ПСИХОЛОГИЯ

Ярким представителем психологии народов является

Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт)

Психология народовкак одна из первых форм социально-пси­хологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотноше­нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверх­индивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических постро­ений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влия­ние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источ­никами ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выра­жению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской мона­дологии и английского ассоцианизма» Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология на­родов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обы­чаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психоло­гии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому по­воду Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в пер­вом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: фи­зиологической психологии и психологии народов. Соответствен­но каждой части Вундтом были написаны фундаментальные рабо­ты, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии на­родов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология яв­ляется экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не при­годен для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психо­логия народов. В ней должны применяться иные методы, а имен­но анализ продуктов культуры: языка ( в языке представлены понятия, с помощью которых осуществляется мышление и определяется сознание); мифов (в них можно обнаружить первоначальное содержание понятий и эмоциональное отношение к некоторым явлениям); обычаев, традиций (можно легче понять поведение

Эта концепция поставила принципиальный во­прос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное со­знание в определенной степени задается ею.

Источник

Психологическое направление социологии. Психология народов. Групповая психология Г. Лебона. Теория подражания Г. де Тарда

Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направ­ление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление но­вого направления было связано с успехами психологии, особенно экспери­ментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и пове­дение групп (общностей) людей.

Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубе­же веков, имело сложную структуру. Выделяют психологический эволюцио­низм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие).

Под психологизмом социологии при­нято понимать ориентацию ее отдельных представителей и направлений (течений, школ) на объяснение социальных явлений и процессов лишь с помощью данных психологической науки.

Ярким представителем “психологии народов” можно назвать Вильгельма Вунда, групповой психологии — Гюстава Лебона и Габриеля Тарда, интеракционизма — Джорджа Герберта Мида.

Вундт, Вильгельм (1832-1920) — немецкий физиолог, психолог, филолог, лингвист, открывший в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг. Основной труд Вундта «Психология народов«, который он писал двадцать лет, содержит огромное количество описаний психологических экспериментов, выводов, теоретических заключений, касающихся его главной идеи: предметом психологии народов является материализованная часть ее — язык, мифы, обычаи, которые подчиняются общим законам духовного развития и обладают для народного сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания являются факты индивидуальной психологии.

Тард, Габриель (1843-1904) — французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Основными работами Тарда в области социологии являются «3аконы подражания»,«Всемирное противопоставление», «Социальная логика». Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании — основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как «толпа» и «публики», подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия.

Лебон, Гюстав (1841-1931) — французский публицист, социальный психолог, социолог.

По его мнению, «толпа», или «масса» — это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». И индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Характеризуя толпу как группу людей, охваченных общими чувствами, стремлениями и настроениями, социолог выделял следующие ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, предрасположенность к импульсивным действиям, готовность к бездумному следованию за лидерами, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики.

22. Становление и развитие эмпирических исследований в XVII-XIX в.в.: проблематика, особенности анализа.

Эмпирическая социология — область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, со­циологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).

Уже в XVII—XVIII вв. осознавалась необходимость сбора статистиче­ского материала, проведения переписей населения, исследований по ак­туальным проблемам жизни общества (рост народонаселения, рождае­мость и смертность, развитие семей, благосостояние, богатство и бедность и т.д.).

Под эмпирическим социальным исследованием будем понимать целенаправленное изучение социальных проблем, связанное с решением преимущественно практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений социальных процессов. Эмпирические исследования ориентированы на сбор, анализ социальных фактов и выявление ситуаций общественной жизни с использованием для этой цели специальных методов их изучения. Предмет Э.И. – социальные факты, к соц фактам относят: продукты и результаты человеческой деятельности, поведение индивидов и соц групп, взгляды, мнения, мотивы, установки.

Первые исследования эмпирического характера, в значительной мере предопределившие возникновение целого направления социологической науки, приходятся на XVII—XVIII вв. Они появились как ответ на потребность об­щества (государства) в получении информации о населении и материальных ресурсах для более эффективного социального управления. Уже в XVII в. проводились переписи населения и правительственные обследования.

Начавшиеся в XVII—XVIII вв. процессы урбанизации и индустриализации породили серьезные социальные проблемы в условиях роста городов бедности, жилищного вопроса, образования, здравоохранения, рождаемости смертности и т.д. Эти проблемы привлекли внимание государственных органов, общественных организаций. Стали проводиться первые эмпирические исследования тестического и социально-демографического характера.

Главное отличие эмпирических исследований XVII—XVIII вв. от тех, которые проводились в XIX в., состоит в ограниченном использовании методов конкретного изучения социальных явлений и процессов. Из всей большой палитры эмпирических методов основной интерес привлекали статистичес­кий, демографический и метод наблюдения

Среди представителей начального этапа эмпирических социальных исследо­ваний необходимо назвать прежде всего двух ирландских статистиков и истори­ков, Дж. Граунта и его друга У. Петти. Его и Петти считают основателя­ми так называемой политической арифметики — направления социальных ис­следований официальных данных для целей оптимизации государственного уп­равления.

Фундамент социальной статистики был заложен в XIX в. франко-бельгиийским ученым Адольфом Кетле (1796—1874), открывшим ряд статисти­ческих закономерностей общественной жизни. Исследователи творчества Кетле называют его и математиком, и статистиком, и социологом, и даже астрономом. Но по одно­му явлению, одному социальному факту выводы делать нельзя, нужны статистические данные о возможно большем количестве случаев.

23. Э. Дюркгейм. Социально-политическая позиция Дюркгейма. Предмет социологии, ее место в обществознании. «Социологизм» как теория общества.

В понимании Дюркгейма социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна су­ществовать как наука объективная, предметом которой является социальная ре­альность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты, совокупность ко­торых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Социология выступает у Дюркгейма как сложное структурное образова­ние, включающее три основные части: социальную морфологию, социаль­ную физиологию и общую социологию. Социология занимает в его системе центральное место, посколь ку вооружает все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых могут и должны вестись исследования в различных областях общест­венной жизни. Задача социологии в том, считает Дюркгейм, чтобы объеди­нить представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Только в этом случае со­циология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а другие об­щественные дисциплины станут своеобразными ветвями, разделами социо­логического знания, изучающими коллективные представления в их конкретной форме — моральной, религиозной, экономической, правовой и др.

Центральное методологическое место в его творчестве занимает теория общества, получившая название «социологизма». Два основных положения характеризуют «социологизм» Дюркгейма. Во-первых, это примат общест­венного над индивидуальным. Общество рассматривается как более богатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющий дея­тельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны «находиться» вне их индивидуальных проявлений. Второе главное положение «социологизма» формулируется как принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный с требова­нием объяснять одни из них другими, но не сводить к биологическим либо психологическим явлениям и процессам.

Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, в духе республиканской программы боролся за отделение церкви от государства и школы от церкви. Сутью социально-политической позиции Дюркгейма были поиски третьего пути между монархическо-клерикальной реакцией и революционным социалистическим движением, обоснование буржуазного реформаторства. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета данной науки и соответствующего метода. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.

Источник

13 самых выдающихся психологов

1. Зигмунд Фрейд

1856 г. — 1939 г.г., полное имя Сигизму́нд Шло́мо Фрейд — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа .

2. Карл Густав Юнг

1875 — 1961 г.г., швейцарский психиатр и педагог, основоположник такого направления глубинной психологии как # аналитическая психология.

С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.

3. Иван Петрович Павлов

1849 — 1936 г.г., русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и физиологической школы, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Открыл механизмы условных и безусловных рефлексов , изучил психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.

4. Джон Бродес Уотсон

1878 — 1958 г.г., американский психолог, основал # бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), который стал одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

5. Беррес Фредерик Скиннер

1904 — 1990 г.г., американский психолог, изобретатель и писатель. Развивал бихевиоризм и разработал теорию под названием # оперантное научение.

Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.

6. Жан Вильям Фриц Пиаже

1896 — 1980 г.г., швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории — когнитивного развития , основатель генетической психологии .

7. Альфред Адлер

1870 — 1937 г.г., австрийский психолог, психиатр и мыслитель, основатель индивидуальной психологии , создатель концепции индивидуальной теории личности .

8. Леон Фестингер

1919 — 1989 г.г., американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса .

9. Уильям Джеймс

1842 — 1910 г.г., американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель направлений прагматизма и функционализма.

Часто называется отцом современной психологии.

10. Абрахам Маслоу

1908 — 1970, известный американский психолог, основатель гуманистической психологии .

Широко известна концепция «Пирамиды Маслоу».

11. Эрик Хомбургер Эриксон

1902 — 1994, психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Разработал теорию стадий психосоциального развития , автор термина «кризис идентичности».

12. Эдвард Ли Торндайк

1874 — 1949 г.г., американский психолог и педагог. Исследовал поведение животных в «проблемном ящике», это привело к создании теории коннективизма .

13. Лев Семёнович Выготский

1896 — 1934 г.г., выдающийся советский психолог. Основатель культурно-исторической психологии . Создатель концепций: «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития».

Много работ посвятил изучению психического развития и закономерностям становления личности в детском возрасте, проблемам обучения детей в школе. Выготскому Л.С. принадлежит выдающаяся роль в становлении дефектологии и педологии.

Первым в психологии подошел к рассмотрению психологического кризиса как необходимой стадии развития психики человека, раскрыв его позитивный смысл.

Если понравился материал, то нажмите «палец вверх».

Впереди еще много интересного, подписывайтесь на канал и вы ничего не пропустите.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector