ПСИХОЛОГИЯ

Я концепция в социальной психологии это

Я концепция в социальной психологии это

19.2. «я-концепция» как социально-психологический феномен

Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа.

«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеме предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

Феноменоменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я-концепции» стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Установки группируются в три категории:

— реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

— социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)

идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Понимание «Я-концепции» как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

— сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

— сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида.

Однако представление «Я-концепции» преимущественно целиком интерпсихическим, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под социальным объектом установки?

2. Какие функции установок вы знаете?

3. За счет чего может обеспечиваться устойчивость установки?

4. В чем состоит сходство и различие между стереотипами и предрассудками?

5. Что такое «Я-концепция» личности?

6. Сформулируйте основные положения концепции У. Джемса.

7. Перечислите основные положения теории «Я-копцепции», разработанной в рамках феноменологического подхода.

8. Какова структура «Я-концепции»?

9. Перечислите основные представления о «Я-концепции», существующие в символическом интеракционизме.

Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К. М.Гуревича. — М.: Педагогика, 1982. — 318 с. — С. 169-182.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с. — С. 348-367.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. — СПб.: Питер, 1998. — 682 с. — Гл. 4, 11. — (Мастера психологии).

Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности: Сб. стат. Глава 8 / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1979. — 352 с. — С. 43.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. — М.: Прогресс, 1994. — 479 с.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1985. — 175 с. — С. 109-114.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. — М.: Наука, 1979. — 229 с.

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975. — 295 с. — С. 89-105.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие научного редактора
Читать: Часть 1. общая психология
Читать: Глава 1. психология как наука
Читать: Методология научного познания
Читать: Объяснительные принципы психологии
Читать: Предмет и методы психологии
Читать: Глава 2. история психологии
Читать: 2.1. период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (iv-v вв. д2.2. психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. xix в. — настоящее время)
Читать: 2.3. психологическая наука и психологическая практика
Читать: Глава 3. биологические основы психики
Читать: 3.1. развитие психики в филогенезе
Читать: 3.2. нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности
Читать: 3.3. центральная нервная система
Читать: 3.4. психофизиологическая проблема
Читать: Глава 4. природная и социальная детерминация психического развития
Читать: 4.1. основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
Читать: 4.2. изучение различающихся групп
Читать: 4.3. механизмы адаптации
Читать: Глава 5. структура психики
Читать: 5.1. функции психики
Читать: 5.2. психические процессы, состояния и свойства
Читать: 5.3. сознание и бессознательное
Читать: 5.4. измененные состояния сознания
Читать: Глава 6. научение
Читать: 6.1. виды научения
Читать: 6.2. сложные формы научения
Читать: Глава 7. психология деятельности и адаптация
Читать: 7.1. проблема деятельности в психологии
Читать: 7.2. схема анализа деятельности
Читать: 7.3. творчество
Читать: 7.4. адаптация и дезадаптация
Читать: Глава 8. эмоции и чувства
Читать: 8.1. общее представление об эмоциях
Читать: 8.2. роль эмоций
Читать: 8.3. проявление эмоций
Читать: 8.4. механизмы эмоций
Читать: 8.5. управление эмоциями
Читать: 8.6. чувства
Читать: Глава 9. мотивация и психическая регуляция поведения
Читать: 9.1. понятие о мотивации
Читать: 9.2. решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма
Читать: 9.3. психоаналитические теории мотивации
Читать: 9.4. гуманистические теории мотивации
Читать: 9.5. когнитивные теории мотивации
Читать: 9.6. мотивационный контроль действий
Читать: Глава 10. внимание
Читать: 10.1. проблема внимания в психологии
Читать: 10.2. виды внимания
Читать: 10.3. теоретические направления в исследованиях внимания
Читать: Глава 11. сенсорно-перцептивные процессы
Читать: 11.1. психофизика ощущений
Читать: 11.2. виды ощущений
Читать: 11.3. восприятие пространства и движения
Читать: 11.4. константность восприятия
Читать: Глава 12. память
Читать: 12.1. основные мнемические процессы
Читать: 12.2. классификации видов памяти
Читать: 12.3. монистическая и множественная трактовки памяти
Читать: 12.4. функциональный подход в исследованиях памяти
Читать: 12.5. уровни переработки информации
Читать: 12.6. память и организация знаний
Читать: Глава 13. мышление и интеллект
Читать: 13.1. соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Читать: 13.2. виды мышления
Читать: 13.3. мышление и логика
Читать: 13.4. процесс мышления
Читать: 13.5. мышление и творчество
Читать: 13.6. индивидуальные особенности интеллекта
Читать: 13.7. возрастные, половые и социальные особенности интеллекта
Читать: Глава 14. речь
Читать: 14.1. общая психологическая характеристика речи
Читать: 14.2. эволюция идей о природе языка и речи
Читать: 14.3. речевой онтогенез
Читать: 14.4. основные психологические аспекты функционирования речи
Читать: 14.5. личность в речи
Читать: 14.6. практические приложения использования речи
Читать: Часть ii. психология личности
Читать: Глава 15. теории личности
Читать: 15.1. проблема личности в психологии
Читать: 15.2. психодинамическая теория личности
Читать: 15.3. аналитическая теория личности
Читать: 15.4. гуманистическая теория личности
Читать: 15.5. когнитивная теория личности
Читать: 15.6. поведенческая теория личности
Читать: 15.7. деятельностная теория личности
Читать: 15.8. диспозициональная теория личности
Читать: Глава 16. психическое развитие личности
Читать: 16.1. факторы психического развития человека
Читать: 16.2. периодизации психического развития
Читать: 16.3. периодизации когнитивного развития
Читать: 16.4. планирование и выбор жизненного пути
Читать: Глава 17. психология индивидуальных различий
Читать: 17.1. история становления дифференциальной психологии
Читать: 17.2. предмет и методы дифференциальной психологии
Читать: 17.3. основные направления дифференциально-психологических исследований
Читать: 17.4. тестирование личности
Читать: Часть iii. социальная психология
Читать: Глава 18. введение в социальную психологию
Читать: 18.1. предмет и структура социальной психологии
Читать: 18.2. история отечественной социальной психологии
Читать: 18.3. история зарубежной социальной психологии
Читать: 18.4. методы социально-психологического исследования
Читать: Глава 19. социальная психология личности
Читать: 19.1. социальные установки, стереотипы и предрассудки личности
Читать: 19.2. «я-концепция» как социально-психологический феномен
Читать: Глава 20. психология межличностного взаимодействия
Читать: 20.1. межличностное восприятие и понимание
Читать: 20.2. межличностные отношения
Читать: 20.3. психология общения
Читать: 20.4. психология межличностного воздействия
Читать: Глава 21. психология малых групп и межгруппового взаимодействия
Читать: 21.1. виды и структура малой группы
Читать: 21.2. лидерство в малых группах
Читать: 21.3. конформизм и групповое давление
Читать: 21.4. развитие малой группы
Читать: 21.5. психология межгруппового взаимодействия
Читать: 21.6. психология внутри- и межгрупповых конфликтов
Читать: Глава 22. психология больших социальных групп и массовых явлений
Читать: 22.1. психология больших социальных групп
Читать: 22.2. психология толпы
Читать: 22.3. массовые явления в больших диффузных группах
Читать: Часть iv. психология трудовой деятельности
Читать: Глава 23. психологические основы профессиоведения
Читать: 23.1. психология и труд
Читать: 23.2. методы изучения трудовой деятельности
Читать: 23.3. классификация трудовой деятельности
Читать: 23.4. формирование личности профессионала
Читать: 23.5. работоспособность субъекта труда
Читать: 23.6. надежность субъекта труда
Читать: Глава 24. профессиональное развитие личности
Читать: 24.1. соотношение личности и профессии
Читать: 24.2. прогрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: 24.3. регрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: Глава 25. функциональные состояния субъекта труда
Читать: 25.1. общая характеристика функциональных состояний
Читать: 25.2. утомление
Читать: 25.3. психологический стресс
Читать: 25.4. психологическая готовность к деятельности
Читать: 25.5. приемы управления функциональными состояниями
Читать: Глава 26. психология профессиональной пригодности
Читать: 26.1. профессиональные способности и мотивация
Читать: 26.2. психологическая диагностика и прогностика
Читать: 26.3. профессиональная ориентация
Читать: 26.4. профессиональный психологический отбор
Читать: 26.5. психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
Читать: Часть v. клиническая психология
Читать: Глава 27. основные формы нарушений психических процессов
Читать: 27.1. клиническая психология и психиатрия
Читать: 27.2. расстройства ощущения
Читать: 27.3. расстройства восприятия
Читать: 27.4. расстройства внимания
Читать: 27.5. нарушения памяти
Читать: Глава 28. расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы
Читать: 28.1. нарушения интеллекта
Читать: 28.2. нарушения мышления
Читать: 28.3. нарушения эмоций
Читать: 28.4. нарушения сознания
Читать: 28.5. нарушения личности
Читать: Глава 29. основные психические заболевания, их лечение и профилактика
Читать: 29.1. шизофрения
Читать: 29.2. маниакально-депрессивный психоз
Читать: 29.3. психогенные заболевания
Читать: 29.4. психопатии
Читать: 29.5. психосоматика
Читать: 29.6. алкоголизм
Читать: 29.7. наркомании и токсикомании
Читать: 29.8. психологические основы психотерапии и реабилитации
Читать: 29.9. психогигиена
Читать: 29.10. психофармакология
Читать: 29.11. психология посттравматического стресса
Читать: Часть vi. историческая психология
Читать: Глава 30. историческая психология
Читать: 30.1. историческая психология как наука
Читать: 30.2. предмет и задачи исторической психологии
Читать: 30.3. проблема метода в исторической психологии
Читать: 30.4. специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики)
Читать: Часть vii. этническая и кросскультурная психология
Читать: Глава 31. этническая психология как наука
Читать: 31.1. предмет, история и задачи этнической психологии
Читать: 31.2. основные понятия этнической и кросскультурной психологии
Читать: 31.3. психологическое измерение культур
Читать: Глава 32. прикладные аспекты этнической психологии
Читать: 32.1. личность и культура
Читать: 32.2. психология общения и культура
Читать: 32.3. психология этнических миграций и аккультурации
Читать: Часть viii. юридическая психология
Читать: Глава 33. основы юридической психологии
Читать: 33.1. методологические основы юридической психологии
Читать: 33.2. задачи юридической психологии
Читать: 33.3. предмет и система юридической психологии
Читать: 33.4. перспективы развития юридической психологии
Читать: Часть ix. экологическая психология
Читать: Глава 34. экологическая психология
Читать: 34.1. предмет и история экологической психологии
Читать: 34.2. психологические эффекты взаимодействия человека и среды
Читать: Часть x. психология творчества
Читать: Глава 35. психология творчества
Читать: 35.1. творчество как психический процесс
Читать: 35.2. концепции креативности
Читать: 35.3. творческая личность и ее жизненный путь
Читать: 35.4. развитие творческих способностей
Читать: Словарь
Читать: Литература

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector