ПСИХОЛОГИЯ

Явление контраста в психологии

Контраст ощущений

Взаимодействие ощущений.

Адаптация.

Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов чувствительности.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей — повышается, под воздействием сильных — снижается.

В результате адаптации Ощущений может совсем исчезать, например, адаптация к запаху при работе на химзаводе — понижение. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз — повышение.

Необходимо учитывать при проверке показаний: если свидетель говорит, что ничего не видел, т.к. было темно, но в действительности через 3-5 мин. Можно увидеть свет, через 20-30 мин. Хорошо ориентироваться.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Учитывать при показаниях, при следственном эксперименте, работа самого юриста. Например: снижается зрительная чувствительность. При воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха — при эксгумации трупа со значительными трупными изменениями.

Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне ка­жется более насыщенным. Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора. Контрастные явления могут привести к ошибкам в ощущениях и в свидетельских показаниях. Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем. У юриста ведущими видами чувствительности является зрительная, слуховая, обонятельная, порог чувствительности.

Восприятие

Более совершенной формой отражения по сравнению с ощущением является восприятие.

Восприятие – высший психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном контакте с органами чувств. Это чувственное отражение.

Важно знать: лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять истоки психологических ошибок следователя, прокурора, судьи для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Восприятие — это синтез (но не сумма. ) разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Не все анализаторы принимают одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.

— Человек при недостатке информации может стараться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что может привести к ошибочным суждениям. Например, при допросе свидетелей надо выяснить не только то, что они видели и слышали, а на чем основаны их утверждения о свойствах объекта.

— Составление в практике криминалиста предполагаемого портрета преступника.

Свойства восприятия.

1. Предметность — объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело (фигура и фон). Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части:

— одна — предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое,

— вторая – фон – как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

+ Способность определять объект не только по внешнему виду, но и по тому, как мы его используем (кусок мыла и кусок масла).

2. Избирательность (фигуро-фоновые отношения). Мы воспринимаем то, что для нас актуально в данном случае.

3. Целостность — взаимосвязь частей и целого в образе, два аспекта этого свойства:

а) объединение разных элементов в целом;

б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

+ Сумма больше частей — доминирование целостной структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования.

— один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному;

— при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними, общая структура образа остается неизменной. можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство.

— получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура.

4. Константность – постоянство. При изменении отдельных параметров мы способны узнать, идентифицировать объект восприятия. Так, Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Белый лист бумаги воспринимается нами как белый и при ярком свете и при пониженной освещенности.. но константность может изменятся при резком изменении освещения, состояние эмоц. Напряжения. Важно: при допросе свид. дополнительно выяснить каково было его состояние и внешние условия.

5. Категориальность (обобщенность). Мы, воспринимая какой-либо объект, сразу относим его к некой категории. Осмысленность. Задействовано мышление. (Объект с сиденьем и 4 ножками – стул – мебель).

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обобщенность (категориальность) придают образу важную черту – независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле:

— константность — это независимость от физических условий восприятия,

— предметность — это независимость от того фона, на котором объект воспринимается,

— целостность — это независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое,

— обобщенность — это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.

Иными словами, обобщенность — это константность внутриклассовая; целостность — структурная; предметность — семантическая.

6. Апперцептивность. Использование предыдущего опыта. Мы часто воспринимаем что-то не реагируя на реальность, а думая что-то.

Если бы восприятие не обладало этими качествами, наша способность адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям существования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позволяет нам гибко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в определенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1243 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Явление контраста в психологии

. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Возможности тренировки и совершенствования органов чувств очень большие. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувствя:

— сенсибилизация из-за необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

— сенсибилизация, обусловлена ??специфическими требованиями деятельности

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, потерявшие зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты осязательные ощущения, вибрационная чувствительность. В. Известный украинский психолог, ученый слепоглухонемой. Ольга. Скороходова, держа руку на горле собеседника, может понять, кто и о чем говорит, а также, принимая газету в руки, знает, читала ее или нні.

Явление сенсибилизации органов чувств прослеживается у людей, которые долгое время занимаются некоторыми специальными профессиями. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только, с какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветной х соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительно к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ровых ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в. Риме — в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветельорів.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности

Контраст ощущений

. Контраст — это изменение интенсивности и качества ощущений во влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

По одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнеет зеленью й предмет на красном фоне кажется более насыщеннойним.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому

Достаточно детально изученные явления последовательного контраста, или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20-40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на а мало освещенную поверхность, то через несколько секунд можно заметить довольно четкую темное пятно. Это и будет последовательный зрительный обрааз.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепт тори и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает со временем процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей прохо дить несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фазы последовательного образразу.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется также и в таком явлении, как синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Синестезия пр ростежуеться в самых разнообразных видах ощущений часто встречается зрительно-слуховая синестезия, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как HA. Римский-Корсаков,. ОМ. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий мы находим в творчестве литовского художника. МК. Чюрлениса — в его симфониях фа рфоніях фарб.

На явлении синестезии инженер. КЛ. Леонтьев создал аппарат, превращающий звуковые сигналы в цветные. На основе его изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых. Отчего чувств при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. синестезии обладают далеко не все люди, но никого не удивляет возможность применения таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и другие. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянного взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного. Показ ения окружающей действительностисності.

Рассмотрены закономерности ощущений раскрывают высокую динамичность чувств, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторных системы, вызванного началом или прекращения ям действия раздражителя, а также результатом одновременного действия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достиг ае сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг по сниженным порогов и повышенной чувствительности, стимулы утративших биологическую значимость, — за более высокие порогиів.

Источник

Закономерности ощущений: синестезия, контраст ощущений, адаптация

Порог чувствительности

Наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, проявляющееся в снижении или повышении порогов.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные — снижают.

Сенсибилизация

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется в явлении, называемом синестезией .

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Адаптация

Адаптация, или приспособление , — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Разновидности адаптации:

В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector