ПСИХОЛОГИЯ

Шпаргалка для студентов по возрастной психологии

Возрастная психология. Шпаргалка
Н. А. Лощенкова

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

Возрастная психология — это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология — отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности — отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология — отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Источник

Возрастная психология. Шпаргалка

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Читайте еще:

Часть II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И ВЫРАБОТКИМальчик настолько боялся собак (страх впервые проявился в возрасте примерно 11 лет), что ездил в школу окольным путем на двух автобусах, поскольку, если бы он пошел пешком напрямик, то на дороге длиной в 300 ярдов ему могла бы встретиться собака. Мы использовали эмотивный образ так: «Закрой.

Список литературыРазумеется, мы расскажем о последних открытиях, сделанных в области исследований на людях. Вы узнаете, что недавно появилась возможность управлять человеческими эмоциями с помощью тех самых веществ, которые использовались в опытах на животных.

7. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГУЛКИ ЗА ГОРОД *Пока мы разговаривали, я в основном молчал, лишь изредка вставляя замечание о том, что такой настрой не поможет решить проблему. В конце разговора мужа охватили депрессия и безнадежность. Я сказал, что на депрессию и безнадежность уже нет времени: удержать жену это не поможет, надо что-то.

Введение.Я знал сакатеку или, по крайней мере, я знал, кто он такой. Мы встречались, и однажды я покупал ему пиво. Он был очень вежлив и сказал, что я могу свободно останавливаться в его доме, когда мне это понадобится.

7) наказывать супруга молчанием и тХочется отметить, что по большому счету в очень многих семьях не любят по-настоящему своих детей. Конечно, родители заботятся о детях — кормят, одевают, стирают и т.д.

ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ— на их основе перестраиваются психические процессы восприятия, памяти, воображения. Актер в роли чувствует и мыслит иначе, чем в жизни

Если ребенок сидит в животе (говорятмогут занести инфекцию, а новорожлениый ребонок очень уязвим Вам ведь не хотелось бы награлить его коклюшем или євинкой?

Три кита семейного счастьяПрофилактика болезней — залог здоровой жизни. Это знают все. Но, к сожалению, люди порой очень беспечно относятся как к своему физическому здоровью, так и к духовному здоровью своей семьи. Постоянно откладывают визит к врачу и идут на прием к доктору только тогда, когда терпеть боль больше нет.

Глава XVIII,. управление отношениями и собой: «она уходит»Естественно, стоит произвести критический «разбор полетов». В любом деле катастрофы бесценны, они дают материал для самоусовершенствования. Она не ощущала вашей любви, не узнала, что вы планируете жить с ней долго и счастливо? Значит, со следующей женщиной нужно более эффективно решать.

Источник

Аурика Луковкина — Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка

Описание книги «Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка»

Описание и краткое содержание «Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка

1. Психология развития как отрасль психологии

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности.

Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она рассматривает различные процессы психического развития вообще. Психология развития отвечает на вопросы, что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы.

Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологии, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Онтогенез (от греч. on, ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек». Человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель», т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек», т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек». Это такой человек, который осуществляет выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития.

2. Современная возрастная периодизация

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный период делят на 3 стадии:

1) предзародышевую стадию. Составляет две недели;

2) зародышевую стадию. До двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;

3) стадию плода. Длится до появления младенца на свет.

Детство также делится на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);

2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);

4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Отрочество включает две стадии: подростковую, либо пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную. Длится до 22–23 лет.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных норм.

3. Периодизация развития человека Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, П. П. Блонского, З. Фрейда, Э. Эриксона

Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).

Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):

1) от 6 до 12 лет – ребенок посещает школу родного языка – период отрочества;

2) от 12 до 18 лет – юность – обучается в школе латинского языка;

3) от 18 до 24 лет – период возмужалости – юноша может поступать в академию.

Классификация Ж.-Ж. Руссо:

1) от рождения до 2 лет – период физического развития;

2) от 2 до 12 лет имеет место сон разума;

3) с 12 до 15 лет – активное умственное развитие;

4) с 15 лет и старше – период бурь и страстей.

Критерии периодизации, принятые в психологии:

1) внутренний критерий. П. П. Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:

а) беззубое детство;

б) детство молочных зубов;

в) появление постоянных зубов;

2) внешний критерий. Комплексные критерии возрастной периодизации:

а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:

– социальная ситуация развития;

– ведущий вид деятельности;

– характер протекания кризиса;

б) периодизация З. Фрейда: Фрейд рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:

– от рождения до раннего детства (оральный);

– пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;

– латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;

– период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет) активный генитальный;

в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

– младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;

– раннее детство, 2–3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

– дошкольный возраст, 4–5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;

– школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

– юношество. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью или диффузией идентичности;

– молодость: 20–30 лет. Характеризуется интимностью и солидарностью или изоляцией;

– зрелость: 30–40 лет. Характеризуется творческим началом или застоем;

– старший взрослый возраст и старость. Характеризуются целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.

4. Периодизация развития человека в отечественной психологии

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:

1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть