ПСИХОЛОГИЯ

Школьная дезадаптация в психологии это

Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки

Школьная адаптация – сложный, системный и длительный процесс усвоения ребенком новой социальной ситуации, социального статуса, системы обязанностей и прав, системы социальных взаимоотношений. В результате этого вырабатываются новые формы и средства поведения, перестраиваются все системы организма.

При неподготовленности ребенка к школе, принудительном переходе от дошкольника к школьнику высоки риски дезадаптивного поведения: пассивный или активный протест, невротизация, самотизация. Подобные проявления требуют незамедлительного вмешательства психологов и оказания соответствующей помощи.

Суть школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:

  • недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
  • проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
  • недостатки семейного воспитания;
  • сложность и интенсивность образовательных программ.

Признаки

Дезадаптация оценивается по следующей таблице.

Уровень адаптацииХарактеристика ученика
НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.

Формы дезадаптации

Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:

  • неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
  • болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.

Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.

  • К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
  • Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.

Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.

Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.

Риски школьной адаптации

Смена устоявшегося уклада жизни и режима дня для первоклассника является настоящим стрессом. В связи с этим можно выделить несколько рисков:

  • Нарушения развития (физического, психического и интеллектуального), проблемы со здоровьем.
  • Формирование заниженной самооценки, способной перерасти в комплекс неполноценности. В свою очередь это может спровоцировать задержку психического и интеллектуального развития, развитие асоциального типа личности.

На основе возможных рисков и проявлений дезадаптации можно выделить 3 категории проблем адаптации к школе:

  • отношения с педагогом (например, непонимание специфики роли учителя как последствия социальной депривации);
  • отношения с одноклассниками (например, проблема в налаживании контактов, неумение работать в коллективе как последствие чрезмерной родительской опеки);
  • отношения с самим собой (формирование заниженной или завышенной самооценки как следствие строгого или расслабленного стиля воспитания).

Как мы видим, многие из представленных характеристик базируются на личностных качествах ученика, темпераменте и характере: прилежность, трудолюбие, усидчивость, дружелюбие, активность, открытость и другое. Источником формирования этих черт является не столько наследственность, сколько семейное воспитание.

Причины дезадаптации

Согласно исследованиям Т. С. Копосовой, 30-48 % первоклассников страдают задержкой развития, что затрудняет адаптацию к школе. Первопричины данного явления кроются в детско-родительских отношениях.

  • Дети с задержкой психического или физического развития, как правило, лишены внимания, любви, заботы; с ними мало общаются, взаимодействуют.
  • То есть в возрасте до 7 лет дети не получали надлежащего ухода, удовлетворения потребностей.
  • При соответствующей коррекционной работе можно преодолеть задержки, дезадаптацию и добиться успеха в учебе.

Именно в период школьной адаптации детям важно понимающее и принимающее, теплое и поддерживающее отношение взрослых. Для успешной адаптации к школе важен:

  • учет родителями возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • понимание его возможностей и потребностей;
  • создание адекватной системы требований и ожиданий;
  • учет ближайшей зоны развития ребенка.

Как мы видим, перечисленные компоненты напрямую относятся к стилю семейного воспитания, поведению родителей, отношению к ребенку.

Можно выделить ряд возможных проблем с адаптацией, вызванных ошибками семейного воспитания (смотрите таблицу ниже).

ПроблемаПричина
Несфомированность навыков учебной деятельностиПедагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей
Слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельностиСтремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи
Школьный невроз или «боязнь школы»Ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности
Неумение приспособиться к темпу учебной жизниИгнорирование индивидуальных особенностей детей
Неуверенность ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудностиОграждение детей от трудностей и самостоятельности
Болезненность ребенка, увлеченность внешкольной жизнью (общение со сверстниками)Зависимость поведения родителей от оценок ребенка (ориентация на оценки)
Отказ ходить в школу, невротические и психосоматические реакцииДискредитация школы в глазах ребенка
Повышенная тревожность, боязливость, неадекватная реакция на стрессЗавышенные требования к ребенку, амбиции

Советский психиатр А. Е. Личко выделил несколько типов разрушающего родительского поведения (стиля воспитания): гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Подобные стили не только не помогают ребенку справиться с трудностями адаптации, но и усугубляют их, создают новые. Соответственно, рекомендуется избегать таких отношений.

Источник

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

Профилактика школьной дезадаптации

Комплексными в решении данной проблемы должны быть как методы коррекции, так и способы профилактики. На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией.

Это компенсирующие классы, социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, которым обучают школьных педагогов.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь сообща.

Здесь все силы бросаются только на один важный результат – восстановить позитивное отношение ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

С появлением позитивного мышления у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству и к окружающим. Когда будет ясно, что ребенок начал испытывать радость от школьной среды и учебного процесса, тогда и школа перестанет быть проблемой.

Одна идея о “ Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика ”

Я с первого класса был в коррекционном классе как бы я хотел учиться в нормальном классе всё бы за это от дал.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector