Явления изучаемые психологией связаны
Система явлений, которые изучает психология
Явления, изучаемые психологией и объединенные общими понятиями «умственная (психическая) деятельность», «поведение», условно можно разделить на: процессы, свойства, состояния.
Психические процессы охватывают:
1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции.
К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).
Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно.
Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.
С помощью познавательных процессов человек познает мир, строит субъективный образ этого мира, разрабатывает стратегию поведения в нем.
Психические свойства и состояния личности регулируют общение человека с другими людьми, непосредственно управляют поступками и действиями.
Каким образом отдельные психические процессы связаны между собой? Все психические процессы объединены общим объектом – человеком.
Любое психическое явление может быть представлено и как процесс, и как свойство, и как состояние.
Например, внимание традиционно рассматривается как психический процесс, но внимание – это и свойство («Этот – внимательный человек, а тот – невнимательный»), и состояние («Управление автомобилем требует состояния повышенного внимания»).
Такое традиционное деление говорит всего лишь о том, что принято рассматривать психические явления в трех различных проявлениях – как процесс, как свойство или как состояние. Отдельные психические явления необходимо рассматривать как элементы единой открытой функциональной системы с обратной связью.
Изучение и описание особенностей функционирования психики в целом включает: системное определение предмета и принципов психологии; определение развития психики в онтогенезе и филогенезе; определение сознания в единстве с бессознательным.
Изучение и описание функционирования отдельных элементов психики, а также их взаимосвязь и взаимовлияние включает:
– определение потребностей и мотивов;
– определение элементов, выполняющих функцию формирования психического образа: непроизвольного и произвольного внимания, ощущения и восприятия, эмоций и мышления;
– определение психической активности – деятельности;
– определение памяти как элемента системы, выполняющей функцию координации функционирования различных элементов психики.
Последовательность изучения и описания этих элементов задается логикой функционирования психики. Самостоятельный интерес представляет изучение и описание проявлений функционирования психики как системы: темперамента, личности, характера.
Основные явления, изучаемые современной психологией
ПСИХОЛОГИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Данное учебно-методическое пособие представляет краткое изложение основного материала лекций по курсу «Психология». Представленный в пособии материал поможет студентам подготовиться к сессии и успешно сдать зачет или экзамен по данной дисциплине. Предназначено для студентов средних специальных и высших учебных заведений.
ЛЕКЦИЯ№1. Психология как наука
Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Определение психологии как науки.
2. Основные отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии. 1. Психология— это наука, которая занимает двойственное
положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология— наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:« syhe» — «душа» и «logos» — «наука». Таким образом, дословно психология— это наука о душе.
Уже позднее, в XVII—XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность
человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название.Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
Р. С. Немовпредлагает следующую схему.
![]() |
У внешние |
Основные явления, изучаемые современной психологией
Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности — это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, — это психические состояния(особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства(наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.
Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).
Система явлений, которые изучает психология
Явления, изучаемые психологией и объединенные общими понятиями «умственная (психическая) деятельность», «поведение», условно можно разделить на: процессы, свойства, состояния.
Психические процессы охватывают:
1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции.
К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).
Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно.
Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.
С помощью познавательных процессов человек познает мир, строит субъективный образ этого мира, разрабатывает стратегию поведения в нем.
Психические свойства и состояния личности регулируют общение человека с другими людьми, непосредственно управляют поступками и действиями.
Каким образом отдельные психические процессы связаны между собой? Все психические процессы объединены общим объектом – человеком.
Любое психическое явление может быть представлено и как процесс, и как свойство, и как состояние.
Например, внимание традиционно рассматривается как психический процесс, но внимание – это и свойство («Этот – внимательный человек, а тот – невнимательный»), и состояние («Управление автомобилем требует состояния повышенного внимания»).
Такое традиционное деление говорит всего лишь о том, что принято рассматривать психические явления в трех различных проявлениях – как процесс, как свойство или как состояние. Отдельные психические явления необходимо рассматривать как элементы единой открытой функциональной системы с обратной связью.
Изучение и описание особенностей функционирования психики в целом включает: системное определение предмета и принципов психологии; определение развития психики в онтогенезе и филогенезе; определение сознания в единстве с бессознательным.
Изучение и описание функционирования отдельных элементов психики, а также их взаимосвязь и взаимовлияние включает:
– определение потребностей и мотивов;
– определение элементов, выполняющих функцию формирования психического образа: непроизвольного и произвольного внимания, ощущения и восприятия, эмоций и мышления;
– определение психической активности – деятельности;
– определение памяти как элемента системы, выполняющей функцию координации функционирования различных элементов психики.
Последовательность изучения и описания этих элементов задается логикой функционирования психики. Самостоятельный интерес представляет изучение и описание проявлений функционирования психики как системы: темперамента, личности, характера.
Отрасли психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Их можно разделить нафундаментальныеиспециальные,прикладные, каждая из которых использует строго научные методы для выявления новых фактов и закономерностей, для изучения механизмов психики, поведения.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Их в силу универсальности объединяют термином «общая психология».
Наряду с ними выделяют прикладные отрасли науки, призванные исследовать поведение, психическую деятельность людей, занятых тем или иным видом конкретной деятельности (педагогическая, медицинская психология, психология управления и др.).
Отрасли психологии можно классифицировать и в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (отрасли психологии: зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства).
В целом психология относится к естественным наукам, хотя ее положение некоторые ученые рассматривают как промежуточное между естественными, философскими и социальными науками.
Психофизиология. Изучает физиологические механизмы психических процессов. В рамках этого направления разработано учение об ощущениях, их измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движения и т. д.
Зоопсихология использует методы, принятые в психологии, чтобы дополнить данные этологов о поведении различных видов животных. Она старается лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с животным миром.
Возрастнаяпсихология пытается изучить, как развивается поведение с раннего внутриутробного периода до самого конца жизни.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накопления отбросов.
Педагогическая психология занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, дает рекомендации преподавателям выработать в себе такие навыки, которые помогают создать в учебном заведении приятную и продуктивную психологическую атмосферу.
Парапсихология. Здесь исследователь часто бывает вынужден работать на самой границе официально признаваемой науки. Цель его состоит в том, чтобы проверить, существуют ли в действительности те психологические явления, которые невозможно объяснить на современном уровне наших знаний. Если есть возможность, он пытается выявить элементы, позволяющие найти место этих проявлений в рамках жизнедеятельности организма, и установить условия, в которых они возникают.
Поскольку психология имеет статус не только академической науки, но и включает сферу практического применения приобретенных знаний, профессиональные психологи:
1) проводят научные исследования в области психологии;
2) преподают психологию;
3) непосредственно оказывают психологическую помощь.
Одни психологи занимаются проблемами отдельных людей в случаях их эмоциональных и социальных кризисов. Другие психологи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях.
Психолог-консультант обычно помогает людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы.
Психологи-консультанты участвуют в работе различных центров по предупреждению самоубийств и разного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Роль такого психолога в том, чтобы помочь обществу осознать возникшие проблемы, нацелиться на них и постараться решить.
Психологи-консультанты оказывают психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.
Психолог-консультант разрабатывает программу обучения, направленную на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать в роли консультанта как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.