ПСИХОЛОГИЯ

Школьная успеваемость в психологии

Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости детей младшего школьного возраста
статья

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimosvyaz_psihologicheskih_osobennostey_i_uspevaemosti_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости

детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности. В системе обязательного среднего образования начальное обучение призвано давать детям не только общекультурные навыки чтения, письма и счета, а, прежде всего, готовить к сложной и длительной дальнейшей учебной работе. А это означает, что уже в младших классах дети должны получить необходимое психическое развитие и хорошее умение учиться.

На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки, создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.

Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками. В свою очередь, успешность обучения во многом определяется уровнем общего психологического и интеллектуального развития, характеризуемого в частности такими показателями как общая ориентация в окружающем мире, свойства внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы ребенка, темпераментом и характером.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Таким образом, психологические особенности ребенка взаимосвязаны с успеваемостью. Учитель, организуя учебно-воспитательную работу, обычно соотносит достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчет представления о характере и темпераменте каждого ребенка, реальные возможности детей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний и на успеваемость в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят.

Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста (Подборка психологических статей, статьи взяты из сети Internet, из печатных источников).Межличностные отношения (КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ.

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал.

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя.

Психологические игры дял детей начальных классов.

Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов.

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью.

Источник

Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
статья по теме

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_2.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная успеваемость школьного обучения

как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования, только тогда, могут быть выполнимы, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [4, с150].

Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости [5, с.15]:

— делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний

— стремиться к знаниям творческого характера, к самостоятельному их добыванию

— активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности

— стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении[3, с.234].

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника[5]:

— не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

— избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

— не стремится получать новые знания теоретического характера;

— не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого, знания неуспевающих школьников имеют бессистемный, фрагментный характер[1, с.24].

Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. Одной из причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трех аспектах.

Первый аспект: личностная готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности. Ребенок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребенка в школе. Этот аспект предполагает: аналитическое мышление, логическое запоминание, интерес к знаниям и процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.

Третий аспект: социально – психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает: способность справляться с ролью школьника, умение подчиняться интересам и обычаям класса, развитие у детей потребности в общении с другими.

Существуют и «внешние» причины, «проблемы учителя»: стиль отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя [2, с 357].

У неуспевающих школьников имеется яркое отличие от успевающих.

Это различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что «успевающие» проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого. «Неуспевающие», поставленные перед необходимостью решения, какой – либо, познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову[5].

Таким образом, в основе школьной неуспеваемости младших школьников лежит комплекс причин: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с учителем, несформированнность мыслительных процессов, неготовность к обучению.

Список используемой литературы:

  1. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться [Текст] / Бардин. – М.: Знание, 1980 г.
  2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / Венгер, Цукерман А.Г. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004 г, 534 с.
  3. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Под редакцией Бабанского Ю.К. [Текст]. Ростов – на Дону, 1972 г. – 523 с.
  4. Калмыкова Е.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / Калмыкова. – М.: Знание, 1982 г. – 338 с.
  5. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению [Текст] // Ж. Советская педагогика. -1984 г. №11. – с.12 — 13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы.

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ.

из опыта работы со слабоуспевающими детьми.

В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего поколения, наблюдается усиление ответственности так.

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе.

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения.

Источник

Психологические факторы развития и их влияние на школьную успеваемость.
статья по теме

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов, на родительском собрании для работы по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
psikhologicheskie_faktory_razvitiya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические факторы развития

и их влияние на школьную успеваемость.

Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей. Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.

Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности — эмоциональной, мотивационной, волевой, характерологической. Под влиянием чего осуществляется умственное развитие? В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием — обучения и воспитания.

Что же понимается под психологической готовностью детей к школьному обучению ? Речь идет о кардинальной перестройке всего образа жизни и деятельности ребенка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребенка, которые охватывают не только интеллектуальную, но и мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности ребенка. Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов.

Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре . Именно в игре, как известно, формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями правилам, формируются все психологические новообразования дошкольного периода развития и закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития. Однако в жизни, особенно в последние годы складывается тревожная ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют. Так, развитая форма игры имеет место лишь у 18% детей подготовительной группы детского сада, а 36% детей подготовительной группы не умеют играть вообще.Это искажает нормальный путь психического развития и негативно отражается на формировании готовности детей к обучению в школе.

В числе одной из причин этого называется неправильное понимание родителями и воспитателями подготовки детей к школьному обучению. Вместо того, чтобы предоставить ребенку наилучшие условия для развития его игровой деятельности, взрослые, отнимая время от игровых занятий и искусственно ускоряя детское развитие, учат его писать, читать и считать, то есть тем учебным умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в следующем периоде возрастного развития.

Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.

К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение.

Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми, психологических умений обучение невозможно .

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.

Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности. К таким свойствам относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность- неуравновешенность нервных процессов .

Не обуславливая уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.

Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.

Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требования учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности.

Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе . Важную роль в преодолении процессуальных трудностей в учебном процессе у школьников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами играет учитель, которому необходимо знать и владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.

Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой.

— Могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону.

— Любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;

— Планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме.

— Предпочитают использовать опоры, наглядные изображения ( графики, схемы, таблицы).

— Склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.

— Длительная, напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает)

— Работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени)

— Высокий темп постановки вопросов.

— Работа в ситуации, требующей отвлечения.

— Работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения.

— Ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.

Современный взгляд на содержание и пути умственного развития школьников тесно связан с теоретическими представлениями о когнитивных структурах, с помощью которых человек извлекает информацию из окружающей среды, осуществляет анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе.

В связи с этим представлением главной задачей школьного обучения должно быть призвано формирование структурно организованных и хорошо внутренне расчлененных когнитивных структур, являющихся психологической базой приобретаемых знаний. Только такая база может обеспечить гибкость и подвижность мышления, возможность мысленного сопоставления разных объектов в самых разных отношениях и аспектах, другими словами, приобретенные знания будут не формальными, а действенными, дающими возможность широкого и разностороннего оперирования ими. Поэтому в процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями:

— целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;

— предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности.

Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, размывая влияние фактора умственного развития. Другими словами, прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития –только один из них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов.

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.

«Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей учеников младшего школьного возраста».

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности.

laquo;Влияние типов темперамента на школьную успеваемость&raquo.

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector