ПСИХОЛОГИЯ

Школьная психология в сша является

Школьная психология в сша является

Татьяна, расскажите о национальной модели школьной психологической служба США.

Школьная психологическая служба в Америке была создана более ста лет назад. Несмотря на долгий период становления в настоящее время процесс оказания психологических услуг продолжает совершенствоваться и каждый год подвергается доработке. Школьным психологам отведена особая роль, они являются мостом между службами специального образования и школой.

Школьный психолог и школьный практический психолог (counselor) — это два разных специалиста. Ведущая роль отводится школьным психологам, непосредственно занимающимся тестированием, по результатам которого все учащиеся либо проходят дальнейшее обучение с определенным уклоном, либо получают «инклюзивное» образование.

Следует отметить, что в Америке нет специализированных школ. Все учатся в одном учебном заведении, единственное отличие — подбор специальных программ для неуспевающих учеников.

Построением эмоциональной основы индивидуального роста, на которую ребенок сможет опираться в дальнейшем, занимаются школьные практические психологи. В их обязанности входит посещение классов, работа в малых группах и индивидуальные занятия (куда детей направляют родители, учителя, иногда они сами обращаются за помощью), консультации с родителями, учителями и администрацией.

Интересный факт: на протяжении уже нескольких лет приоритетом при взаимодействии с учащимися является работа с чувствами, эмоциями. Школьный практический психолог призван распознать трудности, которые испытывает ребенок, и дать ему необходимую поддержку.

Национальная модель для практических психологов (НМПП) — некое руководство к составлению и проведению программ, она определяет в общих чертах работу психологов. Модель может быть принята в одном штате и отвергнута в другом. НМПП рекомендует соотношение 250–300 учеников на одного психолога-практика, но в реальности хорошо, если на одного приходится 500 учащихся, а существуют такие регионы, где один специалист разъезжает по двум, а то и трем школам.

Практические психологи выступают в качестве адвокатов своих программ. Все результаты работы фиксируются документально, выявляется их валидность. По запросу администрации проводится скрининговая диагностика, которая позволяет выявить значение индивидуальных занятий по сравнению с групповыми. Главный показатель хорошей работы — улучшение поведения ребенка или снятие проблемы. Тем не менее порой руководство, учителя не верят в успех деятельности психологов.

А что такое Американская ассоциация школьных практических психологов?

Ассоциация школьных практических психологов (American School Counseling Association) базируется на совместных решениях профессионалов. В каждом штате существует ветка ассоциации со своим президентом, секретарем. Любой психолог, обратившись в ассоциацию, может получить ответы на все интересующие его вопросы.

Психологи-практики на общем заседании ассоциации вырабатывают набор критериев, которого нужно придерживаться при построении групповой и индивидуальной работы, принципы доставки услуг, систему управления программой и подотчетностью. Все перечисленные факторы внесены в Национальную модель, которую используют психологи в виде базы для своей работы.

Какова рабочая неделя психолога в соответствии со ставкой? Есть ли у психолога специальные методические (учебные) дни?

Практические психологи работают по такому же расписанию, что и учителя, — 37,5 часов в неделю. Конечно, это в идеале. Часто приходится задерживаться, чтобы закончить работу, позвонить родителям, подготовиться к конференции с учителями, подготовиться к следующему дню, так как в течение рабочего дня на все это, как правило, не хватает времени.

Рабочий день в целом составляет 6 часов (иногда до 8); 4–5 часов минимум психолог проводит с детьми. Обычно мы ведем несколько занятий в классах по 30–40 минут, проводим тренинги, беседы и обязательно консультации. Если поведение ребенка характеризуется как девиантное, то этим занимаются уже клинические психологи в специальных службах.

Отдельных методических дней нет. Повышение квалификации осуществляется благодаря участию в конференциях, специальных тренингах, предлагаемых школьной системой.

С детьми какого возраста приходится работать психологу в школе и есть ли обязательный курс по психологии в школьной программе?

Практический психолог обязательно работает в старших классах (так сложилось исторически). В средних и младших сегодня тоже появились практические психологи, но периодически поднимается вопрос об их необходимости, особенно в младших классах. Что касается тем и программ, они определяются нуждами школы, и практические психологи должны руководствоваться нормативами НМПП (Национальной модели психологической службы).

Одна из обязательных программ — это «Воспитание личности» (Caracter Education). Предполагается, что такая программа будет проводиться в каждой школе и для всех возрастов. Цель — помочь детям развить личностные качества: уважение, ответственность, умение заботиться о себе и о других, умение работать сообща, быть хорошим гражданином и др. Программу проводит практический психолог. Предлагается множество дидактических материалов: игр, книг, видеоматериалов, чтобы облегчить работу, что позволяет учителю продолжить начатое.

Одна из профилактических программ, которая широко представлена в США, — «Неделя Красной Ленты».

А что это такое?

Цель: профилактика вредных привычек. В октябре по всей стране проводится «Красная Неделя». Во время мероприятий детям объясняют, почему вредно употребление алкоголя, наркотиков, курение и как они влияют на растущий организм.

Мероприятия проходят во всех классах, в них вовлекаются и учителя-предметники. Например, ребята с преподавателем в рамках урока могут сочинять стихи, слоганы или, например, рассчитать, сколько курильщик тратит денег в год на сигареты.

Каждый день что-нибудь происходит. Скажем, в течение одного дня все носят одежду задом наперед и украшают ее девизом: «Повернемся спиной к выпивке, наркотикам и курению!»

Мероприятие пользуется огромным успехом у учителей и учащихся всех возрастов.

Как проходит профориентация в школе?

Профобучение начинается в США с начальной школы, проводятся специальные занятия в игровой (тренинговой) форме. В дальнейшем дети начинают знакомиться с профессиями. В старших классах ребята рассматривают уже выбранные для себя профессии, определяют учебное заведение (академия, университет). Каждая профессия очень уважаема — будь то водитель или полицейский.

Какая нормативная документация сопровождает деятельность психолога?

Существует профессиональный этикет (Ethics) — руководство для профессионалов. В нем прописана такая норма поведения, как конфиденциальность, сказано, сколько раз можно проводить индивидуальные занятия с ребенком и когда психолог обязан связаться с родителями, чтобы обсудить возможность направить его в агентство или центр (mental health centers) для получения дальнейшей клинической помощи, если школа уже не может помочь. Для уточнения информации школьный психолог обязательно свяжется с центром и будет всячески содействовать решению проблемы.

Зачем школьному психологу в США нужна лицензия и кто ее выдает?

Лицензия требуется для работы в школе. Требования для ее получения разнятся от штата к штату, но основные следующие: образование (аспирантура-магистратура, в России это считается законченным высшим, здесь это называется аспирантурой) и хорошая практика. Подготовка проходит в аккредитованном университете, практика — в школе под чутким взглядом супервизора и преподавателя университета. Это, как правило, 600 часов, и затем надо успешно пройти тест (набрать определенное количество баллов). Выдается лицензия отделом образования штата.

Российские психологи известны в Америке?

Всеобщее признание получил Л.С. Выготский. Его труды цитируются во многих изданиях, американские психологи ссылаются на его работы. Зона ближайшего развития представлена в статьях и книгах, когда речь идет об изучении психического развития и обучении.

И.М Сеченов и И.П Павлов также широко известны. Они выступают, как основоположники рефлекторной теории, изучавшие безусловные рефлексы.

Источник

История и современное состояние психологической службы за рубежом (США, Франция)

Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера мы можем рассмотреть опыт школьной психологии ряда стран.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800 годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законом предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.

В системе образования выделяется несколько уровней функционирования психологической службы.

1. Тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.

2. Работа направлена как на тех учащихся которым необходимо специальное обучение так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.

3. Прямая психологическая помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

Собственно психологическая служба осуществляется, начиная со второго уровня когда психолог переходит от подсчета и интерпретации баллов теста к психолого-педагогическому клиническому обследованию учащихся.

Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально предназначенной для отбора, селекции детей, все четче проявляются новые, прогрессивные тенденции, которые находят организационное воплощение и широкое практическое распространение в детской практической психологии.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. В 1905 году Министерство образования Франции попросило исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. ВВ 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А.Валлона. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой А.Бине, А.Валлон полагал, что ее цель не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы,. – отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям. Отмечается, что тестирование не позволяет определить перспективы развития учащихся, оно дает неверные результаты при обследовании подростков из низших социальных слоев и из культурно отсталых районов. Кроме того, эта методика основной акцент делает лишь на одном виде одаренности — интеллектуальном.

Эту же мысль подчеркивал немецкий ученый И.Мюллер (1960), считая, что при современном уровне технического и экономического развития, для того чтобы овладеть профессией и преуспеть в жизни, требуются кроме определенного уровня умственного развития и другие способности и качества: умение хозяйственно мыслить, технико-конструктивные и технико-практические способности, активная волевая и эмоциональная деятельность, энергия и настойчивость и т.д. Сейчас нельзя, по мнению автора, ценить человека только со стороны его интеллектуальных способностей, надо оценивать его всесторонне, как становящуюся личность.

Глубокую неудовлетворенность формальными психометрическими тестами давно уже выражают английские психологи. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность. Одним из существенных недостатков тестового материала они, в частности, считают полное игнорирование эмоциональных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются существенной частью поведения. Э.Стоунс пишет, что использование тестов приводит к разделению людей на тех, у кого высокий показатель IQ, и на тех, у кого он низкий. Однако, отмечает он, в последнее время растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам, состоящим из приблизительно одинаковых по психологическим характеристикам людей (слабоумные, тупые или плохо обучаемые), внимание фиксируется на конкретных трудностях научения, с тем, чтобы выявить природу этих трудностей.

3. Общее понятие о психологической службе образования: цели, задачи, значение, структура.

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект — проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования – нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых – работать с детьми, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чет располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект – создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или группа практических психологов в образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической службы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских областных и краевых управлениях образования; отделы психологической службы – в республиканских и федеральном министерствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, мак и учреждениям образования и всей образовательной системе в целом.

Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы практическими психологами образования.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста

2. развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

3. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой

4. оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Психологическая служба образования -один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраст, основной задачей -содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства, основным средством -создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны, Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты – при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность. Оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. Консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службы образования – головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть