ПСИХОЛОГИЯ

Шпаргалка возрастная психология кратко

Возрастная психология. Шпаргалка
Н. А. Лощенкова

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

Возрастная психология — это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология — отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности — отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология — отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Источник

Шпаргалка возрастная психология кратко

Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение

Бихевиоризм- наука о поведении. Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертураром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспослбления к среде. Поэтому с первых дней важными становятся процессы научения.

Термином научение обозначают относительно постоянное изменение поведенче¬ского потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом опре¬делении содержатся три ключевые элемента:
1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительно¬стью;
2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вооб¬ще никогда);
3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не происходит просто в результате взросления и роста).
В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию, но все же Уотсон попытался развести эти понятия. Он выделил законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций, увеличение колич выраженности реакций. Но понимал недостаточность своих законов и сделал следующую попытку разграничения научения и развития: в обоих случаях результат- возникновение нового поведения. Если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с обучением напрямую, но это развитие, если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте и научение и созревание проходят в условиях созревания.

Законы научения Торндайка:
Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула. Например для эффективного научения, когда в кач-ве подкрепления используется пища, животное должно быть голодным.
Закон подкрепления или эффекта- научение происходит только при условии подкрепления новой реакции.
Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее подкрепления.
Для бихевиоризма характерно утверждение, сформулированное Торндайком: законы научения универсальны для всех, от червя до человека. (тут проявляется позиция натурализма).
Основные направления в бихевиоризме — три теории: классического обуславливания, оперантного научения, социального научения.
Классического обуславливания: условный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, затем преобразуется в схему условный стимул => условная реакция.
Оперантного научения Скиннера: поведение => положительное подкрепление => усиление (повторение) => поведение. Систематический контроль , подкрепление желаемого адаптивного поведения. Например система жетонов в тюрьмах.
Социального научения Бандуры: принципиальные отличия научения человека от животных. У чел-ка – по механизму социального подражания, а у животных- путем проб и ошибок. Человек учится на чужих ошибках. Если бы каждый из нас вырабатывал новое поведение путем проб и ошибок, репертуар поведения был бы крайне ограничен. Опыт: 2м группам детей показывали фильм, где был агрессивный человек. В первой ситации он выходил победителем, во второй его наказывали. Первая группа детей потом вела себя агрессивно в играх с игрушками, а вторая нет. Схема: презентация модели поведения; разъяснение; имитация, воспроизведение ребенком; обр связь и подкрепление; оценка правильности поведения и подкрепление; упражнения.
Бандура считал, что способность к подражанию зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения Бандура связывает с процессами самоконтроля и самоподкрепления. Таким образом теория соц научения вышла за пределы факторного подхода, тк тут уже активность человека.
В бихевиоризме были факты о возможности сдвигов сроков обучения на более ранние возраста => лозунг: детство используется непродуктивно! => детей загрузили кружками, за

Проблема психического развития ребенка в теории социального научения
3 поколения
Первое поколение
Социальное научение (Миллер, Доллард)
Рассматривали клинический материал. Поведение является следствием первичных (врожденных) побуждений – голод, жажда, боль… Все они могут быть удовлетворены, но не угашены.
Подкрепление – то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции ( это редукция, снятия напряжения).
Научение – усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению.
Если в репертуаре поведения человека нет соответствующей реакции, то её можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придается большое значение мех-му научения путем проб и ошибок. С помощью подражания уменьшается кол-во ошибок. Мех-мы у чел и жив-го одинаковые.
Оперантное обуславливание
Теория оперантного научения (Б.Скиннер). Важнейшее условие выработки нового поведения (развития) – немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Появляется новая схема: поведение → положительное подкрепление → повторение → поведение. Отличие оперантного от классического: наличие систематического контроль с целью подкрепления желательного поведения.

Второе поколение
Социальное научение и развитие личности (Бандура)
Теория социального научения (А.Бандура). Акцентируются впервые принципиальные отличия научения у человека и животных. Научение у человека проходит по механизму социального подражания. У животных научение путём проб и ошибок, а у человека – путём имитации поведения социальной модели. (эксперименты с фильмами). Выделяются следующие этапы научения новому поведению:
— презентация модели поведения, подробное разъяснение
— имитация, воспроизведение ребёнком модели
— предоставление обратной связи и подкрепления
— оценка правильности поведения и подкрепление
— упражнения

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Третье поколение
Структура социального окружения (Бронфенбреннер)
( см. вопрос про – экологический подход)

С 60-х годов XX века многочисленные исследователи применяли теорию социального науче¬ния в изучении процессов приобретения широкой сферы поведенческих моделей, установок и убеждений, как индивидуальных, так и культуральных. Среди них — обширное исследование агрессии, а также исследования социального и антисоци¬ального поведения (например, помощи другим людям), гендерной идентичности, предрассудков и дискриминации, многочисленных психических и поведенческих расстройств, а также зависимостей от алкоголя и других психоактивных веществ.

Теория социального научения также имеет ограничения. Одно из них состоит в том, что ее представители склонны рассматривать процесс научения как улицу с односто¬ронним движением, не допускающим текущих взаимодействий и обменов между наблюдателем и моделью. Во-вторых, точно так же, как не все, что мы делаем, все¬гда является результатом окружающих нас внешних обстоятельств, не все, чему мы научаемся, — результат наблюдения за другими людьми и подражания им. Не¬которые вещи мы придумываем сами. Мы сознательно отказываемся от имитиро¬вания некоторых моделей поведения, наблюдаемых нами у других людей. Это может происходить даже тогда, когда эти модели являются адекватными и спо¬собствующими лучшей адаптации.

Экологический подход в исследованиях психического развития ребенка

Словосочетание «теория экологических систем» является обобщающим терми¬ном, охватывающим несколько разнообразных подходов к изучению развития (Lewis, 2000). Последователи данного направления утверждают, что развитие че¬ловека невозможно понять простым «механистическим» путем или посредством раскрытия системы причинно-следственных связей, что являлось традиционной нормой для всех исследований
Биоэкологическая модель. Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, берущая свои истоки в кон¬цепции Ури Бронфенбреннера и до сих пор уточняющаяся и разрабатывающаяся
В данный момент в пятой формулировке биоэкологической модели подчеркивается, что развитие человека — это динамичный, идущий в двух на¬правлениях реципрокный процесс, начало которого обусловлено генетическим фундаментом и который разворачивается в результате взаимодействия с непо¬средственным окружением. В первую очередь, непосредственное окружение -это члены семьи. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою сложную жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны ее эле¬ментов, взаимосвязей между ними, влияние более широкого окружения. По мне¬нию Бронфенбреннера и его коллег, социокультурная среда развития ребенка со¬стоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно обозначают в виде концентрических колец Характерной особенностью этой модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами во времени, составляющие пятую систему, называемую хроносистемой
Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ро¬лям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшего окружения, такого как семья, детский сад или школа. Эти взаимодействия называются проксимальными (максимально приближенными) процессами. Например, развитие ребенка в се¬мье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к его первым ша¬гам на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимо¬сти может побудить мать к поиску новых способов поддержки такого поведения. В силу своей непосредственности микросистема является уровнем среды, наи¬более часто исследуемым психологами и другими специалистами в области раз¬вития.
Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может по¬зитивно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, вниматель¬ное отношение учителей к ребенку, скорее всего, благотворно скажется на взаи¬модействиях с членами его семьи.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд).

Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной психологией. У него двухфакторная теория.
Человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и секс. целями. Секс цели- области тела, связ с удовольствием- эрогенные зоны.
Основные положения:
o Психологическое развитие понимается, как мотивационно — личностное.
o Развитие — это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.
o Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.
o Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.
o Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
Развитие личности состоит в становлении ее структуры:
ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция — побуждения.Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)
ЭГО – Я — прижизненное образование. Основная функция — помирить ид и суперэго. Эго — подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ — суперэго, ид и реальность.
СУПЕРЭГО — Сверх я — формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура — совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы — родители. Основные функции — контроль, наказание. Напралено против телесных потребностей.
Согласно Фрейду: Источник психического развития — влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо — прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.
Развитие — есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.
Эрогенные зоны — области тела чувствительные к стимулу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма. Сон — глобальное нарциссалическое состояние.
Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь. Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода — может возникнуть задержка или остановка, он будет возвращаться к этой стадии уже во взрослости.
В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально — пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.
На поздней стадии (орально — садистической) — любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.
1. Анальная стадия (1,5 — 3 г.).
Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения и релаксации. Встречается с запретами — внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. Если бы их не было, личность бы не развивалась, ограничение приводит к ососзнанию самого себя.
На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.
За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.
Происходит тестирование реальности: изучение возможностей получения удовольствия в условиях социальных норм и запретов.
2 фазы:
o Анально- садистическая 1-1.5 года противостояние ребенка и взрослого. Удовольствие от напряжения и боли => садо- мазо наклонности.
o Анально- ретентивная (удержание) 1.5-3 года Удержание- отпускание, ребенок начинает контролировать свои функции. Впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Нельзя шлепать ребенка, тк это станет удовольствием.

В случает фиксации два типа характера: анально- удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование) и анально- выталкивающий (тенденция к противостоянию, упорство, негативизм)
2. Фаллическая стадия (3 — 5, 6 лет).
Пик детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность — аутоэротичность, эротичность, теперь предметна. Первый выбор сексуального объекта. С матерью связано удовольствие => и мальчик и девочка выбирают мать. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери — Эдипов комплекс. Девочки к отцу — комплекс Электры.
Каждый ребенок неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. Амбивалентное отношение к отцу, т.к. ревнует к матери, но при этом сильный конкурент => хочет отождествлять себя с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.
Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.
Функции:
модель мужского поведения;
идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);
подготовка почвы к развитию Суперэго.
Суперэго — результат разрушения Эдипова комплекса.
К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М, Клейн .Малор, .Виниикотт).

Винникот: концепция гармоничного взаимодействия среды и развития ребенка. У среды- поддерживающие и развивающие ф-ции.
Ввел понятие холдинга – функция, которую реализует мать, поддерживающая ребенка. Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в спецефическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему.
Стадии:
1. 0-6 месяцев
Стадия экстримальной зависимости от матери. Стадия интеграции: мать и ребенок – единое целое.
2. 6 мес – 1 год
Стадия относительной зависимости.
3. 1 год – 3 года
Стадия достижения независимости. Развитие Я.
Омнипотенция – желание власти. По Виникоту уже младенцу свойственны омнипотентные потребности. Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью – покусывание груди.
+: мать умеривает активность ребенка => развитие self
-: мать отбирает грудь и дает бутылку => в будущем слабое Я.
Идеи Винникота:
o Единство матери и ребенка
o Развитие – переход от интеграции к автономии
o Развитие я обусловлено развитием активности.

М. Малер. Работала с аутичными детьми.
Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений.
Стадии:
1. Аутистическая фаза: 0-2 мес
Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.
2. Симбиотическая фаза: 2-6 мес
Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.
3. Фаза сепарации – индивидуации: 6 мес – 2 года
Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности.

Субфазы:
o Субфаза рождения , 6 – 10 мес, как бы вылупляется из яйца. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, объектное отношение.
o Субфаза повторения, 10 – 16 мес. Сепарация и объединение. Игра в куку, прятки.
o Субфаза фосстановления, 16 – 24 мес. Экспериментирование ребенка с расставанием со взрослым и с возвращением. Пытается установить наиболее комфортные отношения.
4. Фаза установления константности эмоционального объекта.
Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности.

Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым. Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Карен Хорни социально-ориентированная теория психоанализа: социум, общество как источние развития.
Общество и личность=сотрудничество. У человека есть врожденные потребности, а не влечения.У ребенка – потребность в безопасности. Это фактор, определяющий развитие личности.
Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности. Ребенок крайне уязвим, человек никогда не находится так близко к смерти, как в первые часы после рождения.
Если матери рядом нет, потребность в безопастности неудовлетворяется — у ребенка появл чувство тревоги.
3 варианта стратегий общения:
1. ориентир.на людей (уступчивый тип личности) Если негативн – уязвимость к мнению общества
2. движение от людей (изоляция) Отказ от контактов
3. движение против людей (агрессия)

Последователи Фрейда ,но новые концепции:
Юнг: Отказ от абсолютизации секс влечения как источника развития. Пересмотр влияния общества. Акцент падает на зрелые возраста.
Процесс индивидуации – процесс становления зрелой личности. Основная цель — интеграция личности и достижение ее целостности.
Стр-ра личности:
1.Бессознательное:
— коллективное
— личностное
2. Сознание
Сознание – производная от бессознательного. Коллективное бессознательное – универсальные архетипы – врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память.

Адлер: Эта теория предвосхитила положения культ-истор теории Выготского.
Индивидуальная психологическая концепция анализирует отношения семьи и ребенка в формировании личности ребенка.
Человек – целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни.
Развитие как самоопределение, развитие – выход из своей организмической оболочки.
— стремление к совершенству из-за чувства неполноценности. Источник – неполноценность органов ребенка.
Возникает понятие самопреодоления — Я-развитие.

Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.

Джон Боулби (Bowlby, 1973) доказывал, что младенцы человека появляются на свет с запрограммированными формами пове¬дения, которые позволяют им удерживать родителей поблизости и сохранять их в состоянии постоянной готовности откликнуться на их сигналы. По мнению Боул¬би, такие модели поведения выработались у людей и у других животных в процес¬се эволюции, частично потому, что они повышают вероятность защиты младенца от опасностей, а следовательно, выживания, достижения со временем половой зрелости и передачи им своих генов следующему поколению.
Боулби предположил, что привязанность основывается на запрограммирован¬ном поведении как младенца, так и заботящегося о нем взрослого. Он считал, что она возникает благодаря такому поведению и затем поддерживается за счет при¬носящих удовлетворение внешних событий, таких как телесный контакт матери и ребенка, утоление голода и чувство комфорта. Тем самым, согласно его теории, на развитие и сохранение привязанности влияет и наследственность, и среда. Со¬гласно Боулби, привязанность младенца к первому человеку, проявляющему о нем заботу, интериоризуется в виде внутренней операционной модели или схемы к концу 1-го года жизни. Младенец, используя эту модель, старается предвидеть и интерпретировать поведение матери и планирует собственные реакции. Как толь¬ко внутренняя операционная модель создана, младенец продолжает ее придержи¬ваться даже в том случае, когда поведение заботящегося о нем человека меняется. Так, мать, за время продолжительной болезни практически не занимавшаяся ре¬бенком, может быть отвергнута им после ее выздоровления, так как младенец принимает недостаточное внимание к себе за неприятие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что матери становится сложнее проявить отзывчивость
В конечном итоге Боулби и Эйнсворт пришли к убеждению, что тип взаимоот¬ношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образует основу всех будущих отношений. Эта точка зре¬ния рождает параллель с теорией раннего психосоциального развития Эриксона, о которой мы поговорим в этой главе далее.
Феномен привязанности (от 7 месяцев до 1.5 года). До года формируется базовое доверие к миру.
Адлер: у ребенка в этот период чувство общности. У отверженных детей этого чквства нет, у ихбалованных чувство, что весь мир работает на него.
Томас Харрис – 4 модели поведения. (не знаю надо ли, из ОПП)
1. Я плохой — ты хороший
Ребенок маленький, слабый, ничего не может => ситуация детства внушает чувство вины.
2. Я плохой – ты плохой
Ребенок без поглаживаний. Холодный к чувствам матери, нелюбимый, отверженный.
3. Я хороший – ты плохой
Я тебя буду наказывать, вырастают агрессивные люди, преступники.
4. Я хороший – ты хороший.
Мы можем сосуществовать, чтобы было хорошо.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector