ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь врачей с психологией

Роль психологии в медицине

Что такое психология?

Четкого ответа на этот вопрос не существует. Ученые, профессора, педагоги — имеют разные мнения о терминологии этой науки. Психологией считают науку изучающую поведение человека, психику, и все что касается существования и окружающего его мира.

Психология — это наука изучающая душу человека. Чаще всего, применение психологии, можно встретить в медицинской и биологической науках. Это потому, что медицина, так же как и психология, изучает, в первую очередь человека, причины психических проблем и способы устранения этих проблем. Психическое состояние способствует развитию различных заболеваний связанных с физическим состоянием. Существуют также факты того, что физическое состояние влияет на психологическое. Такой раздел психологии называют – клинической или медицинской.

Медицинская психология — это наука, которая решает проблемы связанные с диагностикой и профилактикой заболеваний. Актуальность медицинской психологии в том, что врач должен лечить больного, а не болезнь. Важнейшее направление работы психологов — работа с больными, у которых нарушение психики, происходит из-за соматических заболеваний. Связь психики человека и соматических болезней, в наше время, ни для кого не осталось секретом.

Очень много внимания и заботы медицинскому психологу нужно уделять пациентам, так как они отличаются раздражительностью, очень ранимы, вспыльчивы, обидчивые. Порой рассматривают и изучают влияние лекарственных препаратов на психику человека, вследствие чего, потом наблюдаются изменения поведения, и психологического состояния человека. Простых наблюдений для этого недостаточно, требуются эксперименты, психологические исследования, которые имеют огромное значение в практике.

Психология также отыграет немалую роль в похудении, тому например, Практика красивого тела — это тренинг которые поможет скинуть лишний вес, по ссылке можно узнать более подробнее о тренинге для похудения.

Тысячелетиями строилась связь между психологией и медициной, которая взаимовыгодна обеим наукам на уровне теории и практики. В результате психология, стала одним целым с медициной.

В современной медицине, психология играет немаловажную роль и является одним из самых часто используемых методов лечения.

Источник

Связь психологии с медициной

2. Связь психологии с медициной

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

— изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

— изучение влияния тех или иных болезней на психику;

— изучение различных проявлений психики в их динамике;

— изучение нарушений развития психики;

— изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

— разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

— создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделю основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов). Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

3. Связь психологии с правом

Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной, — ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфично лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов. Предмет юридической психологии — юридическая психология исследует и систематизирует психологические основы правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.

Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология взаимосвязана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Аналогичные взаимосвязи характерны и для судебного разбирательства. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социально положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией — наукой о наказании.

Уже краткий анализ структурных единиц юридической психологии свидетельствует об их относительной самостоятельности — они связаны со своими научными зонами и, наряду с этим, они структурно взаимосвязаны между собой.

России уже в первой половине XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями; в 1806-1812 гг. в Московском университете читался курс «Уголовной психологии ».

Интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864 года. В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии ». Ее автор – психиатр А.А. Фрезе – считал, что предмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – «законами сознательной жизни человека».

В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции.

Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований.

Источник

Глава 3. Связь психологии и медицины

Основные вопросы темы: медицинское и психологическое знание; болезнь, здоровье, античная концепция здоровья, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья, семиотическая система, психологический симптом, высшая психическая функция (ВПФ), телесная функция, развитие телесности в онтогенезе, мифы лечения и болезни, традиционная и нетрадиционная медицина.

Медицинская практика и теоретические знания и имеют самые тесные отношения с психологией. Более того, медицинская наука наряду с философией является источником психологического знания. Вечное, божественное, возвышенное начало, каковым считалась душа, проявляет себя только через тленное, зримое, низменное тело. Поскольку душа выражает себя через тело, то две отрасли знания: одна, из которых занимается проблемами тела, а другая проблемами души не могут не быть взаимосвязанными и не иметь

общих исторических корней;

близкий объект изучения;

сходных способов получения информации;

аналогичных или даже единых функций.

Исторические корни

Медицина — один из источников психологического знания. Трудами медиков закладывались в древности и развивались психологические знания. Так, учение о темпераментах, сформулированное Гиппократом, «отцом медицины», и нашедшее свое развитие и трудах римского врача Галена использовалось и продолжает использоваться в психологии в настоящем. Древнегреческий философ Платон связывал душевные явления с телесными. Классифицируя психические явления, он разместил их в различных частях тела: разум (мышление) – в голове; мужество (волю) – в груди; вожделение (потребности) – в брюшной полости. С глубокой древности телесные явления и душевные воспринимались как взаимосвязанные, представляли собой единое целое, в котором душа, по словам Аристотеля, будучи «энтелехией» тела, управляла им, была его сущностью и выражала себя через него.

Современные школы, такие как: Психоанализ, Индивидуальная психология, Аналитическая психология, Трансперсональная психология – созданы людьми, имевшими медицинское образование и работавшими в медицинской практике. Более того, отдельные отрасли медицины, например: психотерапия — основанная врачами, построены на психологических техниках.

Объект изучения

Медицина и психология обладают сходным объектом изучения: они изучают проблемы человека. Было бы неправомерным отождествлять предмет наук. Каждая из наук имеет свой предмет изучения: медицина изучает строение и функции здорового человека, больной организм, болезни, их предупреждение и лечение, а также условия сохранения и укрепления здоровья людей[23]; а психология – факты и механизмы психической жизни. Обе науки тесно связаны с жизнедеятельностью живого человека. Сведения, полученные в каждой из наук, дополняют друг друга.

Виды, способы получения и области применения психологического и медицинского знания

Виды психологического знания

Все психологическое знание делится на две большие группы: житейские, бытовые, или ненаучные, знания и научное психологическое знание. Как получают эти виды знания?

I. Бытовые, житейские, ненаучные психологические знания.

Все житейские знания можно подразделить на знания, полученные из факта собственного существования, и знания, полученные человеком в результате общения с другими[24].

1). Знание человека, полученное из факта своего существования, т.е. в силу того, что он живет как отдельное существо.

В соответствии с законом Клапареда, человек обнаруживает качества своего сознания и существования, когда он встречается с препятствиями на пути своей активности. Этим препятствием могут быть: внешние препятствия (явления, вещи, другой человек); внутренние препятствия (страх, сомнение).

Препятствия позволяют человеку узнать что-то о внешнем мире, либо самом себе. Превозмогая препятствия, человек получает новые сведения относительно собственных способностей, умений, возможностей.

2). Знания, полученные человеком в результате общения с другими.

Данный вид психологического знания по-другому называется бытовое групповое психологическое знание. Бытовые групповые знания, т.е. знание о самом себе и о других людях человек получает благодаря жизни среди людей и общению с ними. Это психологические сведения передаются от других людей, через общение.

Что объединяет бытовое групповое психологическое знание и знание, добытое самим человеком? Это знание достоверно. Доказывать наличие ненаучного знания нет необходимости. Это знание истинно, т.к. сознание человека существует, существуют действия и переживания других людей – это объективные источники. Специальных методов получения бытового психологического знания не существует.

II. Научные психологические знания.

Этот вид знаний существует благодаря особой форме культуры – науке. Специфичность научного знания состоит в том, что ученые ориентируются на особые качества своей деятельности. Научное знание необходимо доказывать на предмет истинности. Возникает особая ситуация – исследовательская позиция по отношению к собственному сознанию и по отношению к жизни других людей не всегда совпадают.

Наиболее точный, строгий, научный способ доказательства этого знания, его истинности – это знание о свойствах, качествах психической жизни самого исследователя, других людей. Научное психологическое знание подтверждается с помощью специальных методов. Методы и способы получения знаний: наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности и т.д.

Виды медицинского знания, способы его получения

Медицинское знание – это знание человека о свойствах своего организма и способов воздействия на них; это знания о функционировании тела. Медицинское знание так же, как и психологическое, подразделяется на бытовое, житейское, ненаучное и научное знание.

I. Виды ненаучного, житейского медицинского знания:

Бытовое, ненаучное медицинское знание человек получает из факта своего существования и в результате общения с другими людьми. Иными словами медицинское ненаучное знание мы можем подразделить так же, как психологическое на знание человека.

1). Медицинское знание человека, полученное из своего существования, т.е. в силу того, что он живет как отдельное существо.

Оно включает знание человека о своем организме, основанное на самоощущениях; в результате воздействия на него болезней (психических и соматических); медицинское знание о свойствах человеческого организма (физических и психических), полученное в результате применения лекарств и медицинских процедур.

2). Медицинские знания, полученные человеком в результате общения с другими.

При общении бывшие и настоящие пациенты сообщают друг другу сведения об ощущениях во время того или иного заболевания, выполнения какой-либо процедуры, принятия лекарств. Иными словами данное знание формируется благодаря жизни среди людей и общению с ними, передается от одних людей другим.

Ненаучное медицинское знание, по-другому называемое бытовым групповым медицинским знанием, человек получает из факта собственного существования и общения. Оно не нуждается в доказательности.

Одна из особенностей медицинского знания – его трудно получить заранее, т.е. человек не знает, какой орган или система у него могут заболеть и как он прореагирует на то или иное лечебное воздействие. Подготовиться к получению бытового медицинского знания невозможно.

II. Научное медицинское знание.

Научное медицинское знание так же, как и психологическое, существует благодаря особой форме культуры – науке. Оно добывается специальными методами и требует доказательности на предмет истинности. Методы и способы получения медицинского научного знания частично совпадают с психологическими методами получения научных знаний и включают: наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности и т.д.

Области использования медицинского и психологического знания

Области использования психологического знания и медицинского знания пресекаются. Они используются в экологии, гигиене для предупреждения негативных влияний внешней среды, предотвращения старения, изменение образа жизни человека; в экономике для правильной организации производства и формирования инфраструктуры; в социологии для создания адекватных, здоровых отношений в социальных группах; в педагогике с целью создания наилучших условий труда, подбора соответствующих возможностям учащихся методов обучения и воспитания; в медицинской науке и практике; в психологии для уточнения взаимоотношений психики и организма, для понимания влияния нарушений функций органов и систем на психическое отражение и психическую деятельность.

Понятийный аппарат

Психология и медицина, имеющие общий объект изучения — человека, связаны общей терминологией, общими понятиями, т.е. имеют близкий понятийный аппарат.

Важнейшие понятия медицины: здоровье, болезнь, телесная функция, лечение в современной медицине трактуется с учетом психологических сведений. С уверенностью можно сказать, что указанные понятия требуют и психологического обоснования. Рассмотрим отдельные, наиболее значимые из них.

Здоровье

Здоровье – одно из важнейших понятий медицинской науки. Оно трактовалось в разные исторические эпохи неодинаково. В эпоху Античности были заложены основные положении концепции здоровья. Эти положения просуществовали на протяжении веков и сегодня являются определяющими в нашем понимании здоровья.

В древности здоровье понималось философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Справедливости ради, надо заметить, что античные авторы трактовали понятие здоровья неодинаково. Существовали резко различающиеся между собой концепции от чисто физиологических до практически целиком психологических. Ярким выразителем биолого-физиологического подхода к пониманию здоровья был Гиппократ. Он трактовал здоровье как «правильное смешение соков, или «гуморов человеческого организма», когда все части телесной природы (т.е. первоэлементы) «соблюдают соразмерность во взаимном смешении». Из выразителей психологического подхода к пониманию здоровья можно назвать Цицерона, обозначавшего здоровье как «правильное соотношение различных душевных состояний».

Однако среди античных концепций здоровья преобладали те, которые указывали на соразмерность душевных и телесных составляющих человека. Так, Платон в диалогах «Филеб» и «Тимей» определял здоровье как соразмерность душевного и телесного. Алкмеон, живший в V в. до н.э., видел в здоровье гармонию и соразмерность противоположно направленных сил: душевных и телесных, противоположных по своему функциональному назначению.

Итогом размышлений о здоровье древних авторов стали положения концепции, которую мы называем античной концепцией здоровья. Приведем её важнейшие положения[25].

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1268 ;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть