ОТНОШЕНИЯ

Школярское отношение к науке

5 троечников, ставших гениями. В школе не «блистали», а в науке без них не было бы фундаментальных открытий

Детей всегда увещевают хорошо учиться в школе. А еще лучше — если отлично. Аргумент, который используется, прост и вечен: мол, без образования не проживешь, если хочешь чего-то в жизни добиться, — учись.

Вот только не все, кто учится хорошо и даже отлично, чего-то такого особого добиваются. А некоторые школьные “троечники и тупицы” обогнали в своих открытиях не только свое время.

Здравствуйте, вот об этом мы и поговорим.

1. Томас Эдисон

В школе его считали “безмозглым тупицей”. Настолько неспособным к учебе, что даже попросили мать забрать его из школы. Надо сказать, что мать Томаса до замужества была школьной учительницей и научила сына читать и писать, прежде чем отдала его в школу.

Однако, учеба давалась с трудом и особого рвения он к ней не проявлял. Через 2 месяца его исключили из школы, передав с ним письмо его матери, в котором говорилось, что учителя исключили его как умственно отсталого из класса, где обучаются нормальные дети.

Мать была мудрой женщиной, очень любила сына, поэтому вслух ему прочитала другой текст. Томас настолько гениален, что школа не может такого вундеркинда учить вместе с обычными учениками и рекомендуют обучать его дома.

Правду великий изобретатель узнал только после смерти матери, прочитав сохраненное письмо из школы.

И как она оказалась права в своей невольной неправде, возможно, обиде на несправедливую оценку способностей сына!

Отлучение от школы освободило мальчика от ненужных знаний, первую научную книгу прочитал он, когда ему было всего 9 лет. Самостоятельно уже в этом возрасте изучал химию и физику.

Официально Томас Эдисон не окончил никакого учебного заведения. Но отсутствие дипломов об обучении не помешало гениальному изобретателю получить в общей сложности более 1000 разных патентов в таких сферах, как оптика, электричество, телефония и других.

Он был одним из тех, кто своими разработками сумел изменить мир в сторону прогресса.

Кстати, став взрослым, Эдисон говорил, что если бы его не отчислили из школы и он продолжал бы в ней учиться, он ничего бы не изобрел.

2. Альберт Эйнштейн

Умственно отсталым в школе считали и Альберта Эйнштейна. Удивительно, как быстро наклеивали ярлыки.

Проблемы у него, конечно, были, с детства он страдал аутизмом и очень болезненно воспринимал любое прикосновение.

В учебе не все было плохо, Эдисон успешно осваивал математику и латынь, а по другим предметам очень отставал от других учеников. Не нравилось преподавателям, что он с ними спорил, имея при этом низкие оценки.

Став взрослым, он оценил методы преподавания в этой гимназии, сказав, что материал там не изучали, а заучивали, что, на его взгляд, вредило учебе и не развивало творческое мышление.

Как итог, он не получил аттестата зрелости, да еще не набрал баллы в Высшее техническое училище в Цюрихе. Математика сдана была блестяще, а французский и ботаника, — увы.

Он остался в школе еще на один год, по-нашему, второгодник, и уже после получил аттестат и был принят в училище.

Дальнейшее известно всем. Знаменитая теория относительности. Нобелевская премия по физике и всемирная слава.

Человек, который плохо учился в школе, совершил в физике переворот и изменил бытовавшее представление о времени и пространстве.

3. Исаак Ньютон

Исаака Ньютона в детстве никто умственно отсталым не считал, хотя учиться начал он плохо. Были проблемы у мальчика со здоровьем, да и в семье, но скорее всего не было интереса к учебе.

Однажды в результате конфликта с одноклассником, Исаак был сильно избит противником. И в доказательство, что он тоже имеет силу, пусть не физическую, зато интеллектуальную, наверстал в учебе, да так, что даже огорчил поначалу своего дядю.

Ему показалось, что племянник испортил книгу, а он на странице учебника по математике старшего класса расписал подробное решение очень сложной задачи, этот материал они еще не проходили. Дядя был изумлен.

Мальчик был очень творческой натурой, самые разные изобретения, иногда смешные, иногда сродни шалости, воплощались им в жизнь еще в детстве.

А в дальнейшем — гениальный ученый, физик, математик и астроном.

4. Константин Эдуардович Циолковский

Человек, без которого невозможна была бы космонавтика, во втором классе был оставлен на второй год, а потом уже из третьего отчислен за неуспеваемость.

Причиной были жизненные невзгоды, проблемы со слухом на этом фоне, -он просто не мог расслышать объяснение учителей на уроках. Но никто в его положение входить не хотел, к нему относились очень строго.

После этого он официально нигде не учился, все, что он постиг, — плоды самообразования. Результаты впечатляющие. Он изготовил не только астролябию — прибор для измерения широт, но и токарный станок, запускал аэростаты.

Самостоятельно изучил школьные предметы, университетские дисциплины, занимался научной деятельностью и обучал частным образом учеников физике, математике.

Потом, правда, он сдал экзамены, чтобы получить разрешение для преподавательской деятельности.

Но не это главное. Без наработок этого мечтателя, наверное, был бы невозможен запуск человека в космос.

5. Сергей Павлович Королёв

Сергей Королев — продолжатель Циолковского. Если тот ученый, теоретик, то Королев как никто практик.

Увы, проблема в детстве одна — плохая учеба. И это показалось однажды не очень хорошим штрихом в общей картине.

В СССР долгое время никто понятия не имел, что генеральный конструктор космических кораблей, чье имя держалось в строжайшем секрете, — Королев. И когда уже после полета Юрия Гагарина имя его стало известно во всем мире, журналисты, естественно, начали копаться в биографии.

Хотели обнаружить отличника, чтобы показать подрастающему поколению, как надо учиться, но эти детали пришлось оставить в стороне. Учебой в школе генеральный конструктор не блистал. Средний бал — тройка, а бывало, что и меньше.

Да и дедушка с бабушкой, у которых Сергей жил после развода родителей, не требовали успехов в учебе. Зато больше времени оставалось на то, что определило не только будущее мальчика, но и космическое будущее страны.

Изучал авиатехнику, в кружках проектировал новые модели, проводил эксперименты.

И в итоге своей жизни, деятельности, призвания этот школьный троечник стал создателем спутников и ракет, осуществив реально полет экипажей космонавтов в космос.

Такие вот истории великих людей. Поэтому, когда будете требовать от своих чад отличной учебы, вспомните эти истории и подумайте, возможно, вы упускаете что-то главное.

Источник

Наука в школе

Существует мнение, что сегодня у школьников напрочь отсутствует научная составляющая образования. Научные школы были всегда, они существовали, находили разные возможности реализации научных программ для учеников школ. Однако не было определенной системообразующей структуры.

В советское время многоступенчатой системы, когда из районов переходили на республиканский уровень, потом ехали на федеральный и находили международные контакты, надо заметить, не было. В СССР наиболее талантливая молодежь концентрировалась в физмат школах. Они делали исследовательские работы и участвовали в олимпиадах, то есть научные работы велись, но не выходили на уровень конференций. Наука была элитной.

В каждом регионе РФ принята своя система. В целом, считается, что в Дальневосточном федеральном округе исследовательское движение развито похуже

В 90-е годы в России была создана система школьных исследовательских конференций. Сначала было несколько конкурирующих движений. Каждый считал, что они лучше, и каждый имел своих сторонников. Сегодня же наиболее популярной и зарекомендовавшей себя является всероссийская программа для молодежи «Шаг в будущее».

Программа «Шаг в будущее», как оказалось, очень востребована образовательной системой. Если раньше элементы науки были только в специализированных школах, то сегодня при поддержке центральных вузов, научных институтов наличие исследований в рядовой школе постепенно стало нормой. Пропуская учащегося через весь алгоритм исследовательской работы, при выходе мы получаем школьника с новыми умениями и навыками. Полученные компетенции очень востребованы в дальнейшей жизни.

Массовость имеет палку о двух концах. С одной стороны, создается впечатление, что наука – это легко. «Поработаю пару дней, подготовлю презентацию и выступлю – меня оценят», – думают некоторые юные исследователи. Это дезориентирует. Однако в реальности были научные публикации с научными подходами, многолетними данными, которые позволяли взрослым ученым сказать, что это хорошее научное исследование. Но это, конечно, избранные работы.

Школьник, который проделывает хоть часть этого пути, открывает для себя многое. Да, возможно, с точки зрения мировой науки он изобретает велосипед. Но много ли в школах средств, позволяющих на практике осознать известную истину? Пусть исследования станут одним из таких инструментов.

Михаил Черосов – доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

школярство

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 .

Смотреть что такое «школярство» в других словарях:

ШКОЛЯРСТВО — ШКОЛЯРСТВО, школярства, мн. нет, ср. 1. То же, что школьничество (устар.). 2. Сухой педантизм, схоластическая мелочность во взглядах, в отношениях к чему нибудь (пренебр.). Школярство в науке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Школярство — Школярство. Школьная ученость (иноск.) педантизмъ; сухая, тупая ученость, придирчивая, мелочная. Ср. Schulfuchserei. См. Педант … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

школярство — ШКОЛЯРСКИЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ШКОЛЯРСТВО — То же, что педантизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

школярство — сущ., кол во синонимов: 2 • ученичество (4) • школьничество (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Школярство — ср. разг. 1. Поведение, поступки школяра [школяр 1.]. 2. перен. Ученический подход к чему либо, неумение мыслить и действовать самостоятельно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

школярство — школярство, школярства, школярства, школярств, школярству, школярствам, школярство, школярства, школярством, школярствами, школярстве, школярствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

школярство — школ ярство, а … Русский орфографический словарь

школярство — а, с. 1) Збірн. до школяр; школярі. 2) рідко. Перебування в школі. 3) перен., зневажл. Наслідування примітивних, схоластичних норм, зразків; несамостійний, учнівський підхід до чогось … Український тлумачний словник

Школярство — качественная сторона любого обучения, характеризующая его ограниченность, формальность и оторванность от жизненных проблем, шаблонность, стереотипность. Школярское обучение – это и зубрежка, и бессмысловое заучивание для оценок, а не для развития … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

школярство — см. школярский 2); а; ср … Словарь многих выражений

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector