ДЕТИ И РОДИТЕЛИ

Система воспитания в а сухомлинского кратко

Пед. система Сухомлинского
статья на тему

Пед. система Сухомлинского

Скачать:

ВложениеРазмер
ped_sistema_suhomlinskogo.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная работа по педагогике

на тему: « Педагогическая система В.А. Сухомлинского »

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием мы рассматриваем опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

В России очень много замечательных педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие педагогической культуры в нашей стране. Один из таких замечательных педагогов, это Василий Александрович Сухомлинский. «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнёс эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — так писал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название её вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка на Херсонщине в бедной украинской семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланью. Все они стали сельскими учителями. Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926—1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы, но в 1935 году в связи с болезнью вынужден был прервать учёбу в вузе. 17-летним юношей Василий Александрович начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935—1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. Своё обучение В. А. Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы. В 1939 году с отличием окончив институт, Сухомлинский работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.В 1941 году Василий Александрович добровольцем уходит на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале его назначили директором средней школы в Уфе. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года Василий Александрович — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования.

С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Умер 2 сентября 1970 года.

Истоки педагогической системы В.А. Сухомлинского

Исследователи подчёркивают огромное влияние на него идей великого французского просветителя ХХVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты. Несомненно, глубокое влияние на формирование взглядов В.А. Сухомлинского оказали и такие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Н.К. Крупская, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Сухомлинский обладал удивительной способностью, впитывая идеи предшественников, перерабатывать этот огромный опыт с позиций гуманизма, не на йоту не отступая от гуманистических принципов. Так, Василий Александрович активно и бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. » И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное, определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я.Корчака, с работами которого («Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким») он ознакомился ещё до войны. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал: «. Януш Корчак, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге «Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в чёрной классной доске, или мир, плывущий за стёклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребёнка, к его особенностям, стремлениям, потребностям».

Педагогическая система В.А.Сухомлинского

Сухомлинский — автор оригинальной педагогической системы. Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Главной целью учебно-воспитательного процесса В.А. Сухомлинский считал всесторонее развитие личности.

Педагогическая система, созданная Сухомлинским, основывается:

  • на принципах гуманизма
  • на признании личности ребёнка наивысшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования
  • творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
  • процесс обучения строился как радостный труд
  • большое внимание уделялось формированию мировоззрения учащихся
  • важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений
  • комплексная эстетическая программа «воспитание красотой».

Основные принципы его учения о воспитании:
1) Неповторимость каждого ребенка.

2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей

3) Неравенство умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание — это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)

4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. К каждому ученику свой особый индивидуальный подход. “Опыт убеждает, — пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, — если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок.»

5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.

6) Каждый ученик — личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребёнка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжёлых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческомудостоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку даёт возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не даёт возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости. Конечная цель такого подхода — «творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера».

7). Получение позитивных чувств от учёбы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких высот. Это плохо.

8) Учёба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что «следует умело вести подростка путём преодоления трудностей».

9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учёба — это тяжёлый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учёба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учёбы.

11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.

13) Взаимозависимость личности и коллектива

14) Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества».

Сухомлинский не устанавливал чётких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

О духовном общении учителя и ребёнка

Воспитание- это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка. Без постоянного духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель — не только наставник, но и друг, товарищ.

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого. Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве, когда сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека — так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую поставил В.А. Сухомлинский. Он стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться!

О педагоге, воспитателе, наставнике

. Я твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребёнка. В.А. Сухомлинский считал, что только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком, кто не забывает, что ученик — это прежде всего живой человек, вступающий мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребёнка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю. Если ученик почувствовал несправедливость, он потрясён. А неудовлетворительную оценку маленькие дети всегда считают несправедливостью и глубоко переживают её. Каждый ребёнок переживает горе по-своему: одного приласкаешь — и ему станет легче, другому ласковое слово причиняет новую боль. Педагогическое мастерство в таких случаях заключается в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику новое горе, не прикасайся к ранам его души.

О детстве и отрочестве

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими детскими представлениями о добре и зле, о хорошем и плохом; у них свои, детские, критерии красоты; у них даже своё измерение времени: в детстве день кажется годом, а год — вечностью. Нельзя забывать и о том, что завтра воспитанник не будет ребёнком, поэтому детские представления, критерии, взгляды не представляют собой нечто временное, что воспитанник потеряет, как молочные зубы.В душе ребёнка нужно утверждать детское, но на всю жизнь. Детские представления, критерии, взгляды, убеждения должны быть маленькими, но крепкими ростками, из которых вырастут могучие деревья.

Наблюдения подтвердили очень важную закономерность умственного развития ребёнка: чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряжённее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний — к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира.

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребёнок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом.

  1. С одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни
  2. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголённости» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания
  3. Желание самоутвердиться и неумение это сделать
  4. Есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время нежелание обратиться к старшему
  5. Противоречие между богатством желаний с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностей для осуществления — с другой
  6. Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни
  7. Презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие
  8. Удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учёбе, к своим повседневным заданиям
  9. Романтическая настороженность и . грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и . ироническое отношение к красоте

Самое главное — Любовь к детям

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. «Если учитель стал другом для ребёнка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребёнка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребёнком можно сравнить с блужданием в потёмках».

Мир, окружающий человека, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа — благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания «воспитание красотой» стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку человек познаёт себя, и познаёт, прежде всего, что он, человек, рождён для того, что бы быть прекрасным, и если в нём есть что-то плохое, надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка». В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека — остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай её.

Труд, как основа воспитания нового человека

Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся всё большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности. Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд — основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками.Это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности».

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, Орденом Красной Звезды, многими медалями Союза ССР, Лауреат Государственной премии УССР (1974), посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям». Удостоен медалей А.С. Макаренко и К.Д. Ушинского.

В.А.Сухомлинский – гуманист, педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновлённой педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Василий Александрович изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

В.А. Сухомлинский – автор 41 монографии и брошюры, около 30 книг, более 600 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи, 1200 рассказов и сказок.

Большая часть его работ переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах. Он стал признанным классиком педагогики 20 века.

Ещё при жизни о Сухомлинском говорили: «Не человек, а целое научное учреждение». Его творчество сравнивают с вечнозелёным деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся всё ближе и нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть