 8. Популярно-психологический контекст

Развитие типологии Юнга у Майер-Бригсс и Керси. Тест Вартегга. Соционика и аналитическая педагогика. Образы греческих богов в типологии Шиноды Болен.

Астрологические метафоры для описания типологии и комплексов. Юнгианская астрология личности. Юнгианский взгляд на нумерологию. Юнговский взгляд на феномен НЛО.

Психология политики. Глобальные проблемы человечества с точки зрения психоанализа. Аналитическая психология о рыночной экономике. Архетип Гермеса и бизнес.

Юнгианское Таро. Юнгианские карты Каплан-Вильямс и Ассоциативные карты в практики психотерапии. Психологическая игра «Трансформация».

Раздел III. Практика и техника юнгианского анализа

Тема 9. Общая методология анализа

Цели юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Первичная беседа. Психодиагностические приемы. Аналитический ритуал. Дистанция в терапии. Частота сессий. Использование кушетки и/или кресла. Роль денег в терапии. Линейная и спиральная модели аналитического процесса. Этапы анализа по Юнгу. Регрессивная и синтетическая фазы анализа. Техника аналитической интерпретации. Составные части и критерии интерпретации. Техники линейного и циркулярного ассоциирования. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями. Психопатология в юнгианской перспективе: общие принципы.

Тема 10. Юнгианский подход к работе со сновидениями

Принцип компенсации. Язык бессознательного. Голографическое строение психики. Сны как экзистенциальные послания. Работа со сновидениями и развитие личности. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Древние практики сновидений (инкубация снов, йога сна и др.). Сны в разных культурах. Экспериментальные исследования снов. Современные психофизиологические теории сна. Виды снов. Сновидения в анализе: бессознательные аспекты коммуникаций. Проблема больших и малых сновидений. Серии сновидений. Люцидные (осознаваемые) сны. Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество.

Тема 11. Индивидуация в анализе

Аналитические отношения. Роль личности аналитика. Взаимная трансформация в анализе. Анализ как «четвертичный брак». Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Клинический и научный аспекты в анализе. Общие принципы организации юнгианского супервизорства. Архетип «раненого целителя». Виды сопротивлений и контр-сопротивлений. Иллюзорный и синтонный контрперенос по М. Фордхаму. Рефлексивный и воплощенный контрперенос по А. Сэмюэлзу. Роль эмпатии и агапе в анализе. Проблемы проработки эротического переноса. Архетипические отношения власти в психотерапии — бессознательное использование пациентов аналитиками. Теневые стороны анализа. Теория интерактивного поля, бессознательной диады и тонкого тела Шварц-Саланта и алхимические метафоры для терапевтических отношений. Концепция анализа как ритуала инициации.

Источник

Психологическая школа К.Юнга (1875-1961)

Основные черты аналитической психологии К.Г.Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле (Швейцария). Он изучал медицину, с 1900 по 1909 годы работал в психиатрической клинике Цюриха (Бургхёльцли). С 1905 по 1913 год был доцентом в университете Цюриха, в 1933-42 гг. – титулярным профессором (без кафедры) ETH, а в 1943 году – профессором кафедры психологии в Базеле.

Юнг вместе с Зигмундом Фройдом и Альфредом Адлером причисляется к основателям современной глубинной психологии. После разрыва с Зигмундом Фройдом, произошедшего в 1913 г.,Юнг создаёт свою собственную школу аналитической психологии. К.Г.Юнг умер 6 июня 1961 г. В Кюснахте.

Психологические конструкции К.Г.Юнга появлялись у него в постоянной психоаналитической работе с пациентами, прежде всего Юнг обращал внимание на особые повторяющиеся феномены.Юнг попытался классифицировать их, а в результате возник довольно объёмный и трудно постижимый теоретический подход. В этом введении в творчество Юнга мы вынуждены оставаться на поверхности ввиду обширности и сложности всех творений Юнга, мы не можем даже слегка соприкоснуться со всеми обнаруженными им феноменами. Заинтересовавшемуся читателю стоит обратиться прежде всего к замечательным и легко понятным трудам Верены Каст, особенно к книге «Тени в нас», очень глубоко рассматривающей проблематику тени. Хорошим введением к учению К.Г.Юнга может также послужить карта души, созданная Murray Stein.

И конечно, тому кто захочет изучить всё полностью, никак нельзя обойтись без Собрания творений К.Г.Юнга.

Юнговский психолог исходит из глубинно-психологической модели личности, то есть, рассматривает психику состоящей из сознательных и бессознательных частей.

Всем людям присущи архетипы. Юнг много путешествовал и пришёл к идее, что повсюду в мире встречаются одинаковые внутренние образы, то есть элементы психики, которыми наделено всё человечество. Юнг назвал эти образы «архетипами». Речь тут идёт о общечеловеческом, коллективном знании, передающемся от поколения к поколению и так во всём мире. Этим объясняется то, что во всех культурах во все времена существуют сказки и мифы, которые необычайно схожи. Речь идёт об обособившихся структурных элементах присущего всем людям коллективного бессознательного. В определённых жизненных ситуация они постоянно провоцируют возникновение схожих комбинаций символических образов и согласующихся с ними чувств. Когда какой-либо архетип пробуждается в человеке, то возникает совершенно определённое настроение и соответствующая специфическая готовность к действиям. Такое пробуждение архетипа на профессиональном аналитическом языке принято называть «констелляция». Очень значимыми архетипами являются анима и анимус, но существует много и других архетипов.

И всегда необходимо различать материал архетипа и его значение. Вначале архетипические процессы не имели названий, обладали нейтральной ценностью, то есть не были ни хорошими, ни плохими. А вот человеческое сознание наделяет архетипические образы названиями, причём они не всегда схожи.

В сновидениях женщин всегда появляются мужчины, и наоборот, в мужских сновидениях – женщины, которые неизвестны нам в повседневной жизни, причём располагают они особыми качествами. Появление их имеет в себе что-то настолько сильно очаровывающее, что невольно поддаётся их чарам.

Юнг установил, что эти сновидческие фигуры противоположного пола олицетворяют психический материал. Они представляют собой важное дополнение к жизни, которую ведёт персона на основе своего пола в соответствующем времени и культуре. Хотя пол человека и предопределён биологически, в учении Юнга считается, что в психике каждого человека скрывается и противоположный пол. Эту часть необходимо учитывать, стараясь интегрировать в повседневную жизнь. Мужская часть женской психики названа Юнгом анимусом, а женская часть мужской психики – анимой.

Персона является образом того, что мы презентируем нашему окружению. С одной стороны она соответствует нашему Я-идеалу, с другой – нашим представлениям о том, каким желает нас видеть наше окружение. Так как стараемся добиться уважения, то тесним наши некрасивые стороны в сторону, после чего они превращаются в тень (см. следующий пункт). Следовательно персона это то, что мы стараемся показать в конкретных межличностных ситуациях. Персона ответственна за взаимоотношения человека с окружающим его внешним миром, правда, она представляет ещё и часть его фактической идентичности. Понятие персона позаимствовано из театра Древней Греции.

Другой важной инстанцией в Подсознательном является тень. Там где есть свет, существует тень. Свет и темнота обусловливают друг друга. Это относится и к личности. В Юнговскойпсихологии под понятием тень подразумеваются все качества, относящиеся к личности человека, которые в реальности не осознаются. То есть, тут находятся те части, которые с течением времени вытесняются или отщепляются нами, так как они нецелесообразны в нашем окружении. Чем экстремальнее сознательная установка, тем экстремальнее противоположная позиция, представленная тенью. Выражаясь более образно: Я (как беспорядочный хаос) согласно Юнгу имеет в моей тени довольно мощного фанатика порядка, а у доброго обывателя-супруга может неожиданно в его жизнь прорваться тень-авантюрист. Такая «встреча» с нашей тенью происходит прежде всего потому, что бессознательная сфера имеет тенденцию стремиться к целостности, не позволяя человеку оставаться односторонним, то есть включая все части, в том числе и изнанные в тень нелюбимые. А вот наделяются (негативной) оценкой качества, находящиеся в тени, опять же сознанием человека. В принципе же эти качества являются нейтральными.

А что же потом происходит с ними? Конечно, мы можем попытаться их изгнать. Но нам не удастся запереть их в подвал, выбросить ключ в море, думая, что «баста! О них теперь никогда не услышишь». Подсознание отличается активностью и изгнанный материал тени продолжает оказывать влияние на нашу жизнь, хотим мы того или нет. Для достижения единства и целостности бессознательная сфера должна интегрировать и нелюбимую долю, так как она тоже была часть первоначального человека. Юнг установил, что этот материал становится архаичным и инфантильным соответственно степени его отвержения. Такой материал со временем может достигнуть глубокого нецивилизованного состояния, начиная дичать и становиться деструктивным.

Но тень может стать и превосходным ресурсом, если удастся её интегрировать в психическую модель личности. В результате интеграции освобождается энергия, которую человек использовал раньше для того, чтобы постоянно подальше вытеснять нелюбимую тень. А ещё посредством окультуривания тени можно приобрести «новые старые» качества, обогащающие персону. Только не забывайте: когда часть тени выводят на свет, возникает новый свет, который опять же может отбросить тень!

Каким образом выявлять теневые стороны? Некоторые выводы в термину проекция

Глубинно-психологически проекция обозначает процесс, когда человек свои внутренние части (прежде всего, относящиеся к тени) экстернализует в персонах внешнего мира – подобно диапроектору. Это обнаруживается в том числе и в поиске группой людей козла отпущения. Таким образом, бессознательная сфера вынуждает нас, если мы не собираемся в саморефлексии сталкиваться с нею, заниматься нашей тенью во внешнем мире. В нашем маленьком мирке мы встречаем кого-то, кто оказывается носителем качеств нашей тени, и тогда мы его ненавидим. Конечно, обратное будет неверно, что у всех нелюбимых нами людей, в игре задействована проекция тени. Нет, такие проекции происходят лишь тогда, когда наше отвержение заряжено «сильными эмоциями». «Покажи человека, который тебя приводит в ярость, и я покаже тебе твою тень».

Символы, сказки, мифы

В Юнговской психологии исходят из того, что сказки и мифы кое-что говорят о проблемах и их решениях, так как они выбирают темы, значимые для коллектива. Сказки используют при этом символический язык, который не ограничен исторической эпохой и понятен людям интуитивно. Сказки постоянно задают кризисную ситуацию, которую нельзя преодолеть старыми паттернами поведения. Чтобы преодолеть кризис, необходимы метаморфозы, какие именно? Как раз об этом и говорят сказки на символическом языке.

Чтобы добиться психической целостности или по меньшей мере к ней приблизиться, необходимо пройти процесс, в котором добиться контакта с бессознательной сферой и согласиться на интеграцию бессознательных частей в повседневную жизнь. Процесс этот назван Юнгом «индивидуацией». Юнг в книге «Психологические типы» даёт следующее определение: «В принципе индивидуация является процессом формирования и обособления индивидуума, прежде всего формирование психологического индивидуума, существа, отличающегося от всеобщего, от коллективной психологии. Поэтому индивидуацией называется процесс дифференциации, имеющий своей целью формирование индивидуальной личности. Индивидуация является естественным явлением, а помехи на её пути в результате преобладания ориентации на коллективные мерки означает нанесение вреда индивидуальной жизнедеятельности». Говоря более простыми словами: индивидуация обозначает становление своей собственной Самостью.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector