ПСИХОЛОГИЯ

Шпоры по основы психологии и педагогики для заочников

Психология и педагогика: Шпаргалка

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Психология и педагогика».

Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Психология и педагогика» в высших и средних учебных заведениях.

Оглавление

Читайте еще:

ЧАСТЬ 1. ЗАКОНЫ И БЕЗЗАКОНИЯ ЛЮБВИИ все же, как бы прискорбно ни отзывалась об адюльтере статистика, а все равно хорошо известно, что «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Даже если близкий друг был «застукан» инфарктом в постели с любовницей или сосед из квартиры напротив после бурного акта прелюбодеяния навечно.

Пороги определяют только качество ощущенияЭто было подмечено народом и отражено в сказках: «Лег Иван-царевич на мать-сыру землю, прильнул к ней ухом, слышит — скачет погоня».

Перечень болезнейТиреотоксикоз — рвение. Может рассматриваться как результат гормональной «самостимуляции» организма. Врачующие качества — умеренность, постепенность или усердие и старательность; надежда.

Результаты получились аналогичные прежнимПримеры подобного рода можно было бы умножить. Все они говорят о непригодности психотехнических испытаний при решении такой важной проблемы, как проблема кадров.

Заключение.Тип знания, противоположный эмпирическому, является априорным, т. е. полученным до и независимо от опыта. Примером такого знания являются неевклидовы геометрии. Если возникновение классической евклидовой геометрии можно, по-видимому, связать с эмпирическими наблюдениями за свойствами.

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельностиМы начнем наш анализ отдельных структурных составляющих смысловой сферы личности с личностного смысла по двум причинам. Во-первых, это понятие долгое время было единственным, служившим для описания смысловой реальности в ее как объективных, так и субъективных аспектах. Поставив и начав решать.

Старые раныТак ведь как удержишься-то? — как говорила одна девушка. Она же говорила: «Живешь-живешь — до всего доживешь». Я стоял на крымской трассе и ловил попутку. Остановился шикарный «Мерс». По дороге мы разговорились, хотя ехал этот кадр не меньше 130 км/ч (а кругом-то горы!). Такой интересный.

Глава 7Пока они ехали к ней, в голове Пола происходил безмолвный разговор. По сути дела, его яйца и мочевой пузырь спорили, кто из них имеет право первым воспользоваться его членом. Мочевой пузырь вопил: «Мне нужно пописать!» — а яйца твердили: «Мы можем потрахаться! Мы можем потрахаться!»

МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. ЗАМЕТКИ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТРЕНИНГА. ОДАРЕННОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬДвижение руки вызвало это привычное:- Градусник! , Ответ больного, еще сонного, с еще закрытыми глазами, возник немедленно.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психология и педагогика: Шпаргалка

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Психология и педагогика:

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по-гречески psyche – душа, logos – наука).

Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией – различные процессы состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Теоретическая работа включает сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию. Ее главная цель – раскрыть сущность изучаемых явлений. Поэтому возникают методологические проблемы. Б.Ф. Ломовым были выдвинуты главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и «биологическое». Выявление связей социальных и природных свойств человека – еще одна задача психологии.

Исследование системы психических явлений, направленных на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения общественных задач и т. д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, т. е. душа – это основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души – придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей психология отошла от философии. Теперь, кроме познавательных процессов, в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

2. ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

По словам Блонского, педагогическая психология – это определенная ветвь прикладной психологии, которая занимается использованием выводов теоретической психологии в процессе воспитания и обучения. Следует отметить, что педагогическая психология – это новая наука, которая является частью прикладной психологии вместе с медицинской, юридической, экономической, эстетической и промышленной психологией. Она делает первые шаги и пока не может предложить законченной системы правил или советов. Правильное соотношение сил и научных задач установилось бы при соединении следующих педагогических дисциплин: истории воспитательных систем; истории педагогических идей; теоретической педагогики; экспериментальной педагогики.

Педагогика должна обсуждать цели и задачи воспитания, которым педагогическая психология только рекомендует средства осуществления.

Педагогическая психология может быть направлена на любую систему воспитания.

Возрастная психология изучает особенности психического развития, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развития его личности на разных этапах онтогенеза.

Каждый этап развития человека характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующим образованием, особенностями развития самосознания. А.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» периоды развития.

Критерием возрастной периодизации А.Н. Леонтьева являются ведущие виды деятельности. Развитие этой деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, которые определяют возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития.

А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделил три фазы вхождения в референтную общность: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, где происходят формирование и развитие личности.

Возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, особенностей созревания определенных структур. Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания психических функций определяет общее движение развития.

Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека влияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие психологические функции они применяются.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток этого – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самым объективным методом психологии является эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Плюсом лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные

Источник

Шпоры по психологии и педагогике

1.Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.

Объектом изучения психологии является человек.

Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

В своем развитии психология прошла 4 этапа:

1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой.

3. Психология как наука о поведении. (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека.

4. Современный. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.

1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.

3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).

4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

Можно выделить следующие группы методов:

1. Организационные. К организационным методам относятся следующие:

1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);

1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).

2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа).

Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.

2.Понятие о психике. Происхождение психики

Психика–это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир. Психику нельзя свести к деятельности мозга. Нервная система является органом психики, но содержание психики отражает внешний мир.

В истории психологии существует несколько подходов, объясняющих кому присуща психика:

Панпсихизм – психика присуща всей природе живой и неживой;

Биопсихизм – психика присуща живым организмам (в том числе и растениям); Антропопсихизм – психика присуща только человеку;

Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему.

Психика возникает у живых существ для того, чтобы они могли ориентироваться в этом мире и существовать.

Выделяют следующие этапы психики:

1. Этап элементарной чувствительности. Животное реагирует только на отдельное свойство предмета внешнего мира. Поведение определяется врожденными инстинктами.

2. Стадия предметного восприятия. Отражение действительности осуществляется в виде целостных органов. Животное способно обучаться и приобретать индивидуальные формы поведения.

3. Этап интеллектуальной психики. Животное способно отражать межпредметные связи и ситуацию в целом (обходить препятствие и решать двухфазовые задачи).

4. Проявление сознания – свойство, которым обладает только человек.

Структура психики человека

1. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, речь, мышление, память, внимание);

2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля);

3. Психические состояния (страсть, бодрствование, сон, агрессия).

Психические свойства (характер, темперамент, задатки и способности).

3.Строение нервной системы. Мозг и психика.

Нервная система человека является носителем психики человека.

Основными функциями нервной системы являются: обеспечение контактов с внешним миром, объединение внутренних органов в системы, организация целостного функционирования организма.

Основной элемент нервной системы – нервные клетки, или нейроны: Сенсорные – передают информацию от органов тела к мозговым центрам; Моторные – передают информацию от мозговых центров к органам тела; Локальные сети – передают информацию от одного участка нервной системы к другому участку нервной системы.

Нервная система человека состоит из Центральной (включает в себя спинной и головной мозг).

Спинной мозг регулирует работу отдельных органов и мышечных групп. Для выполнения сложных психических процессов существует головной мозг.

Головной мозг работает как единое целое. Он принимает и перерабатывает информацию, создает программу действий и осуществляет контроль за их выполнением;

Периферической (соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц);

Вегетативной (регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, желез и других органов).

Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Вес мозга взрослого человека ≈ 1400гр. Головной мозг – ассиметричный орган. Состоит из левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое рациональное мышление, чувство времени. Правое полушарие отвечает за эмоции и образное мышление.

4.Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное и бессознательное.

Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление орудий труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Активность, что связано с наличием цели у человека.

Интенциональность – направленность на какой-либо предмет.

Способность к рефлексии – способность к самопониманию, самопознанию.

Сознание носит мотивационно-ценностный характер – оно всегда мотивировано, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание носит общественный характер, т.е. является необходимым элементом общественной деятельности человека.

Многие отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Непременной составляющей частью психики человека выступает бессознательное.

Все современные концепции, касающиеся бессознательного, можно подразделить на 2 теории:

Теория психоанализа. Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех уровней: Бессознательная — принцип, который регулируется принципом удовольствия и включает в себя врожденные и вытесненные импульсы желания, влечения, стремления.

Сознание – явление, поддающееся волевой регуляции – это наша реальность.

Предсознание – этот уровень включает в себя нормы, правила, принципы культуры, которые созданы определенным обществом. Теория психоанализа рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики.

2. Теория неосознаваемой психологической установки – в основе этой теории лежит идея целостности психики.

5.Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» в психологии. Соотношение биологического, социального и психологического в человеке.

Человек – существо,обладающее биологическим и социальным началом (социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существования).

Индивид – единичный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями.

Индивидуальность — это набор качеств разного рода, которые позволяют человеку быть самим собой и отличают его от других людей.

Личность – качества человека, которые формируются благодаря жизни человека в обществе. В процессе жизнедеятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения) и эти отношения формируют его личность.

В истории психологии существует 3 подхода, объясняющих соотношение биологического и социального начала:

1 подход – биологизаторский, сторонники которого говорили о преобладании биологического начала в формировании личности. Представители – Фрейд, Чизаро Ламбразотто;

2 подход – социологизаторский, сторонники которого утверждали, что не биологическое, а социальное начало является доминирующим в формировании личности. Они указывали на необходимость благоприятных социальных условий, когда положительные качества будут развиваться, а негативные будут подавляться;

3 современный подход. Указывает, что на формирование личности влияет как биологическое так и социальное начало.

6.Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Основные виды ощущений, их характеристика.

Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов.

Анализаторы – это каналы, по которым человек получает сведения о действительности.

Анализаторы состоят из трех частей:

Рецепторов (нервные окончания) — орган чувств (глаза, рот, кожа).

Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг.

Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.

Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.

Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.

Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.

По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.

По уровню осознания: осознанные, неосознанные.

По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц).

Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.д.

7.Восприятие, его свойства и виды. Индивидуальные различия восприятия

Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.

восприятия–способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия – восприятие направлено на предмет реальности.

Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ объекта. 4. Константность – это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий.

Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое);

В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.

В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное.

Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.

8.Представление и его специфика.

Представление – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у человека благодаря его предшествующему опыту. Представление играет существенную роль в познавательном процессе, так как позволяет обходиться без многократного опыта и обеспечивает накопления информации о мире.

О роли представления говорят его функции:

Сигнальная функция нам сообщает с каким предметом мы можем столкнуться (пример, условный рефлекс на слово лимон).

Регулирующая функция – настраивание организма на определенные действия.

Настроичная функция — формирует программу действий на основе предыдущего опыта.

По модальности раздражителя – зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные.

По степени обобщенности – общие и единичные (общие – обобщенно отражающие ряд сходных предметов; единичные – представления, основанные на восприятии одного определенного предмета).

По степени волевого усилия – произвольные и непроизвольные (непроизвольные — представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека).

Представления лежат в основе воображения, тесно связаны с мышлением, речью.

9.Память. Процессы памяти. Виды памяти.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание.

Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Существует три главных процесса памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).

Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).

Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).

Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).

11.Мышление как процесс, функции и виды мышления. Основные операции и формы мышления.

Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.

Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.

Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).

Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира.

Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.

Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью.

В зависимости от используемых средств, выделяют наглядно-действенные мышления: наглядно-образное мышление, осуществляемое на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; Абстрактно-логическое, осуществляемое при помощи анализа, обобщения, конкретизации.

По степени обоснованности результатов: интуитивное мышление, логическое мышление, эвристическое мышление (сокращение диапазона поиска, сосредотачиваемся на чем-то одном), вероятностное мышление (опирается на прошлый опыт человека).

По степени отражения действительности: реалистическое мышление (основано на реальных фактах), аутистическое мышление (игнорирование реальных фактов).

Операции мышления: анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части), синтез (мысленное соединение отдельных частей объекта), сравнение (установление сходства и различия между объектами), абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными), обобщение (выделение общих признаков у класса объектов).

Формы мышления (характеризуют структуру мысли):

Понятие (форма мышления, в которой отражены общие и существенные признаки предметов, процессов и явлений. В естественной среде понятие выражается словами или словосочетаниями).

Суждение (форма мышления, в которой отрицается или утверждается какой либо признак предмета или отношение между предметами. В естественной среде суждение выражается повествовательным предложением).

Умозаключение (выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Бывает дедуктивное и индуктивное). Дедукция – это направленность мысли от общего к частному. Индукция – это направленность мысли от частного к общему.

12.Воображение его виды и функции. Воображение и творчество.

Воображение – это психически-познавательный процесс создания человеком в своем сознании образа, объекта, который не существует в реальности.

Продуктом воображения могут быть:

Образ конечного результата деятельности.

Картина своего поведения в условиях неполной информации.

Фрагматическая – использование образа воображения на практике.

Психотерапевтическая – образы воображения регулируют психику.

Творческое – человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества.

Воссоздающее – на основе чертежа создается предмет.

Пассивное – делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипноз, сон).

Активное (формирует образы по желанию человека, которые связаны с нереализованными потребностями (воображение художника, конструктора).

К формам воображения относятся: мысленный эксперимент, фантазия, сновидение, мечта)

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда (науке, литературе, инженерном деле и др.) развитие воображения происходит естественно, в процессе занятия этими видами деятельности.

13.Речь и ее функции. Виды речи и речевого акта.

Речь–это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонация, мимика и т.д.) (вербальный);

Речь – это процесс общения с помощью естественного языка, т.е. с помощью слов.

Для взаимодействия с другими людьми.

Для обмена информацией.

Для обогащения знаниями предыдущих поколений.

Внутренняя (словесная форма мышления), результатом которой являются мысли.

Внешняя речь (средство общения между людьми) бывает устной (общение через озвучивание символов. Делится на монолог и диалог) и письменной (общение через письменные знаки).

Содержательность (осмысленность) речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Информативность речи – это грамотное использование слов, пауз и интонации.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.

Нарушение свойств речи приводит к искажению или нарушению речи.

14.Внимание, его функции и свойства. Виды внимания. Невнимание и рассеянность. Управление вниманием.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для человека определенную значимость.

Внимание – это активная направленность психики на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности).

Непроизвольное — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть новизна, необычность, контрастность объекта, воздействующего на человека в данный момент.

Произвольное (активное, волевое) — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Послепроизвольное возникает вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта.

Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека (средний объем внимания составляет 5-7 объектов).

Распределение внимания – возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними.

3. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности.

Переключаемость внимания – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Избирательность внимания проявляется в том, что сознание сосредотачивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

15.Социализация личности, ее механизмы. Основные социальные процессы и поведение человека.

Социализация личности — процесс усвоения индивидом образцов поведений, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Выделяют следующие этапы социализации:

Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.

Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе. 4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.

Важную роль в социализации играет семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенных механизмов, наиболее значимыми из которых являются: 1. Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения. 2. Подражание (сознательное или подсознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей). 3. Внушение (процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств людей, с которыми он взаимодействует). 4. Конформность (подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц). Различают внутреннюю (мнение человека действительно меняется под воздействием группы) и внешнюю (демонстративное согласие с мнением группой лиц, сохранив при этом в глубине души свое собственное мнение.

О влиянии других людей на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы: 1. Социальная фасилитация (деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам). 2. Социальная ингибиция (социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека). 3. Социальное научение (форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе). 4. Социальное подкрепление (целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей). 5. Социальный контроль (способы и формы регулирования психики и поведения людей со стороны общества). Социальный контроль выражается в двух формах: позитивная (поощрение, награды, одобрение) и негативная (неодобрение, наказание, угрозе наказания).

16.Потребности и их классификация. Трансформация потребностей. Мотив, мотивация, поведение.

Потребность – дефицит, нехватка чего-то необходимого в организме.

Потребность выступает стимулом деятельности человека. Она побуждает человека к активности. Активность человека первоначально носит целенаправленный характер и только со временем появляется цель.

Потребности бывают первичные и вторичные; материальные, духовные (эстетическое наслаждение, творчество, познание); социальные (общение, труд, признание и т.д.). Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней приобретаются по мере общего развития психики и организма.

Потребности, связанные с трудом (потребности познания).

Потребности, связанные с развитием (потребности в игре, обучении, самореализации).

Потребности, связанные с социальным общением (нравственные и духовные).

Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.

Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.

Побуждающая (активизация человека).

Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).

Управляющая (коррекция поведения).

Мотивация – Процесс формирования мотивов человека;

Мотивация — Побуждение к определенному действию или поведению.

Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.

Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления.

Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.

17.Самосознание и образ мира. Самооценка и сомоотношение. Я – концепция личности.

Самосознание — обобщенное представление о самом себе.

Самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента: 1. Сознание отличия себя от остального мира. 2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности. 3. Сознание своих психических свойств и социально-нравственная самооценка. 4. Самооценка, самоуважение, самоутверждение.

Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д.

В структуре самосознания можно выделить следующее:

— осознание близких и отдельных целей, мотивов своего «Я»;

— осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное и идеальное «Я»);

— познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект);

— эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, структура самопознания включает следующее:

— самопознание (процесс изучения индивидом своих физических, душевных возможностей и качеств среди других людей);

— самооценку (оценку человеком самого себя в соответствии с выработанной шкалой ценностей);

— саморегуляцию (регуляцию своего поведения и состояний).

В самосознании можно выделить отношение к себе, людям, ожидание отношения других людей к себе. Отношение к другим людям определяется следующими уровнями:

— эгоцентрическим (принцип «Если человек мне помогает — он хороший человек»)

— группоцетрическим (принцип «Если человек принадлежит к моей группе — он хороший человек»)

— просоциальным (другой человек — самоценность, уважай и прими его таким, каким он есть; поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»)

— эстохолическим (милосердие, совесть, духовность — главные принципы отношения к другим людям)

Самосознание выполняет следующие функции: 1. Формирование себя как неповторимой личности. 2. Самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Самооценка — самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция — устойчивое структурное образование, которое служит для обозначения собственной ценности и значимости, влияющее на её развитие, деятельность и поведение.

Самооценка формируется в процессе деятельности и общения. Человек наблюдает других людей, сравнивает их поступки и достижения со своими, подвергается оценкам других людей. Самооценка сильно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — желаемый уровень самооценки личности. При самооценке человек демонстрирует две тенденции: повысить уровень притязаний, чтобы добиться максимально возможного успеха, и снизить уровень притязаний, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний возрастает, а в случае неудачи — снижается. Самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной.

Для развития позитивной Я-концепции необходимо, чтобы человека воспринимали таким, каким он есть.

19.Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика. Психологическая защита в адаптации человека.

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.

В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе — глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим появлениям враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.

Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие и неудовольствие.

В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции: Чувственный тон. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон — это реакция на отдельный раздражитель.

Настроение — это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение — это эмоциональный тон в данный момент.

Аффект — это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию. Страсть — это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.

Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер. 2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека. 3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть). 4. Интегральность — эмоции и чувства охватывают весь организм целиком. 5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма.

Для комфортного существования человеку следует знать, как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.

20.Характерные особенности и виды психических состояний. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Психические состояния — это целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени.

Характеристики психических состояний: 1. Целостность. 2. Подвижность. Психические состояния обладают стадиями протекания — начало, развитие и завершение. 3 . Полярность (активность-пассивность; уверенность-неуверенность).

Классификация психических состояний: 1. В зависимости от роли личности и ситуации (личностные и ситуационные). 2. В зависимости от степени глубины (глубокие и поверхностные). 3. В зависимости от времени протекания (кратковременные, длительные, затяжные). 4. В зависимости от состояния сознания (фрустрация, агрессия, стресс, сон, бодрствование, гипноз, медитация, состояние предсмертия).

Фрустрация — в переводе означает обман, напрасное ожидание. Это состояние напряжения, отчаяния, тревоги и т.д., которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами.

Агрессия — это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями, искаженное отражение реальности, что приводит к неадекватному поведению. Существует агрессивность как свойство личности, которое проявляется в готовности и в предпочтении использования насильственных средств для реализации своих интересов.

Стресс — в переводе с французского означает давление. Стресс — это приспособление организма к измененным условиям к среде обитания. Стресс — это физиологические механизмы адаптации организма человека. Существует биологический и эмоциональный стресс. Биологический стресс необходим организму, т.к. благодаря ему происходит мобилизация всех физических и духовных сил. Эмоциональный стресс представляет собой саморазрушение, капитуляцию организма.

Сон — это отдых организма для восстановления сил, а также время когда происходит обработка информации, которую мы получаем в течение суток. Дня.

Сон состоит из нескольких фаз: «быстрый сон» — когда возрастает активность мозга. Эта стадия длится 15-20 минут; «медленный сон» — активность кары головного мозга уменьшается.

Бодрствование связано с осмысленной деятельностью человека.

Регуляция психических состояний: гипноз, групповой тренинг, методы психоанализа.

Саморегуляция — аутотренинг, медитация, фармакология.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть