ПСИХОЛОГИЯ

Якунин в а педагогическая психология учеб пособие

Якунин в а педагогическая психология учеб пособие

Ю5
ФОНД

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТОВ
ЯКУНИН В.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Издательство Михайлова В. А.
Издательство
Санкт-Петербург
1998

Соде
В учебном пособии обобщается многолетний опыт изу-
чения автором, его сотрудниками, аспирантами и соискателя-
ми психологических аспектов обучения студентов в вузе.
Учебное пособие адресуется педагогическому персоналу
высших учебных заведений, студентам, аспирантам, докторан-
там и научньм работникам психолого-педагогического про-
филя, а также всем специалистам, получающим дополнитель-
ную квалификацию или .
ISBN 5-8016-0022-1
c Издательство
Михайлова В. А.
c Якунин В.А.
ЛРЩЩСЛОВИЕ.
1ВВЯЕНИЕ.
riMial
: ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА И ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ .
1.1. Системный подход к разработке проблем
обучения.
i. 2> Обучение как процесс управления.
;. 4.3. Функциональный состав управления в
педагогических системах.
1.4. О критериях эффективности обучения.
й
МИ?
1СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
т -Основных ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ в
ЦБУЧЕНИИ.
.Lt. Цеди как фактор управления в обучении.
3-2, Информационная основа обучения.
ЦЗ.-Прогнозирование-в обучении.
114. Процесс решения педагогических и
учебных задач.
1. Организация обучения.
MS. Общение и коммуникации в обучении .
.Контроль и педагогическая оценка как форма
1 руководства учебной деятельностью.
М>3
ВСЖХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.
1.1. Мотивационно-елевая основа учения студентов
т
и-
3.2. Учебная активность студентов и факторы, ее
определяющие
263
3.3. Учебная успешность студентов. 274
3.4. Индивидуальные стили учебно-познавательной
деятельности студентов. 297
3.5. Особенности усвоения знаний . 31 1
3.6. Самостоятельная работа студентов . 326
3.7. Социально-психологические аспекты
обучения.
. 335
3.8. Становление профессионального самосознания
у студентов в процессе их обучения. . 381
3.9. Динамика развития профессионально важных
качеств личности в процессе обучения. 39С
Глава 4
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
-4.1. Методы обучения как способы конструировавия
учебной информации
4.1.1. Современные модификации проблемного и
программированного обучения
417
421
422
4.1.2. Многомерный подход к структурированию
учебной информации.
4.1.3. Опыт системного конструирования учебной
информации.
4.1.4. Форма представления учебной информации
как способ управления процессом усвоения
знаний.
4.2. Технические средства обучения
429
438
451
456
4.2.1. Техническое обеспечение основных
функций педагога
т—- — —
4.2.2. Комплексы ТОО в различных формах
учебных занятий.
4.2.3. Об эффективности применения ТСО .
4.2.4. Гибкие автоматизированные, обучающие
системы (ГАОС).
4.2.5. Компьютеризация обучения.
4.3. Групповые формы активных методов обучения .
462
466
474
489
493
4.3.1. Особенности групповой организации
учения. 493
4.3.2. Групповая гипнопедия и метод активизации
резервных возможностей. 498
4.3.3. Обучение в динамических группах . 504
4.3.4. Способы проблемно-конфликтного
группового обучения. 511
4.3.5. Обучающие игры . 521
Гляю5
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
, — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. L Профессионализм и мастерство в
педагогической деятельности
5.2. Индивидуально-психологические факторы
успешности педагогической деятельности.
5.3. Психологические особенности разрешения
педагогических ситуаций.
5 й психологии быдо принято считать, что человек весь
период своей зрелости (от 20 и до 60 лет) находится в со-
стоянии и утраты способно-
рей к обучению. Поэтому почти до средины текущего
схолегия психология и педагогика в нашей стране и за
11бехом развивалась в основном как детская психология
иЖИрцедагогика (педология). Только благодаря Б.Г.Ананье-
1111111(1907-1972), главе Ленинградской (Санкт-Петербургс-
психологической школы, выступившему против тео-
[ нсихической окаменелости взрослого человека, были
рнуты в 60-х годах и продолжаются по настоящее
[исследования особенностей психического развития
кмго человека и его обучения на различных этапах
азиого пути. Принципиальное значение для развития
логии н редагогики сыграли также идеи Б.Г.Анань-
b необходимости построения акмеологии и педагоги-
ИВКОй антропологви как междисциплинарных областей
i о человеке н его воспитании, возрояздення экспе-
ЁНального направления в психологической и педаго-
жой науке, преданного забвению в 1936 году.
Особую роль в развитии и сближении психологии и
гогики сыграла и организаторская деятельность
.Ананьева по созданию им психологического факуль-
И> Санкт-Петербургском (в то время Ленинградском)
дарственном университете. Открытие им в 1966 году
льтета психологии, в состав которого вошла и ка-
t педагогики, но с новым названием — кафедра педа-
в и педагогической психологии, стало решающим
ром возрождения ее самой и педагогической психо-
: как науки.
ДД Педагогическая психология. Предисловие.
Преображение кафедры педагогики и педагогичес-
кой психологии и самих этих наук шло по разным направ-
лениям. Наиболее значимыми из них являются следую-
щие.
Развитие кафедры педагогики и педагогической пси-
хологии в этот период можно рассматривать как этап
формирования особой научной психолого-педагогической
школы, отличающейся единством проблематики, концеп-
туального и научно-методического аппарата.
Широкие масштабы развернутой в то время науч-
но-исследовательской деятельности и работы по подго-
товке научно-педагогических кадров (за последние 30 лет
подготовлено более 300 кандидатов и докторов наук) по-
зволили кафедре вырасти в крупнейший учебно-научный
центр федерального, а в прошлом союзного значения.
Кафедра педагогики и педагогической психологии
раньше других приступила к разработке проблем обуче-
ния взрослых и прежде всего студентов, заложив тем са-
мым основы для оформления новой в структуре психоло-
гической и педагогической науки того периода отрасли —
психологии и педагогики высшей школы, о чем свидетель-
ствует изданный впервые учебник (1972).
Выдвижение взрослого человека в качестве цент-
рального объекта психолого-педагогического исследова-
ния явилось также предпосылкой для зарождения и ста-
новления в наши дни такой новой междисциплинарной
области научного знания, как акмеология.
Кафедра педагогики и педагогической психологии
оказалась в числе первых учебно-научных подразделений,
где был реализойан комплексный (междисциплинарный)
и системный подходы к изучению проблем обучения че-
ловека на разных этапах его развития
Кафедре педагогики и педагогической психологии
принадлежит приоритет в переводе послевоенной педаго-
гики и психологии из описательной формы существования
Педагогическая психология. Предисловие._____ЦЦ
принципы фундаментальных наук с широким приме-
яением разнообразных эмпирических методов, процедур
томления и математических методов обработки данных.
Опит использования нового для педагогики научно-ме-
тодаческого аппарата был обобщен в книге (1980).
30-летнее изучение психолого-педагогических проб-
;лем высшей школы позволили существенно обновить не
1;?только методологические основы педагогики и педагоги-
чесасой исихологии, но и их концептуальный аппарат.
— Широкомасштабные исследования, проведенные в
11190-х годах в области психологии и педагогики высшей
ййваволы, помогли раскрыть многие общие и частные зако-
й11мвврности обучения студентов, их профессионального
ййявовления и личностного развития. Наряду с этим по-
«ХМЙВВД огромные возможности обучения взрослых с по-
1]Цэд>ло современных педагогических технологий, когда
lfttt используются в разнообразных формах и сочетани-
ДСроме того, довольно подробно определены психоло-
жие предпосылки профессионализма в педагогичес-
деятельности школьных учителей и преподавателей
ней школы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120

Источник

Якунин в а педагогическая психология учеб пособие

Ю5
ФОНД

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТОВ
ЯКУНИН В.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Издательство Михайлова В. А.
Издательство
Санкт-Петербург
1998

Соде
В учебном пособии обобщается многолетний опыт изу-
чения автором, его сотрудниками, аспирантами и соискателя-
ми психологических аспектов обучения студентов в вузе.
Учебное пособие адресуется педагогическому персоналу
высших учебных заведений, студентам, аспирантам, докторан-
там и научньм работникам психолого-педагогического про-
филя, а также всем специалистам, получающим дополнитель-
ную квалификацию или .
ISBN 5-8016-0022-1
c Издательство
Михайлова В. А.
c Якунин В.А.
ЛРЩЩСЛОВИЕ.
1ВВЯЕНИЕ.
riMial
: ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА И ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ .
1.1. Системный подход к разработке проблем
обучения.
i. 2> Обучение как процесс управления.
;. 4.3. Функциональный состав управления в
педагогических системах.
1.4. О критериях эффективности обучения.
й
МИ?
1СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
т -Основных ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ в
ЦБУЧЕНИИ.
.Lt. Цеди как фактор управления в обучении.
3-2, Информационная основа обучения.
ЦЗ.-Прогнозирование-в обучении.
114. Процесс решения педагогических и
учебных задач.
1. Организация обучения.
MS. Общение и коммуникации в обучении .
.Контроль и педагогическая оценка как форма
1 руководства учебной деятельностью.
М>3
ВСЖХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.
1.1. Мотивационно-елевая основа учения студентов
т
и-
3.2. Учебная активность студентов и факторы, ее
определяющие
263
3.3. Учебная успешность студентов. 274
3.4. Индивидуальные стили учебно-познавательной
деятельности студентов. 297
3.5. Особенности усвоения знаний . 31 1
3.6. Самостоятельная работа студентов . 326
3.7. Социально-психологические аспекты
обучения.
. 335
3.8. Становление профессионального самосознания
у студентов в процессе их обучения. . 381
3.9. Динамика развития профессионально важных
качеств личности в процессе обучения. 39С
Глава 4
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
-4.1. Методы обучения как способы конструировавия
учебной информации
4.1.1. Современные модификации проблемного и
программированного обучения
417
421
422
4.1.2. Многомерный подход к структурированию
учебной информации.
4.1.3. Опыт системного конструирования учебной
информации.
4.1.4. Форма представления учебной информации
как способ управления процессом усвоения
знаний.
4.2. Технические средства обучения
429
438
451
456
4.2.1. Техническое обеспечение основных
функций педагога
т—- — —
4.2.2. Комплексы ТОО в различных формах
учебных занятий.
4.2.3. Об эффективности применения ТСО .
4.2.4. Гибкие автоматизированные, обучающие
системы (ГАОС).
4.2.5. Компьютеризация обучения.
4.3. Групповые формы активных методов обучения .
462
466
474
489
493
4.3.1. Особенности групповой организации
учения. 493
4.3.2. Групповая гипнопедия и метод активизации
резервных возможностей. 498
4.3.3. Обучение в динамических группах . 504
4.3.4. Способы проблемно-конфликтного
группового обучения. 511
4.3.5. Обучающие игры . 521
Гляю5
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
, — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. L Профессионализм и мастерство в
педагогической деятельности
5.2. Индивидуально-психологические факторы
успешности педагогической деятельности.
5.3. Психологические особенности разрешения
педагогических ситуаций.
5 й психологии быдо принято считать, что человек весь
период своей зрелости (от 20 и до 60 лет) находится в со-
стоянии и утраты способно-
рей к обучению. Поэтому почти до средины текущего
схолегия психология и педагогика в нашей стране и за
11бехом развивалась в основном как детская психология
иЖИрцедагогика (педология). Только благодаря Б.Г.Ананье-
1111111(1907-1972), главе Ленинградской (Санкт-Петербургс-
психологической школы, выступившему против тео-
[ нсихической окаменелости взрослого человека, были
рнуты в 60-х годах и продолжаются по настоящее
[исследования особенностей психического развития
кмго человека и его обучения на различных этапах
азиого пути. Принципиальное значение для развития
логии н редагогики сыграли также идеи Б.Г.Анань-
b необходимости построения акмеологии и педагоги-
ИВКОй антропологви как междисциплинарных областей
i о человеке н его воспитании, возрояздення экспе-
ЁНального направления в психологической и педаго-
жой науке, преданного забвению в 1936 году.
Особую роль в развитии и сближении психологии и
гогики сыграла и организаторская деятельность
.Ананьева по созданию им психологического факуль-
И> Санкт-Петербургском (в то время Ленинградском)
дарственном университете. Открытие им в 1966 году
льтета психологии, в состав которого вошла и ка-
t педагогики, но с новым названием — кафедра педа-
в и педагогической психологии, стало решающим
ром возрождения ее самой и педагогической психо-
: как науки.
ДД Педагогическая психология. Предисловие.
Преображение кафедры педагогики и педагогичес-
кой психологии и самих этих наук шло по разным направ-
лениям. Наиболее значимыми из них являются следую-
щие.
Развитие кафедры педагогики и педагогической пси-
хологии в этот период можно рассматривать как этап
формирования особой научной психолого-педагогической
школы, отличающейся единством проблематики, концеп-
туального и научно-методического аппарата.
Широкие масштабы развернутой в то время науч-
но-исследовательской деятельности и работы по подго-
товке научно-педагогических кадров (за последние 30 лет
подготовлено более 300 кандидатов и докторов наук) по-
зволили кафедре вырасти в крупнейший учебно-научный
центр федерального, а в прошлом союзного значения.
Кафедра педагогики и педагогической психологии
раньше других приступила к разработке проблем обуче-
ния взрослых и прежде всего студентов, заложив тем са-
мым основы для оформления новой в структуре психоло-
гической и педагогической науки того периода отрасли —
психологии и педагогики высшей школы, о чем свидетель-
ствует изданный впервые учебник (1972).
Выдвижение взрослого человека в качестве цент-
рального объекта психолого-педагогического исследова-
ния явилось также предпосылкой для зарождения и ста-
новления в наши дни такой новой междисциплинарной
области научного знания, как акмеология.
Кафедра педагогики и педагогической психологии
оказалась в числе первых учебно-научных подразделений,
где был реализойан комплексный (междисциплинарный)
и системный подходы к изучению проблем обучения че-
ловека на разных этапах его развития
Кафедре педагогики и педагогической психологии
принадлежит приоритет в переводе послевоенной педаго-
гики и психологии из описательной формы существования
Педагогическая психология. Предисловие._____ЦЦ
принципы фундаментальных наук с широким приме-
яением разнообразных эмпирических методов, процедур
томления и математических методов обработки данных.
Опит использования нового для педагогики научно-ме-
тодаческого аппарата был обобщен в книге (1980).
30-летнее изучение психолого-педагогических проб-
;лем высшей школы позволили существенно обновить не
1;?только методологические основы педагогики и педагоги-
чесасой исихологии, но и их концептуальный аппарат.
— Широкомасштабные исследования, проведенные в
11190-х годах в области психологии и педагогики высшей
ййваволы, помогли раскрыть многие общие и частные зако-
й11мвврности обучения студентов, их профессионального
ййявовления и личностного развития. Наряду с этим по-
«ХМЙВВД огромные возможности обучения взрослых с по-
1]Цэд>ло современных педагогических технологий, когда
lfttt используются в разнообразных формах и сочетани-
ДСроме того, довольно подробно определены психоло-
жие предпосылки профессионализма в педагогичес-
деятельности школьных учителей и преподавателей
ней школы. Вместе с тем остался малоразработанным
Вовсе незатронутым большой ряд важных для педа-
Ртеской теории и практики психологических проблем,
явленных в свое время Б.ПАнаньевым.
Hi Одна из крупных актуальных проблем имеет ошоше-
1х акмеологии образования. В настоящее время человек
1Цсек высших (акме) проявлениях его физических, психо-
1еских и духовных сил, творчества, способностей и про-
юнального мастерства становится предметом зарож-
№Йся новой междисциплинарной области знаний о че-
се — акмеологии. Ее частным разделом и является
догия образования, центральной задачей которой яв-
[ поиск способов и путей, ведущих взрослого человека
ам и расцвету его многообразных потенциалов
Становлению этой новой области — акмеологии
Педагогическая психология. Предисловие.
образования и призвана способствовать предлагаемая
читателю книга.
В ней обобщается 25-та летний опыт (1970-1995) изу-
чения психолого-педагогических проблем высшей школы
сотрудниками, аспирантами и соискателями Санкт-Петер-
бургского государственного университета, других вузов
г. Санкт-Петербурга и страны, координация исследований
в которых осуществлялась под руководством кафедры пе-
дагогики и педагогической психологии СП6ГУ. В связи с
этим представленный в настоящей книге обзор псдхоло-
го-педагогических исследований можно рассматривать
как развернутую характеристику научной школы Санкт-
Петербургского университета, лицо которой определяется
акмеологическим направлением и реализаций системно-
комплексного подхода разработке теоретических, экс-
периментальных и прикладных аспектов психологии обу-
чено взрослых и более всего-студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, нет необходимости напоминать о тех
трудностях, которые сегодня переживает наша система
,1 образования. Их преодоление предполагает наряду с ад-
-щиистративно-политическим, материальным, организа-
ваюявкм также и междисциплинарное научное обеспече-
lela> в целом и психолого-педагогичсское — в частности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть