ОТНОШЕНИЯ

Я вступаю в финансовые отношения с государством уплачивая налоги

Я вступаю в финансовые отношения с государством уплачивая налоги

В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в финансовые отношения (взаимоотношения), которые можно разделить на отношения:

• с контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и т. п.);

• с финансовыми организациями (банками, страховыми организациями и др.);

• внутри самой организации (отношения между различными подразделениями, отношения с работниками и т. п.).

Рассмотрим каждый из перечисленных видов.

Особенности организации взаимоотношений

Отношения с государством

-с бюджетом и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

— с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов (финансовый результат этой формы взаимоотношений — пени и штрафы);

— по поводу государственного заказа и государственных закупок;

— по поводу дотаций, субсидий и т.п

Этот вид финансовых взаимоотношений характеризует строгая законодательная регламентация

Отношения с контрагентами

Характерной особенностью этого вида взаимоотношений является установление их правил и условий исходя из сложившихся обычаев делового оборота и на договорной основе

отношения с финансовыми организациями

— со страховыми организациями;

— на рынке ценных бумаг

Финансовые рынки, как правило, отличает, с одной стороны, высокая конкуренция, с другой — наличие государственного контроля. Поэтому финансовые отношения этого вида будут формироваться исходя из правил и условий, установленных соответствующим рынком и законодательством, регулирующим деятельность на данном рынке

Подробнее рассмотрим формы финансовых взаимоотношений, перечисленные в данном вопросе.

Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами, как уже отмечалось в вышеприведенной таблице, связаны с исчислением и уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей. Для этой формы финансовых отношений организации характерны:

• полная регламентация законодательством;

• наличие ответственности за нарушение установленных обязанностей и правил.

В соответствии с направлением денежных потоков можно выделить следующие виды взаимоотношений с бюджетом и внебюджетными фондами:

• отношения по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

• отношения по поводу возврата излишне уплаченных сумм.

Взаимоотношения с банками обуславливаются текущей ситуацией на финансовых рынках, имеют договорную основу и подразделяются на:

• депозитные отношения (организация выступает в роли кредитора, банк — в роли заемщика);

• кредитные отношения (организация выступает в роли заемщика, банк — в роли кредитора);

• отношения по поводу других финансовых услуг, предоставляемых банками.

Взаимоотношения со страховыми организациями в большей степени, нежели взаимоотношения с банками, зависят от договорной основы и имеют целью создание страховых фондов и резервов, позволяющих снизить рыночный риск организации. При наступлении страховых случаев наличие подобных резервов позволяет организации компенсировать убытки, возникшие в связи со стихийными бедствиями, нарушением условий договора со стороны контрагента и другими событиями. Следует отметить, что в отдельных случаях обязательность возникновения рассматриваемой формы финансовых взаимоотношений регламентируется законодательством.

Источник

Взимание налогов

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, оборонную. Для обеспечения реализации социальной, экономической, оборонной функций государства введена финансово-бюджетная система, охватывающая отношения по повод у формирования и использования финансовых ресурсов государства. Самой важной и составной частью системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Налог — обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в законом размерах и установленные сроки. Налог — обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в законом размерах и в установленные сроки.

Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта.

Но налоги не только экономическая категория, но одновременно финансовая категория. Финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функция налога — способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, реализуется общественное назначение экономической категории инструмента стоимостного распределения доходов. Функции налогов выявляют социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С помощью образуются государственные денежные фонды, материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и непроизводственной сферы не имеет собственных источников доходов они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения. Именно функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением функций и политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения экономической категории состоит, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции.

Распределительная Функция налогов выражает сущность налога особо централизованного, фискального механизма распределительных отношений в обществе. Посредством функции реализуется общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и для осуществления собственных функций.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу.

Источник

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ

Сущность финансов как экономической категории

В обыденной жизни очень часто приходится слышать выражение: «мои финансы поют романсы». При этом большинство людей имеют в виду при этом деньги. Но тождественны ли эти понятия? Чисто интуитивно мы чувствуем разницу в этих понятиях, но не можем ее определить. Чем же отличаются деньги от финансов?

Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых от­ношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова. Если мы идем на рынок и делаем какую-либо покупку, то это еще не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. Мы просто осуществили покупку, т.е. отдали определенную сумму денег, а взамен их получили конкрет­ное благо в виде товара (услуги) или, как сегодня принято называть, ча­стное благо, для удовлетворения личной потребности. Никаких финансовых отношений здесь нет. Выражение «мои финансы поют романсы» в корне неверно, оно просто отражает известную истину, что денег, как все­гда не хватает, но здесь именно денег, а не финансов.

Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической кате­гории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, за­работной платы и т.п.).

Финансы – это часть денежных стоимостных отношений, связанных с формиро­ванием и использованием различных денежных фондов в процессе рас­пределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).

Для понимания сути определения финансов, разобьем его на составные части.

1) Финансы – денежные отношения. Суть данного положения сводится к тому, что финансы и деньги – понятия близкие, но не равнозначные, однако при этом денежный характер финансовых отношений означает, что финансы не могут существовать без денег.

2) Финансы – часть денежных отношений. Далеко не все денежные отношения мы можем назвать финансами. Нами уже было указано, что простая покупка товара в магазине, оплата проезда, услуги химчистики и т.п. не являются финансовыми отношениями. Как же выделить финансовые отношения из общей массы денежных отношений?

Прежде всего, финансы – та часть денежных отношений, которая связана с фондами, формируемыми на уровне государства и хозяйствующих субъектов.

Однако главная особенность финансов в том, что в результате вступления в такие отношения одна сторона отчуждает (отдает насовсем) часть денежной стоимости, не получая никакого эквивалента ни в денежной, ни в товарной форме. Поэтому покупка товара – это не финансовые отношения, поскольку в данном случае имеет место обмен – денег на благо. В равной степени и кредит не относится к финансам, поскольку он функционирует на возвратной основе. А вот уплата налогов, распределение чистой прибыли среди акционеров, выплата пенсий из Пенсионного фонда характеризуются безвозвратностью отданных средств. Поэтому такие отношения мы можем отнести к финансам.

3) финансы приводят к формированию и использованию денежных фондов.Причем такие фонды может создавать не только государство, но и хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, домашние хозяйства).

Еще одна важная особенности финансов заключается в том, что эти отношения порождаются и регламентируются го­сударством, поскольку финансы выступают механизмом распределения и перераспределения стоимо­сти ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных призна­ков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или ус­луги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются государством, они абсолютно добровольны и но­сят случайный характер.

В отличие от чисто денежных, финансовые отношения обладают сво­им естественным атрибутом – регламентацией государством. Финансо­вые отношения всегда опосредованы определенными правовыми акта­ми, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламенти­рующими их.

Функции финансов

Финансы имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выра­жается в выполняемых ими функциях. Следует отметить, что в общих чертах взгляды ученых на содержание понятия финансов, даваемое в различных учебниках, существенно сблизились.

В современной российской финансовой науке существуют три основные концепции трактовки сущности и функций финансов: распределительная (московская школа, В.П. Дьяченко, В.М. Родионова, Л.А. Дробозина); воспроизводственная и экономико-правовая (ленинградская школа, А.М. Александров, Э.А. Вознесенский).

Московская школа: определяет в качестве функций финансов распределительную и контрольную функции, иногда к контрольной функции добавляется еще и регулирующая.

Ленинградская школа:функции – формирование денежных фондов, использование денежных фондов, контрольную функцию. Последнюю выполняют не сами финансы, а институты, которые ими управляют.

С современной литературе можно встретить и другие точки зрения. Некоторые авторы выделяют такие функции финансов, как стабилизирующая, стимулирующая и др.

Автор лекций придерживается точки зрения московской школы. Таким образом, будет рассмотрено две функции – распределительная и контрольная.

Суть распределительной функции связана с распределением ВВП и его основной части – национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой фун­кции осуществляется первичное распределение вновь создан­ной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование, а также формирование амортизационного фонда.

Субъектами при финансовом методе распределения высту­пают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Этими лицами являются: государство, предприятия (объединения), организации, учреждения, граждане.

Все взаимосвязи, представленные на рисунке стрелками, характеризуют финансовые отношения. Например, государство вступает в отношения с предприятиями по уплате налогов, а также выделяя субсидии на какие-либо проекты. Домохозяйства вступают в отношения с государством также уплачивая налоги, либо являясь получателями средств из внебюджетных фондов.

Таким образом, финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства.

Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок её распределения на составные элементы. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т.д.

В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, доходы фермеров, доходы предприятий сферы материального производства и др.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.

Тесно связана с распределительной контрольная функция.

Объективно мы понимаем, что финансовые ресурсы всегда ограничены, поэтому всегда стремимся использовать ресурсы максимально эффективно – достигая заданной цели, или экономя на затратах. Поэтому контрольная функция объективно необходима.

Однако суть действия этой функции заключается не только в оценке эффективности и экономности использования ресурсов. Финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения.

Таким образом, сущность финансового контроля — сообщать обществу обо всех неполадках в экономике.

Финансы и деньги

ДеньгиФинансы
1. Всеобщий эквивалент1.Инструмент перераспределения ВВП, образования и использования денежных фондов
2. Пять функций2. Иные функции
3. Исторически возникли раньше3. Исторически возникли позже
4. Более общая категория4. Вторичная категория, производная от денег
5.Широкие экономические отношения5. Более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов

Деньги– это категория более древняя по срав­нению с финансами. Они появились в различных фор­мах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обус­ловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государ­ство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для ох­раны границ и ведения войн, охрану общественного порядка, сохране­ние власти, постройку общественных зданий, дорог и т.д.

Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство пре­доставляло определенные общественные блага для своих граждан. Для их предоставления государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. От­сюда и возникали налоги вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Именно соединение двух источников, обусловивших воз­никновение финансов, – государства и налогов в их денежной форме порождает феномен государственных (публичных) финансов с прису­щими им атрибутами – налогами, государственным бюджетом, государ­ственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государ­ственной казны от собственности монарха и переходе в основном к денежной форме взимания нало­гов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал применяться термин «финансы».

До начала XX в. его употребляли в сравнительно узком смысле – имен­но государственных финансов. С разложением феодализма, развитием товарно-денежных отноше­ний государственные финансы способствовали первоначальному накоп­лению капитала, развитию капиталистического способа производства, становлению национальных рынков. В конце XIX – начале XX в. вме­шательство государства в экономику носило весьма ограниченный ха­рактер. В этот период начинают резко уве­личиваться его расходы на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственно­го аппарата. Социальные расходы государства на образование, здраво­охранение, культуру были еще крайне незначительны.

Только со вто­рой половины XX в. развивается экономика общественного сектора (го­сударства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптими­зацию размещения и использования ограниченных возможностей рын­ка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, способствующую перераспределению денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения поставленных стратегических целей.

С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм пред­принимательства, сращиванием промышленного и банковского капита­ла, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающих­ся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, кор­пораций) – в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сфор­мировались и две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (обществен­ных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая – наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках круго­оборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интере­сов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом. Объединяет эти науки их общая основа – изучение, исследова­ние способов наиболее рационального управления процессами поступ­ления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени.

Однако следует понимать, что несмотря на различия в этих двух категориях, финансы зависимы от денег, то есть если нет денег, то нет и финансов. Именно поэтому финансы и деньги часто отождествляются.

В то же время в условиях глобальной экономики бумажные (наличные и безналичные) деньги, полностью потерявшие прямую связь с золотым обеспечени­ем — полноценными деньгами, сами превраща­ются в разновидность финансовых инструментов, в финансовые средства обращения, платежа и т.д. Современные деньги выступают финансовыми представителями полноценных денег, финансовы­ми ресурсами в их чистом виде, обслуживающими не только временные разрывы в товарном и нето­варном оборотах, но, прежде всего процессы фор­мирования доходов и их расходования всеми субъек­тами общественного воспроизводства на частно­правовой и публично-правовой основе. Современ­ные деньги приняли форму финансовых ресурсов, трансформировались и функционируют в этой форме благодаря приведению в действие системы финансовых расчетных, платежных, инвестицион­ных, кредитных, страховых, налоговых, расход­ных и других инструментов и механизмов.

2. Исходным моментом появления финансовых отношений выступает процесс первичного распределения стоимости на составляющие ее элементы и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектам распределения, является цена. Именно она предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики, тому или иному собственнику. Цена и только она выступает той исходной основой, на которой совершается весь дальнейший распределительный процесс, поскольку именно в ней находят выражение различные элементы стоимости общественного продукта.

3. Кредит, в отличие от финансов, функционирует на возвратной основе – любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установленного договором срока. Возвратность — это важнейший признак и атрибут кредита. Возвратность как специфическая черта кредита обусловливает отличия в характере, источниках и направлениях использования кредитных ресурсов по сравнению с финансовыми.

Кредитные ресурсы выражают «разорванное» во времени движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно; финансовые — одностороннее движение стоимости. Кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств предприятий (объединений), организаций, учреждений, органов государственного управления, граждан; финансовые — из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения. Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок на условиях возвратности и платности; финансовые – бесплатно и без оговаривания условий их возвращения.

Наличие общих черт у финансов и кредита предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимодействие в распределительном процессе; особенно ярко это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так, при недостатке у предприятий финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса и расширения производства, они используют банковские кредиты. Временно свободные финансовые ресурсы предприятий и хозяйственных организаций хранятся на счетах в учреждениях банков, что позволяет рационально использовать их в качестве кредитных средств для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства в рамках народного хозяйства в целом. Функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных ресурсов; функционирование кредита, в свою очередь, позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, в том числе через финансовый рынок.

4. Финансы также тесно взаимосвязаны с такой экономической категорией, как заработная плата. Для выплаты заработной платы на предприятиях формируется фонд оплаты труда, создание которого происходит в процессе распределения выручки предприятия с помощью финансов. Кроме того, сама по себе зарплата не является финансовым ресурсом, но в отдельных случаях она может выступать в этой роли. Часто на предприятиях начисление по бухгалтерским документам и фактическая выплата заработной платы не совпадают по времени. В этом случае в этот период заработная плата может выступать в качестве временного источника пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования в практике хозяйствования. При этом должны учитываться как сама специфика функционирования финансов, цены, заработной платы, кредита, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование этих категорий в процессе стоимостного распределения не окажет положительного влияния на результаты производства.

4. Дискуссионные вопросы роли финансов в общественном воспроизводстве

Существует несколько подходов к определению роли финансов в общественном воспроизводстве.

1. Важнейшей стадией воспроизводственного процесса является про­изводство, от состояния которого прежде всего зависит экономический рост. Не менее важной является и стадия распределения – ошибки в распределении национального дохода, неоправданное увеличение, на­пример, фонда потребления, с одной стороны, создает условия для уве­личения потребностей в производстве товаров и услуг, но с другой – сужает возможности делать это на новой технической основе в связи со снижением доли фонда накопления, направляемого на инвестиции, т.е. на обновление производственного аппарата. В свою очередь нарушение в сфере обмена может привести к разрыву хозяйственных связей между предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу про­изводства.

Доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобраз­ные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает профициты этих бюджетов, у других – де­фициты. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспро­изводственного процесса сопровождаются распределением и перерас­пределением этих доходов, необходимыми для регулирования экономи­ки в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутые выше профициты бюджетов, воз­никающие у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью: государственных финансов в форме налогов и сборов; финансовых посредников; финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящие доход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты и домохозяйства, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы дру­гим хозяйствующим субъектам, испытывающим дефицит своего бюд­жета. В воспроизводственном процессе, как мы уже подчеркивали, тес­но переплетаются денежные, кредитные и финансовые отношения.

Для осуществления процесса производства необходимо сформиро­вать капитал и авансировать его в разнообразные активы, нужные для осуществления производства. Возникают различные риски, требующие использования финансовых инструментов для их снижения. При дли­тельном цикле производства процессу распределения и обмена предше­ствует уплата налогов, т.е. по времени процессы производства и распре­деления могут не совпасть. Таким образом, вывод, что финансовые отношения возникают только на стадии распределения, далеко не одно­значен; уже на стадии производства появляется широкий круг финансо­вых отношений. На условной стадии обмена используются различные фи­нансовые инструменты для заключения сделок (контрактов) по поводу обмена различными видами активов и рисков. Следовательно, при широ­ком понимании термина «финансы» они здесь также явно присутствуют.

На микроуровне финансы участвуют как в процессах производства, распределения, обмена, так и в процессе перераспределения. Проанали­зируем финансовый аспект распределения на уровне предприятия.

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламен­тирована гражданским законодательством: величина и порядок форми­рования уставного и резервного капиталов для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; поря­док очередности списания средств с расчетного счета и др.

Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприя­тии уже на стадии создания и распределения ВВП (условно примени­тельно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть на­правлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, может образовывать­ся также и ремонтный фонд. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав вычитаемых расходов в целях налогообложения прибыли, а формирование их идет в процессе распределения полученных доходов.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспреде­ления. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подо­ходного налога, перечисляются денежные средства на выплату единого социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприя­тие получает и доход в форме прибыли.

Чистая прибыль может направляться (распределять­ся) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удов­летворения различных социальных потребностей и материальных по­ощрений (оба формируются в соответствии с учредительными докумен­тами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд дру­гих фондов. В процессе перераспределения также формируется ряд де­нежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:

Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники в виде эмиссионного дохода и безвозмездных по­ступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а так­же носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей. В процессе хозяйственной деятельности в инди­видуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долго- и крат­косрочных кредитов и прочих займов, а также кредиторской задолжен­ности. Финансы предприятий участвуют как в процессе производства и распределения, так и в процессе перераспределения стоимости обще­ственного продукта.

Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) ох­ватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление) и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

— создавая для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной по­литики, налоговых вычетов и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

— обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккуму­ляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти основные моменты воздействия финансов на воспроизводствен­ный процесс и соответственно на экономический рост должны отражать­ся в финансовой политике государства и его финансовой системе.

2. Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением(наличным или безналичным) денежных средств.Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях (фазах) воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Своеобразие отношений, составляющих содержание фи­нансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений —важный признак финансов. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Например, кредит, страхование также относятся к денежным отношениям.

Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Как уже отмечалось, появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Процесс общественного воспроизводства проходит четыре стадии:

Производство Þ распределение (созданной стоимости) Þ обмен (деньги на товар) Þ потребление

Отсутствие движения денежных средств на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене, однако, характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их относить, к сфере функционирования финансов, поскольку еще одним отличительным признаком финансов является одностороннее движение денежных средств.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца).

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму — с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости; на третьей — двустороннее.

Таким образом, областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Обобщая подходы советских и российских экономистов к решению вопроса экономическо­го содержания финансов и составляющих их де­нежных отношений, можно выделить две концеп­ции: распределительную и воспроизводственную.

Сторонники распределительной концепции (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантландзе и др.) утверждают, что финансо­вые отношения возникают только на одной ста­дии воспроизводственного процесса – распреде­ления и перераспределения стоимости обществен­ного продукта. Так, В. М. Родионова констатирует: «Если деньги, будучи всеобщим эквивалентом, яв­ляются категорией всех стадий воспроизводствен­ного процесса и могут проявлять себя с разных сторон (как мера стоимости, как средство обра­щения и т.д.), то действие производных от денег экономических форм – финансов и бюджета, ог­раничивается лишь рамками одной стадии вос­производственного процесса – распределением».

Представители воспроизводственной теории (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) рассматривают финансы как катего­рию всего процесса воспроизводства (производ­ства, обмена, распределения и потребления), включая в состав финансов всю совокупность денежных отношений, возникающих на стадии воспроизводственного процесса, включая стадию обмена.

Сторонники распределительной концепции обвиняют «воспроизводственников» в неоправ­данном расширении сферы действия финансов. Представители же воспроизводственной концеп­ции считают, что распределительная теория в какой-то мере применима лишь к государствен­ным финансам, но неприменима к финансам предприятий, функционирующих на всех стади­ях сферы материального производства. «Распре­делительная теория, — писал Д. С. Моляков, — ос­нована на ошибочном толковании первичности и вторичности таких основополагающих катего­рий, как деньги и финансы».

Финансовая система — это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой и отличающихся методами и формами формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы. В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.

Децентрализованные финансыявляются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Поэтому экономическая политика в любой стране должна быть главным образом на развитие децентрализованной сферы финансов. Эффективность перераспределения ресурсов, величина налогового бремени, инвестиционные возможности субъектов хозяйствования в конечном счете оказывают влияние на развитие всей финансовой системы.

Финансы хозяйствующих субъектов и населения условно могут включать: нефинансовые корпоративные предприятия, финансовые учреждения (центральные банковские учреждения, другие финансовые и кредитные институты), страховые предприятия, некоммерческие общественные организации, предпринимателей без образования юридического лица и домохозяйства.

Финансы предприятий(коммерческих организаций), как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Кроме того, роль коммерческих организаций заключается в создании рабочих мест, обеспечении финансовыми ресурсами централизованных финансов.

В состав децентрализованных финансов включаются и финансы некоммерческих организаций, которые, как правило, осуществляют свою деятельность не на принципах коммерческого расчета, а на условиях сметного финансирования. К ним относятся организации социально-культурной сферы, такие как учреждения культуры (театры, музеи), жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, образовательные учреждения и т.п. Эти организации могут получать прибыль от своей деятельности, но она полностью направляется на финансирование задач, для решения которых они были созданы.

Финансы домашнего хозяйствалишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию пла­тежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Централизованные финансы— вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, включает бюджетную систему, внебюджетные социальные фонды и государственный кредит.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюдж

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть