ПСИХОЛОГИЯ

Язык и речь кратко психология

Речь и язык

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Понятия речи, языка и слова

Язык – это система условных знаков, выработанная обществом в процессе исторического развития. Чаще всего под языком понимают систему вербальных (словесных) знаков, однако существует и, например, язык жестов, где условными знаками являются невербальные единицы.

Речь – это процесс применения языка данным конкретным субъектом, речь – это язык в действии.

Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово.

Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом. В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта.

Функции языка

  1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
  2. Средство общения (коммуникации); язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
  3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Функции речи

  1. Коммуникативная функция речи – речь является средством общения людей. Данная функция выступает в нескольких аспектах:
    • Информационный аспект (функция сообщения) – передача информации в процессе общения;
    • Выразительный аспект (экспрессивная функция) – передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения;
    • Волеизъявительный аспект (функция воздействия) – оказание одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого.
  2. Сигнификативная функция речи – относится к внутренней психической деятельности и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Виды речи

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов, или кинетическую речь. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен.

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий.

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную. В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию.

Источник

Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии

В статье рассматривается понятие речи с точки зрения психологии.

Она раскрывается как психический процесс, подробно расписаны его свойства, виды, функции и роль в коммуникации.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое: определение

Речь — самостоятельная деятельность, заключающаяся в последовательном логичном произношении звуков (если устная) или записи символов (если письменная) в коммуникации.

С ее помощью происходит коммуникация, взаимодействие людей друг с другом.

Также она является средством передачи информации, выражения собственных мыслей и чувственных переживаний.

Понятие о языке и речи в психологии: кратко

На первый взгляд, оба термина похожи, синонимичны. Но речь — целенаправленный процесс, который задействует язык в коммуникации.

Речь — приобретенный навык, который остается с человеком вне зависимости от языка, на котором он разговаривает.

Это способность выражать мысли, чувства, эмоции, логические доводы, а язык — это инструмент выражения, передачи информации.

Без языка речь невозможна. В то время как язык способен развиваться и эволюционировать самостоятельно до тех пор, пока на нем говорят.

Например, если человек воспитывался в стае диких животных и его речь не развита, язык все равно существует — на нем говорят другие люди.

Физиологические основы

Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные — нет?

У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).

Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.

Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.

Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными — обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.

Речь как высшая психическая функция

Благодаря речи, человек может усваивать информацию из внешних источников. Она является одним из главных психических процессов, поскольку позволяет активно выстраивать коммуникацию между людьми. С ее помощью реализуются:

  1. Общение с окружающими людьми в повседневной жизни.
  2. Воспитание. Перенятие существующих в обществе правил и законов. Способность учится у других людей морали, вырабатывать личностные ценности.

  • Познание. Возможность изучить историю планеты, понять устройство мира через естественные науки (биология, физика, химия).
  • Передача информации и накопленного опыта через века. Возможность зафиксировать знания с помощью речи на физических носителях (бумага, аудио, видео).
  • к содержанию ↑

    Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:

      Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника.

    Происходит прямой вербальный контакт — обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.

    Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой — например, при чтении.

  • Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса — написание и чтение.
  • к содержанию ↑

    Функции

    Выделяют следующие психологические функции речи:

      Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс.

    Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.

  • Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
  • Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.
  • к содержанию ↑

    Свойства

    В психологии выделяют 4 ключевых свойства речи:

      Содержательность. Чем больше фактов, соответствующих действительности, чем больше конкретики и глубины в излагающейся информации, тем больше ее содержательность. Если же ничего полезного в данных нет, то такая речь называется пустой, поверхностной. В народе — треп, болтовня. Иногда информационное сообщение разбавляется словами паразитами, лишними выразительными оборотами, пространными заявлениями и отклонения от темы — содержит «воду». В таком случае речь — средней содержательности. На данное свойство влияет словарный запас и компетентность говорящего в теме сообщения. Чем большим количеством слов оперирует человек, тем точнее он может выразить мысль.

    Наиболее полезную информацию по вопросу может дать профессионал, который подкован теоретически и опробовал знания на практике.

  • Понятийность. Если понятийность как функция дает представление о предмете, то понятийность как свойство — умение донести до собеседника информацию. Говорить на понятном ему языке. Чем больше знания человека в определенной сфере, тем выше понятийность сказанного. Например, у программисты знают специфическую терминологию, а люди непрофессиональные — нет. Для рядового обывателя жаргон программиста будет менее понятийной, поскольку знаний не хватает. Даже если программист будет излагать мысли ясно, последовательно и содержательно — коммуникация не сможет быть полностью успешной. Затрудняет понятийность и разное значение слов у разных людей. Для того же программиста «чайник» — мало понимающий в компьютерах пользователь, а для простого человека — прибор для нагревания воды.
  • Выразительность. Определяется насыщенностью, эмоциональной окраской и умением человека расставлять акценты в предложении, выделять интонацией важные слова. Еще один параметр выразительности — отточенная дикция, когда слова проговариваются четко и понятно.

    Выразительность особенно ярко проявляется в диалоге.

    Например, информационное сообщение «ФК Спартак разгромил питерский Зенит» передает суть события, но в устной речи может добавиться отношение человека к факту. Он может произнести новость с радостью или с грустью (если болел за «Зенит»). Сделать повествование насыщеннее можно несколькими способами: увеличение словарного запаса, использованием метафор, отсылок, иронии.

  • Воздейственность. Степень влияние сказанного на слушателя. Задача речи заключается не только в отправке информации, но и в манипуляции поведением собеседника: убеждении, провокации, давлении. Чем большее влияние на человека оказывает речь, тем выше ее воздейственность. На свойство влияет умение убеждать, аргументировать свою позицию, преподносить информацию на понятном языке, говорить искренне.
  • к содержанию ↑

    Развитие

    Речь — свойство приобретенное. И ее развитие возможно только в условиях социума.

    Известны случаи, когда дети оказывались вне человеческого общества и воспитывались животными. После, даже попав к людям, они не могли научиться говорить.

    Становление заканчивается в 5-6 лет. Освоение ребенком речи происходит через умение правильно произносить слова и звуки, необходимым словарным запасом, способностью вести диалог с окружающими и выстраивать последовательный монолог.

    Развитие грамотной речи зависит от родителей. Для улучшения процесса обучения рекомендуется прививать ребенку любовь к чтению и регулярно беседовать с ним, с целью закрепить коммуникативные навыки.

    Взаимосвязь с мышлением

    Между этими двумя понятиями — тесная взаимосвязь.

    Без речи мышление невозможно.

    Любая мысль, возникающая в голове человека, является словом или набором слов.

    Образы окружающих предметов закрепляются в сознании на том языке, на котором говорит человек (что для русского — «стол», то для американца «table»).

    Мышление происходит на языке, благодаря внутренней речи.

    Чем тщательнее человек продумывает информационное сообщение, тем выразительнее оно звучит на языке (добавляются эпитеты, а также слова, наилучшим образом раскрывающие суть мысли).

    Речь — сложный психологический процесс, играющий одну из самых важных ролей в повседневной жизни. Благодаря ей возможна кооперация людей и возможность сохранять приобретенный опыт и знания в символьном виде.

    Понятие и функции речи в психологии:

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть
    Adblock
    detector