Шпаргалки по пенитенциарной психологии
Шпаргалки по пенитенциарной психологии
Глава 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии
1.1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии
Будучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой достаточно выраженный предмет изучения.
Предметом пенитенциарной психологии является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания.
Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления.
Осужденные — люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности — первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.
Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи:
— исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);
— исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;
— изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;
— разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;
— изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);
— исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психологическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изучение традиций, настроений, конфликтов, различных психических процессов в коллективе осужденных. К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными. В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость. Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности — главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания взаимоотношения между воспитателями и осужденными;
— научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии. Исходя только из одного перечня задач, стоящих перед пенитенциарной психологией, можно сделать вывод об актуальности и огромном практическом значении вопросов, на которые она призвана дать ответы. А количество вопросов все возрастает. Их ставит перед пенитенциарной наукой, в том числе и перед пенитенциарной психологией, сама жизнь.
При изучении разнообразных психологических явлений, фактов важно учитывать как общие, так и специфические методологические принципы.
1.2. Общие и специфические принципы пенитенциарной психологии
Пенитенциарная психология может успешно решать свои задачи при условии строгого следования методологическим принципам. Под методологией любой науки, как известно, понимается внутренняя логика развития, принципы, которых наука должна придерживаться. Исторический и диалектический материализм, их ведущие принципы являются методологической основой пенитенциарной психологии.
Методологические принципы пенитенциарной психологии подразделяются на общие и специфические. К общим принципам относятся:
— принцип детерминизма (причинной обусловленности психических явлений, образований);
— принцип психического отражения (рефлекторность психической деятельности, ее активность);
— принцип историзма и социальной обусловленности психики человека — раскрывает социальные истоки формирования личности, требует при анализе преступного поведения осужденного в прошлом учитывать, на каком этапе развития личности оно сформировалось, основные факторы, этому способствовавшие;
— принцип развития — говорит о том, что нет ничего вечного, неизменного, застывшего, все находится в движении, следовательно, подлежит изменению и сознание осужденного, а вот в каком направлении — это во многом зависит от воспитателя осужденных, условий отбывания наказания;
— принцип личностного подхода — подразумевает не только неповторимость каждой личности, но и необходимость применения индивидуального подхода, целостного восприятия личности;
— принцип единства деятельности, сознания и личности — говорит о том, что сознание человека, определяя деятельность, само развивается в деятельности, преображается в ней, определяя новое качество личности.
Специфические принципы тесно связаны с общими, вытекают из них. К ним относятся:
— принцип исправимости (теоретически нет неисправимых осужденных, поскольку все они обладают сознанием);
— принцип соответствия целей исправления потребностям общества и личности осужденного;
— принцип социализации и гуманизации;
— принцип целостности процесса исправления личности осужденного (одновременно искореняются негативные и формируются положительные качества личности);
— принцип индивидуального подхода (учет возрастных, половых и иных индивидуальных особенностей осужденных).
1.3. Связь пенитенциарной психологии с другими науками и учебными дисциплинами
Пенитенциарная психология развивается успешно благодаря ее тесному взаимодействию с другими науками. В. Ф. Пирожков, один из соавторов учебника «Исправительно-трудовая психология», все связи пенитенциарной психологии подразделяет на пять групп.
К первой группе он относит связь пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками — в первую очередь с материалистической философией и физиологией. Материалистическая философия является для пенитенциарной психологии методологической основой, то есть определяет основные направления ее развития. Условно-рефлекторная теория И. П. Павлова является для пенитенциарной психологии естественно-научной основой, научно доказывающей исправимость осужденных в силу гибкости и пластичности нервной системы человека.
Ко второй группе относится связь пенитенциарной психологии с другими психологическими дисциплинами: общей психологией, социальной психологией, психологией труда и т. д. Пенитенциарная психология широко использует достижения этих отраслей психологии.
Третью группу составляет родство пенитенциарной психологии с правовыми науками, прежде всего с уголовно-исполнительным правом и криминологией. Уголовно-исполнительное право во многом определяет предмет и задачи пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология в свою очередь обеспечивает уголовно-исполнительное право научными сведениями и рекомендациями, способствуя тем самым развитию уголовно-исполнительного права.
Четвертая группа — связь между пенитенциарной психологией, педагогикой и организацией труда осужденных и экономикой ИУ. В чем же она заключается? Пенитенциарная психология черпает сведения о проявлениях личности из пенитенциарной педагогики. Пенитенциарная психология должна давать для разработки приемов и методов, используемых в пенитенциарной педагогике, необходимую информацию о психической деятельности человека и групп людей в связи с изменениями, происходящими в обществе, в общности осужденных.
И, наконец, пятая группа — связи пенитенциарной психологии с уголовной статистикой, математикой и особенно с математическими методами обработки материала.
Таковы взаимообогащающие связи пенитенциарной психологии и целого ряда наук и научных дисциплин.
Шпаргалка: Пенитенциарная психология
1 Психические состояния осужденного
2 Адаптация осужденных к условиям лишения свободы
3 Социальная реадаптация освобождённого
С точки зрения новичка в юридической деятельности, пенитенциарная психология, очень важна для всех без исключения людей. В местах лишения свободы может оказаться каждый без исключения. Для некоторых кто туда попадает это идёт на пользу, они полностью пересматривают свою жизнь, меняют её в лучшую сторону. Но для большинства, как правило, нахождения в местах лишения свободы отрицательно влияет. Как они будут себя там вести, и кем они будут, когда освободятся от наказания, в большинстве влияет от врача-психолога в данной колонии /тюрьме/. Так как осужденные находятся в постоянном напряжении, которое надо периодически снимать. Роль такого врача в местах лишения свободы очень важна, как и для осужденных, так и для работников исправительного учреждения. Сам факт заключения под стражу вызывает очень много отрицательных эмоций. Самое тяжелое приходятся на малолетних заключенных и на тех, у кого на свободе не осталось близких людей, которые бы его поддержали. Часто случается, что у осужденного во время его срока умирает родственник, либо он теряет семью, это всё очень влияет на психику человека, а уж в таких местах такое резкое крушение всех планов и надежд, в несколько раз увеличивается.
Я считаю, что изучения данного направления в психологии очень важна для юриста и интересна и не менее важна для любого человека. Мною выбрана эта тема для контрольной работы, потому как мне важно для будущей профессии, как общаться с людьми, бывшими или ныне осужденными и находящимися в местах лишения свободы.
1 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОСУЖДЕННОГО
Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определённом комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, освобождения); состояния нетерпения; состояние постоянного страха, опасения быть подверженным физическому насилию, унижению человеческого достоинства, быть преданным близким человеком.
Социальная изоляция усиливает угнетённое состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд, отдалённость от привычных мест. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетённости, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьёй. Такие осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации исправительного учреждения.
Типичным состоянием в местах лишения свободы, является тоска. Именно тоска по дому, родным, близким, свободе с особой силой действует на осужденных. Именно надежда вновь увидеть родных, дом и помогает выживать в местах лишения свободы. В результате появляется раздражительность, возбудимость, внутреннее напряжение. В некоторых случаях у осужденного на свободе никого нет, либо в связи с попаданием человека в такие места близкие просто отворачиваются, отстраняются. Именно из-за этого человек перестаёт верить людям, как в колонии, так и на свободе, ему всегда кажется, что его не поймут, его предадут. В результате появляется обида на всех, и на всё, что окружает, и сам того не подозревая, он начинает тихонько всем мстить. Месть порождает безразличие ко всему происходящему, а это, на мой взгляд, самое страшное в местах лишения свободы, для окружающих такого человека.
Уголовно — исполнительный кодекс РФ в статье 12 п. 6.1. говорит «Осужденный имеет право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия». Вопрос возникает только один: «А во всех ли исправительных учреждения России имеется сотрудник психологической службы?». Думаю, ответ настолько очевиден, что произносить его в слух не стоит.
Лишение свободы – это существенные ограничения свободы передвижения, в общении, выборе вида труда, что порождает специфические права и обязанности осужденных, жёсткую регламентацию по жизни. Само это наказания хоть и бывает обосновано и справедливо, всё равно влечёт мучения и страдания. Одним из них является проживание осужденных в жилых помещениях в условиях большой скученности. Такие помещения представляют собой, как правило, огромные, не разделённые на комнаты или иные помещения бараки, в которых живёт до 100, а иногда и более человек, причём часто койки расположенные в 2 этажа. Постоянное общение с одними и теми же людьми на протяжении нескольких лет. Невозможность побыть в одиночестве, спокойствие. И если один из этих 100 человек, делает что-то противоправное, то страдает весь барак. Постоянное пребывание на глазах у множества людей, необходимость в связи с эти контролировать своё поведение, сдерживать эмоции и чувства, быть начеку вызывает сильный стресс, огромное напряжение нервной системы, негативно сказывается на психическом самочувствии. Можно сказать, что пребывание в местах лишения свободы требует от человека значительного физического и психического напряжения, большой устойчивости.
В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях, у людей значительно возрастает тревожность. Именно высоким уровнем тревожности можно объяснить постоянное психическое напряжение многих осужденных, напряженность в отношениях между ними, между ними и представителями администрации, острые конфликты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам, переходящие порой в насильственные преступные действия. Для осужденных характерны бурные реакции, они возмущаются, кричат, угрожают, чего-то требуют. В большинстве случаев они не преследуют каких-либо конкретных целей, а просто хотят выговориться, снять внутреннее напряжение, выплеснуть его. Это лучший способ справиться с напряжением, т.к. человек который замыкается в себе, держит все свои эмоции внутри, более опасен для окружающих. Он может долгое время молчать и не делать каких-либо ответных действий, но наступает пора, когда он просто все свои эмоции разом выпускает наружу и тогда последствия бывают более плачевные, чем, если бы он каждый раз их выплёскивал. Постепенно такой стиль поведения, ровно, как и высокий уровень тревожности, становится привычным, сохраняясь доже после освобождения от наказания и провоцируя повторное преступное поведение.
Психическое состояние осужденного рушится хоть в каком бы он статусе не находился в тюрьме (колонии). И именно это нарушение и является причиной повторных преступлений.
2 АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕНЫХ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для неё новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными /ненужными/. Осужденному по крайнеё мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаться:
— к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;
— при изменении условий отбывания уголовного наказания – к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т.п.;
— в связи с освобождением из исправительного учреждения – к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т.п.
Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции является:
— соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы;
— соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации;
— способность контролировать своё поведение и эмоции.
Для не адекватной /патологической/ реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.
Согласно статье 18 п. 2 УИК РФ «Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя и других лиц, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление и о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера».
Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала «родным домом»: требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позицией целесообразного конформизма.
а/ клаустрофическая реакция проявляется в болезни закрытого пространства – камеры следственного изолятора;
б/ тревожно-депрессивная реакция – проявляется в преобладании угнетённого, подавленного настроения, чувства безнадёжности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: «жизнь кончилась», некоторые из них действительно заканчивают там свою жизнь;
в/ негативно – депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным;
г/ негативно – истерическая реакция проявляется в демонстративно – негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, «невинно пострадавшему от правосудия». Как показывает практика, такие люди не очень одобряются высшими «сословиями» тюрьмы /колонии/. Такие люди думают, если прикинуться невинным, добьются жалости, и их не будут бить, и будут помогать во всём, но, как правило, они ошибаются. В таких местах есть одно из главных правил, среди осужденных, за свои действия и слова должен всегда отвечать. Другое дело если человек действительно осужден невиновно, и это сразу видят.
Адаптация осужденного будет проходить успешнее, если воспитателям удастся снять его внутреннее сопротивлением новым требованиям и направить его активность на достижение социально значимых целей. Определённое значение имеет степень различия между новыми и старыми требованиями. Как правило, осужденные, направляемые для отбывания наказания в исправительном учреждении, быстрее адаптируются к условиям общего режима и значительно труднее – к условиям особого режима или тюрьмы. В колонии общего режима больше разрешается свиданий с родными, больше передач, чем на особом режиме. И внутренний распорядок со стороны администрации, там проще. В тюрьме заключенный находится в закрытой камере, раз в день часа на 2 выводят гулять и то по закрытой маленькой территории. В любой колонии легче, чем в тюрьме, в том плане, что хотя бы воздух свежий можно постоянно вдыхать, и хоть периодически за день меняется круг лиц.
3 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ ОСВОБОЖДЁННОГО
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлении к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушения прежних социальных связей, отсутствие жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Всё это требует от освобождённого значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно.
Необходима ещё их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. В таких группах легче возникают отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя – подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы.
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 – х лет с момента освобождения. Причём чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения. Когда ещё толком не понимаешь, что вокруг происходит, т.к. сам момент освобождения происходит довольно резко, и иногда просто не успеваешь переключиться с одного на другое. Ведь свобода и заключение в исправительное учреждение, это как «чёрное и белое», совершенно две разные жизни. Ещё не отойдя оттого, что вокруг окружают люди, ранее совершившее преступное деяние, преступившие закон, кинувшие вызов судьбе таким образом.
Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае. Когда у вернувшегося из мест лишения свободы, восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности /обеспечены нормальные отношения в семье, жильё, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т.д./, а также порваны связи с преступной средой. Это зависит большего всего от родственников и близких, любящих людей, ради которых он держался, в местах лишении свободы, что бы вновь их увидеть.
Глава 22 УИК РФ делает акцент на помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними.
Изучив подробнее пенитенциарную психологию, в данной контрольной работе, для меня было много нового. Это вид деятельности очень важен, тем более в нашей стране с таким высоким уровнем преступности. Быть таким специалистом очень тяжело, но, на сколько это полезно. На мой взгляд, в нашей стране очень плохо развита, можно сказать, совсем не развита, исправительная психология. В некоторых колониях /тюрьмах/ такого врача нет вообще. В некоторые он приезжает раз в месяц. Давайте рассудим так, в колонии 800 человек раз в месяц приезжает врач на один день. И так кто же к нему попадёт? К нему попадут авторитеты так называемые «смотрящие» и их близкие, пусть это будет человек 20 – 40. А как же остальные? Куда им девать свои эмоции, свои чувства, на других людей? А быть может этим людям больше всего и нужна помощь специалиста в местах лишения свободы. От не хватки общения, от недоверия людям чаще всего и происходят нервные срывы, которые порой кому-то, стоят жизни.
Я считаю, что эта проблема наша общая, ведь ЗА РЕШЁТКОЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЛЮБОЙ.