Успех

Я радуюсь вашим успехам друзья какие знаки препинания

Обращение. Знаки препинания при обращении. Теория + практика.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Что такое обращение? Пунктуация при обращении. Тренировочные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
obrashchenie.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Угадайте , из какой сказки этот диалог?

– Здравствуй, сестрица ! Что ты кушаешь?

– Сестричка , дай мне попробовать.

– Ты, братец , ступай на р е ку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!

Обратите внимание на выделенные слова.

Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью, — это обращение.

В устной речи обращения выделяются паузами .

На письме обращение выделяется так:

Если обращение находится в начале предложения , то после него ставится запятая или восклицательный знак.

Например, Коля, полей цветы. Коля! Пора домой.

В середине предложения обращение выделяется с двух сторон запятыми.

Например, Мы радуемся , Коля, твоим успехам.

Если обращение находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.

Например, До свидания, Коля.

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться .

При письме не забывай, запятыми выделяй!

Чем вежливее вы будете обращаться к другим , тем с большим желанием вас будут слушать.

Запомните! Так нужно обращаться к взрослым:

– Здравствуйте, Анна Павловна!

– Будьте добры , Степан Иванович, помогите мне, пожалуйста.

– Спасибо за помощь , Ольга Ивановна.

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса , прятался.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

6. Отвези меня домой красный конь.

7. Разбуди эту землю весна.

8. Спой Светик не стыдись.

9. Друзья корабль не щепка.

10. Главное ребята сердцем не стареть.

11. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!

12. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

13. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

14. Сыпь ты черёмуха снегом.

15. Я радуюсь вашим успехам друзья.

Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением.

  1. Маша читает книгу о путешествиях. _____________________________
  1. Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях. _______________________________________________

1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3. «Вот что, князь, тебя смущает?»

4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Обращение»

Цели урока:

  • знать определение понятия;
  • учить находить обращение в предложении;
  • учить отличать подлежащее от обращения;
  • учить составлять предложения с обращением;
  • учить постановке знаков препинания при обращении;
  • развивать письменную и устную речь учащихся.
  • Оборудование: карточки с кроссвордом, карточки с предложениями, проектор, экран.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного.

    Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему. Какую? Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.

    Каждому ученику раздаётся форма кроссворда, после заполнения формы сдаются, что позволяет учителю проверить знание всеми изученного ранее материала. Потом ребята озвучивают правильные ответы.

    1. Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
    2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
    3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
    4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
    5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
    6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
    7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
    8. Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
    9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

    Итак, тема нашего урока “Обращение”.

    III. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.

    Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

    1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)

    2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)

    3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)

    4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)

    5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)

    6. Я гриб нашла! Девочки!

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
  • Чем может быть выражено обращение?
  • Где в предложении может находиться обращение?
  • Как в предложении выделяется обращение?
  • Для чего нужны обращения? (Учитель использует наглядный пример — “книжку”, чтобы объяснить важность использования обращений в речи. Рисунок 1)
  • Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.

    IV. Изучение новой темы.

    Итак, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

    1) Открываем страницу 148-149 и читаем правило.

    2) Упр. 390. Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения:

    390. ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.

  • . не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
  • . берегите книги!
  • . прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
  • 3) Отличие обращения от подлежащего. Упр. 384 (письменно).

    Сравните два предложения. Разберите по членам предложения. Каковы эти предложения по цели высказывания? Сделайте вывод о роли выделенного слова в предложении.

    Дима прочитал книгу о животных.
    Дима, прочитай книгу о животных.

    Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Дима быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).

    V. Физкультминутка.

    VI. Закрепление изученного материала.

    1)Упр. 391. Записываем предложения, находим обращения и ставим над ними букву О, расставляем знаки препинания.

    Первое предложение разбирается совместно. Два последних предложения можно предложить для самостоятельной работы, чтобы проверить усвоение материала.

    1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь. (А. Кольцов.) 2) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.) 3) Спой светик не стыдись! (И. Крылов.) 4) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 5)Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

    VII. Самостоятельная работа.

    Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. (Для экономии времени работа выполняется в карточках карандашом).

  • Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!
  • Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  • Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  • Сыпь ты черёмуха снегом.
  • Я радуюсь вашим успехам друзья.
  • Первым троим ученикам выставляются оценки. Остальные работы тоже проверяются. Один ученик читает, остальные проверяют у себя.

    VIII. Резервное задание. Составляем предложения с обращениями (замена подлежащего обращением).

    Упр. 388 (только 1, 2 предложения). Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением. Подчеркните грамматическую основу предложений.

    Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!

    1) Маша читает книгу о путешествиях.

    2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.

    IX. Итоги урока.

    Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?

    Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?

    На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.

    X. Домашнее задание.

    §42 правило выучить, упражнение 388(3-5), 392 (Выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина предложения с обращениями).

    Источник

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России».
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    samostoyatelnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_po_teme_obrashchenie_3_klass_umk_shkola_rossii.docx13.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самостоятельная работа по теме

    «Сложные предложения. Предложения с обращениями»

    Задание №1. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

    1. Не оставь меня кум милый!

    2. Голубушка как хороша!

    3. Здравствуй гостья-зима.

    4. Вези старик ее куда захочешь.

    5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

    6. Отвези меня домой красный конь.

    7. Разбуди эту землю весна.

    8. Спой Светик не стыдись.

    9. Друзья корабль не щепка.

    10. Главное ребята сердцем не стареть.

    11. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!

    12. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

    13. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

    14. Сыпь ты черёмуха снегом.

    15. Я радуюсь вашим успехам друзья.

    Задание №2. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях.

    1. Скрипят клесты звенят синицы свистит иволга.

    2. В зимнем тумане раскинули свои ветви деревья и лёгкий снежок прикрыл землю

    3. Прошла ночь и ребята радостно отправились в путь

    4. Сад был густой но листья уже опали.

    5. Дорожка заросла травой а по бокам её росли сосны.

    6. В саду хрустнула ветка а в роще снова закуковала кукушка.

    7. Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

    8. Надвинулась туча и пошёл мелкий дождь.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК «Школа России» — Урок -закрепления.

    карта составлена для урока русского языка по теме «Правописание суффиксов -ек -ик» для 3 класса УМК «Школа России» (изучение нового материала).

    Тема урока — «Зима. Февраль». Учащимся предлагаются задания «Найди лишнее», «Исправь ошибки», «Игра наоборот».

    Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл.

    Конспект урока по русскому языку на тему:»Глагол как часть речи» ( УМК «Школа России») + презентация.

    самаостоятельная работа для 1 класса.

    Проверочная работа дает возможность проверить базовые знания по теме, умение ставить запятые в простых и сложных предложениях, конструировать предложения с союзами и.а,но.

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть