ПСИХОЛОГИЯ

Шпаргалка предмет задачи и методы возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

— Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

— Периодизация психического развития в онтогенезе.

— Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

— Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

— Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
— Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

— Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

— Возрастная и клиническая диагностика.

— Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

— Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
Метод наблюдения

Вспомогательные методы исследований:

— анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);

Сравнительные методы исследования:

— сравнение нормы и патологии;

Схема построения эмпирического исследования:

Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Источник

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Её практическое и теоретическое применение

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Её практическое и теоретическое применение

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

— Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

— Периодизация психического развития в онтогенезе.

— Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

— Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

.- Возрастная и клиническая диагностика.

— Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

Метод наблюдения (эксперимент: лабораторный, естественный)

Вспомогательные методы (беседа, интервью, анкетирование, тестирование)

Сравнительные методы (близнецовый, нормы и патология, биографический)

Социометрические методики (сравнение людей разных возрастов и т. д.)

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Формирующая стратегия исследования как альтернатива методу срезов

Формирующую стратегию предложил Л.С. Выготский.

Формирующая стратегия подразумевает целенаправленно моделирование общения ребёнка с взрослым, целью которого является усвоение культурно-исторического опыта.

3 этапа развития формирующей стратегии исследования развития:

1. Генетико-моделирующий метод – моделирование развитие ВПФ (Выготский)

2. Моделирование процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность (Леонтьев)

3. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись насколько они улучшили развиваемое качество.

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития в онтогенезе (Штерн)

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды.

Штерн создал теорию, согласно которой, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды. Определение, данное Штерном, было преобразовано в выражение, широко используемое как сторонниками, так и противниками теории двух факторов — «развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды».

В психологии биогенетический закон был некритически использован для объяснения индивидуального психического развития человека. Сторонники теории рекапитуляции стремились рассмотреть развитие поведения, когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка как краткое и быстрое воспроизведение стадий психического развития далеких животных и человеческих предков.

С.Л. Рубинштейн считал, что параллели и аналогии между психическим развитием ребенка и социогенезом обусловлены сходством логики познания ребенком мира и усвоения им культурно-исторического опыта в онтогенезе, с одной стороны, и логики создания культурного опыта в историческом развитии общества, с другой.

Основеные положения критики теории рекапитуляции стали: биологизация развития человека, отождествление законов развития человека и животных в онтогенезе; игнорирование фактора среды в развитии, представление о том, что развитие полностью определяется наследственностью, доминирование фатализма; неучет роли научения; игнорирование роли активной деятельности самого человека в развитии.

Критика биогенетического направления. Теория рекапитуляции.

Концепция рекапитуляции (Г.С. Холл) в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе.

В дальнейшем биогенетический закон был подвергнут критике в биологии. Выявлены значительно более сложные отношения между филогенезом и онтогенезом, чем простое повторение.

Основные направления критики:

• биологизация развития человека, отождествление законов развития человека и животных в онтогенезе;

• игнорирование фактора среды в развитии, представление о том, что развитие полностью определяется наследственностью, доминирование фатализма;

• неучёт роли научения;

• игнорирование роли активной деятельности самого человека в развитии.

Созданная Холлом теория рекапитуляции утверждала, что последовательность и содержание этапов развития заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции », согласно которому индивидуальное развитие , онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза.

Младенч.— животная фаза, детство — древний человек, подростковый — зарождение цивилизац.

5) Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме.

Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому буквально с первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию.

Однако эти законы ограничены простым феноменологическим описанием, не дающим ответа на вопрос: «Каковы причины развития?»

Д. Уотсон понимал недостаточность этих законов, поэтому попытался дифференцировать научение и развитие следующим образом. В обоих случаях результат— возникновение нового поведения. Когда поведение возникает в результате научения, а когда — в результате развития? Уотсон комментировал следующим образом: если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с научением напрямую — то это развитие; если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте развитие и научение осуществляются в условиях созревания, равно как нет развития нового поведения вне процессов обучения в широком смысле слова.

Вопрос№28-Кризис 3х лет

Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестрой- кой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружаю- щими. Отделение себя от других людей, сознание собствен- ных возможностей через чувство овладения телом, ощу- щение себя источником воли приводят к тому, что ребе- нок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выпол- нять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выра- жается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъяв- ления. Ощущать себя источником своей воли — важный момент в развитии самопостижения. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обост- ряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам при- емлемых форм обособления себя от окружающих. Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Кризис 7 лет.

Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.

Кризисы взрослости

Главная особенность развития в зрелом возрасте — минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека — его опытом, родом занятий, установками и т.д.

Постепенное построение и перестраивание социального понимания и поведения плохо вписывается в теорию стадий. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.

Наиболее противоречивые оценки возрастного развития касаются так назывемого кризиса середины жизни или кризиса сорока лет. Этот термин был введен Левинсоном (см. периодизацию Ле-винсона в гл. 1). Представление о кризисе середины жизни стало популярным и общеупотребимым. Однако многие исследователи сомневаются в том, что о кризисе середины жизни можно говорить как о чем-то происходящем в норме и со всеми людьми, в том числе потому, что люди, зная о том, что в 40-45 лет наступает кризис, склонны усугублять собственные проблемы, квалифицируя собственные переживания как проявления кризиса, в то время как на самом деле не испытывают кризисных переживаний.

Тем не менее, середина жизни в западной психологии рассматривается как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями, для других, напротив, этот процесс может быть болезненным. Но следует обратить внимание на то, что независимо от модели (перехода или кризиса), речь идет об особого рода рефлексии, о взгляде на собственную жизнь. Речь, собственно, идет о том, что человек в какие-то периоды жизни «делает», а в другие — осмысливает сделанное теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А.Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности — разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую — кризис взрослости — разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой — мировоззрение, во второй — личность (собственная позиция в культуре и истории).

Данная периодизация и соответствующие ей кризисы пока не были разработаны экспериментально. Но из общего контекста данной концепции следует, что перечисленные высшие стадии развития индивида являются нормативно-потенциальными, но далеко не всем людям реально удается достичь этих высших ступеней развития.

Из приведенного обзора видно, что экспериментально-психологические исследования отдельных возрастных кризисов, начатые работами Л.И.Божович в конце 40-х годов, составляют самостоятельный и представительный раздел возрастной психологии. Они закладывают основы содержательного анализа понятия «возрастной кризис», несмотря на то, что подчас сам термин «кризис» необоснованно сужался до поведенческого синдрома.

Возрастные кризисы детства.

Кризис новорожденное™ — акт возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.

Кризис одного года — возникновение автономной речи, прямохож-дение, гипобулические реакции как симптом поведения на рубеже первого и второго года.

Кризис трех лет — особенности поведения детей в кризисе трех лет — семизвездье симптомов; новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.

Кризис семи лет — завершение дошкольного детства; появление произвольности; потеря непосредственности; обобщение переживаний; дифференциация самооценки; структура мотивационной сферы; дифференциация отношения ко взрослому.

Кризисы отрочества. Предподростковый кризис: чувство взрослости — стремление быть и казаться взрослым; самоопределение — центральная тенденция начала подросткового возраста. Депривация этих тенденций — основа трудностей в воспитании.

Подростничество — стабильный возраст или критический. Интенсивное развитие личности в подростковый период; продолжительность подросткового возраста по разным исследованиям весьма разнится, подростничество членится на отдельные этапы; возникают новые интересы, меняющие личность в целом.

Теории старения

Старение и теория стресса

Нельзя обойти вниманием теорию знаменитого Г. Селье – отца стресса. Селье считал, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма в процессе жизнедеятельности и соответствует интенсивной жизни. В представлении Селье идея старения оказалась прочно связана с механизмами адаптации. «Адаптивность, -подчёркивает он , — является наиболее выдающейся характеристикой жизни». Таким образом, стресс является механизмом приспособления к окружающей среде, но до тех пор, пока не начинает изнашивать внутренние ресурсы человека. Небезграничны не только индивидуальные, но и видовые адаптационные возможности. Многие учёные согласны с выводами Г. Селье о том, что резкое увеличение сердечно-сосудистых и раковых заболеваний — результат истощения ресурсов адаптации.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Её практическое и теоретическое применение

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

— Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

— Периодизация психического развития в онтогенезе.

— Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

— Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

.- Возрастная и клиническая диагностика.

— Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

Метод наблюдения (эксперимент: лабораторный, естественный)

Вспомогательные методы (беседа, интервью, анкетирование, тестирование)

Сравнительные методы (близнецовый, нормы и патология, биографический)

Социометрические методики (сравнение людей разных возрастов и т. д.)

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector