ПСИХОЛОГИЯ

Школьный учебник по психологии

Именно дети 3-5 лет

«На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.”

Макаренко А.С.
педагог и писатель

«Детство — фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной.”

Януш Корчак
польский педагог, писатель

Современное дошкольное образование: расстановка приоритетов

В современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7–8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope» [1, 2].

Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, то есть чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования.

Что касается иностранных языков, то заниматься с детьми английским языком можно с 5 лет. Британские учёные доказали: чем раньше — тем лучше. После обучения на курсах иностранных языков под руководством опытных педагогов ребенок будет наслаждаться книгами, песнями и фильмами на английском, заводить друзей из других стран, это впечатляет!

Современные исследования подтверждают то, что прогрессивная отечественная и зарубежная психология утверждала всегда. А именно, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

1. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.

2. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.

Источник: «Современные проблемы дошкольного образования» Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19

Источник

Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений

В своей книге академик психологии Яков Львович Коломинский знакомит читателей с основами современной психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения поведения человека. Вы узнаете, как формируется психика человека, какие законы управляют ощущением и восприятием, памятью и мышлением. Специальные разделы книги посвящены истории развития психики, потребностям и способностям, характеру и темпераменту человека. Эта книга может служить не только основным пособием для занятий по психологии в старших классах средней школы, но и верным помощником для студентов первокусников психологических, педагогических, гуманитарных и негуманитарных вузов в качестве вспомогательного пособия по курсам «Основы психологии», «Введение в психологию», «Общая психология».

Оглавление

Читайте еще:

Часть четвертая• Задавайте вопросы. Чего вы ждете от меня во время этой встречи? Чего вы ждете от меня, как от вашей невестки? Чего вы ждете от наших отношений? Чего ты ждешь от меня, как от спутника жизни?

Глава 2. Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков.Неполная семья ослабляет эффект психотерапии только у девочек вследствие аффективно-настороженного отношения к врачу-мужчине, непроизвольно ассоциируемому с ушедшим из семьи отцом. В полных семьях достижению прочных психотерапевтических результатов препятствует конфликт между родителями.

Часть третья. В чем суть процесса общения?Мета-программы столь же разнообразны, сколь и универсальны. Мы сталкиваемся с ними каждый раз, когда за чем-то наблюдаем, о чем-то спрашиваем и выслушиваем ответ. В большинстве случаев, особенно когда дело касается наших хороших знакомых, распознать мета-программы людей не составляет труда, коль.

Часть IПосреди этого зала, в полутьме, стоит мощный, крупный, весьма высокий для своего времени мужчина лет пятидесяти, глубоко погружённый в свои мысли. Вся его фигура является как бы продолжением этого большого зала с пустыми стенами из дикого камня, тяжёлой дубовой мебели и огромного камина с почти.

Глава 6. Типоведение с 9 до 5Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнёте замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно. К примеру, вы можете быть ярко выраженным экстравертом (E), слабо выраженным интуитом (N), умеренно выраженным логиком (T) и ярко выраженным.

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных — у человека имеются мотивация и «сила воли»Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе пренодавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

нвый тлвзор интреная пргрмма мультилкционный фильм ржий кот мрские влны слдкий прог тмтный сок хтрый мшнок скльзкий лед знмнтый артст чрные тчи прлвноОтработка этого умения имеет большое значение не тслько для ускорения. процесса считывания текста, но й также для повышения общеязыковой культуры и грамотности.

ВведениеДумаю, что из тех, кто чувствует тягу к силе, из тех, кому это импонирует, кто стремится к этой встрече с силой, многие доходят. (Когда мы говорим «многие» – это человек сто в мире, сто пятьдесят, двести в лучшем случае, на каждый момент времени. Это очень много.)

ПРИЛОЖЕНИЯКто боится сломаться, потерять лицо, часто реагирует на такие попытки очень болезненно и дает сдачи.

Источник

Школьный учебник по психологии

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач . — М.: «Плэйт», 2003. — 32 с: ил.

Оглавление
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей
О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей» (Задание для взрослых)
Заключение
Рекомендации
Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком
Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Стр. 1
Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Академия, 2004

В пособии раскрыто общетеоретическое содержание психологии эмоций (теории, генезис, структура эмоций), описаны возрастные особенности эмоциональной сферы детей. Представлены различные методы изучения, коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка, отражающие современные научно-теоретические подходы к этой проблеме. В приложении приведены апробированные в практике психологической работы методы диагностики, коррекции и обогащения эмоциональной сферы ребенка, а также программа спецкурса «Эмоциональная сфера ребенка». Пособие снабжено терминологическим словарем и библиографией.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно детским практическим психологам.

Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы
Автор/составитель: Никифорова Л.-М.: Книголюб, 2005.-46с.
Серия: Психологическая служба

В пособии даны рекомендации по созданию у детей дошкольного возраста образов таких эмоциональных состояний, как радость, гнев, страх, вина, стыд, через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление. Показаны пути контроля и коррекции у детей поведенческих расстройств: агрессивности, расторможенности, застенчивости и других. Адресовано психологам, воспитателям, гувернерам и родителям.

Прихожан А. М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программы составлены психологами, имеющими большой опыт практической работы. Книга адресована психологам, воспитателям, педагогам.

Н. А. Сакович. Практика сказкотерапии

Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.
Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям.

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.

Автор знакомит с простыми и эффективными средствами диагностики и коррекции детских страхов. Рекомендации помогут родителям не только распознать проблемы ребенка, когда они уже есть, но и выстроить детский досуг максимально безопасным для становления психики образом. Книга включает авторскую коррекционно-развивающую программу по снижению страхов у детей с помощью сказкотерапии. В сказочном мире дети чувствуют себя защищенными, доверяют взрослым свои опасения, находят силу и опору в волшебстве. Кроме того, сказки способствуют развитию эмпатии, навыков саморегуляции, воображения, усвоению моральных ценностей и закладывают основы для здорового образа жизни.

Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей

Книга включает более 1000 вариантов заданий, развивающих игр, тестов, табличных, числовых, текстовых упражнений, направленных на развитие не только внимания, но и памяти, мышления и закрепления различных учебных навыков. Данное пособие предназначено для педагогов, методистов, воспитателей, детских психологов, родителей.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбатенко. Игры в сказкотерапии

В книге представлены психокоррекционные сказки и психологические игры, методические рекомендации по сказкотерапии, предложены удобные схемы работы с каждой сказкой, подробно описаны две программы сказкотерапевтических тренингов. Сказки и игры подскажут читателю путь преодоления собственных трудностей и решение таких общечеловеческих проблем, как одиночество, страх, агрессия, поиск смысла и ценности жизни.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.-СПб.: Речь, 2004. -352 с.
====================
Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. — СПб.: Речь, 2004. — 368 с.
====================
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
М: Речь, 2005 — 190 с.
В книге представлена программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.
Для психологов, педагогов, воспитателей, родителей.
===================
Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

В пособии изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разных возрастов. Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки. Описаны технологии психологической поддержки детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста. Показана специфика психологической помощи в периоды основных кризисов взрослости («встречи со взрослостью», «середины жизни», «встречи со старостью»). Отдельно рассмотрены вопросы помощи человеку в трудных ситуациях. В пособие включены конкретные примеры из опыта работы автора.
Пособие может быть полезно психологам-практикам, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией.
=====================
Колодзин Б.Как жить после психической травмы / Пер. с англ. Савельевой И. В. . — Б.м. : Кооператив » Шанс «, 1992. — 94с.

Оглавление
1.Что такое посттравматический стресс? 1
2. Миф о социальной адаптации. 5
3. Как распознать страх. 9
4. Как обрести внутреннее равновесие. 13
5. Общаться так, чтобы тебя понимали. 20
6. Как повысить устойчивость к болезням. 24
7. Как справиться с тяжелыми воспоминаниями. 30
Сны о войне. 31
Вспышки ярости. 36
8. Как изучать историю своей жизни. 37
9. Как примириться с “призраками прошлого”. 42
10. Труд, приносящий самоуважение. 46

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии
Проблемы онтогенеза в психологии. Категория развития в психологии
Проблема периодизации психического развития
Категория активности в онтогенезе
Категория адаптации в онтогенезе
Исследование проблем дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психологии
Проблемы нарушений в развитии ребенка в трудах Л. С. Выготского
Проблемы индивидуального развития в эволюционной неврологии и психиатрии
Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии.
Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии
Психологическое консультирование и его основные задачи
Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
Классификация видов психологической коррекции
Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии
Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии
Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Глава 2. Психологическая помощь детям с психическим недоразвитием
Клиникопсихологические особенности детей с психическим недоразвитием
Основные формы и направления психологической помощи

Глава 3.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Клиникопсихологические характеристики задержки психического развития
Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития

Глава 4 психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием
Клиникопсихологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием
Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием

Глава 5 Психическое развитие детей с церебральным параличом и основные направления психологической помощи
Из истории вопроса
Возрастная динамика психомоторного развития детей с детским церебральным параличом
Особенности сенсорноперцептивной деятельности детей с церебральным параличом
Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи
Клиникопсихологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом
Психологопедагогическое обследование детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Восприятие формы на доске сегена
Восприятие цвета предметов
Восприятие величины предметов
Исследование особенностей осязательного восприятия предметов
Исследование конструктивной деятельности
Исследование особенностей рисования
Исследование мыслительных процессов
Классификация предметных картинок
Обследование счетных навыков
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с детским церебральным параличом
Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с церебральным параличом

Глава 6 Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом
Клиникопсихологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
Основные направления психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом

Глава 7 дисгармония психического развития в детском возрасте и особенности психологической помощи
Клиникопсихологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском возрасте
Основные формы и методы психологической коррекции
Психологическая коррекция родительскодетских отношений

Глава 8 эмоциональные нарушения в детском возрасте и пути их коррекции
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
Заключение
Литература

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть