ПСИХОЛОГИЯ

Язык в психологии это определение

Речь и язык

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Понятия речи, языка и слова

Язык – это система условных знаков, выработанная обществом в процессе исторического развития. Чаще всего под языком понимают систему вербальных (словесных) знаков, однако существует и, например, язык жестов, где условными знаками являются невербальные единицы.

Речь – это процесс применения языка данным конкретным субъектом, речь – это язык в действии.

Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово.

Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом. В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта.

Функции языка

  1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
  2. Средство общения (коммуникации); язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
  3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Функции речи

  1. Коммуникативная функция речи – речь является средством общения людей. Данная функция выступает в нескольких аспектах:
    • Информационный аспект (функция сообщения) – передача информации в процессе общения;
    • Выразительный аспект (экспрессивная функция) – передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения;
    • Волеизъявительный аспект (функция воздействия) – оказание одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого.
  2. Сигнификативная функция речи – относится к внутренней психической деятельности и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Виды речи

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов, или кинетическую речь. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен.

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий.

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную. В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию.

Источник

Речь. Язык. Концепт. 50 фактов из когнитивной психологии!

Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике? Устная и письменная речь. Элементы языка. Мысли и идеи. Концептуальная модель мира.

Здравствуйте, уважаемые интеллектуалы!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с «0» до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Сегодня мы продолжаем говорить о когнитивных процессах. Предыдущую статью о мышлении Вы сможете прочитать здесь:

Блок № 1. Что такое речь?

1.1. Определение.

1. Речь – форма общения людей с помощью понятийного языка.

2. Речь располагает двумя значимыми функциями: интеллектуальная и коммуникативная.

3. Различают звуковую речь и письменную.

4. Через речь субъект формулирует собственные мысли, выражает их, понимает чужие идеи.

5. Речь наполнена содержанием, что отражает проведенную мыслительную работу. Продукт мыслительной деятельности это в первую очередь слово, наполненное значением. Слово является средством реализации мышления и предметом мышления. В этом проявляется содержательность мышления.

6. Существует доречевое мышления у детей, которое к первому году жизни постепенно становится речевым и потоком развивается дальше в понятийно – логическую речь. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми, используя речь. Практикует, допускает ошибки, постоянно совершенствует язык и речь.

7. С помощью речи человек выражает свои мысли и учиться понимать чужие. Мышление формируется благодаря речи. Помимо абстрактно-понятийного мышления, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление также формируются под влиянием речи.

1.2. Что такое устная речь?

1. Устная речь – это речь, которая возникает при произношении и воспринимается на слух.

2. Речевое общение обусловлено правилами, стандартами конкретного языка.

3. Язык представляет из себя комплекс лексических, грамматических, фонетических, стилистических средств общения.

4. Речь и язык неразрывно связаны друг с другом. Речь вместе с тем оказывает влияние на язык, изменяя его.

5. Язык эволюционирует. Это происходит в результате накладывания других языков, развития научной мысли, институциональных воздействий со стороны общества. Речь и язык формировались в течении длительного исторического развития.

1.3. Что такое письменная речь?

1. Письменная речь – речь, которая проявляется в форме, доступной для зрительного восприятия.

2. Письменная речь позволяет осуществлять передачу информации от носителя к пользователям и является фундаментом всей человеческой цивилизации.

3. Без использования речи невозможно овладеть знаниями, специальными навыками, и развить мыслительный процесс до абстрактного уровня.

4. Сознание человека, способность к рефлексии предопределены речью. Речь связана со всеми психическими функциями.

5. Способность к речи обусловлена существованию таких генов, как FOXP2, HAR1F, ASPM. Дети рождаются со способностями к языку и речи, предопределенными генетически.

СМОТРИТЕ ВИДЕО «Как поставить на место подчиненного с завышенной самооценкой? Переговоры на работе с сотрудником?!»

Блок 2. Что такое язык?

2.1. Определение.

1. Язык – это система знаков любой физической природы, посредством которых субъекты осуществляют передачу информации друг другу в целях получения доступа к персонально значимым ресурсам.

2. Язык тела, язык жестов, язык танца, язык прикосновений, язык образов, язык символов, язык запахов, язык сигналов. Количество языков в природе достаточно велико. Язык есть у пчел, муравьев, термитов, птиц, млекопитающих, рыб, пресмыкающихся.

3. Язык есть у человека в различных его формах. Однако ключевой язык — это слово, предложение.

2.2. Элементы языка.

Различают следующие элементы языка:

1. Что такое фонема?

Фонема – это отдельные звуки речи, не содержащие значение и необходимые для узнавания и различения означенных структур языка.

Фонемы объединяются в морфемы.

2. Что такое морфема?

Морфема — это минимальная языковая форма (единица), соотносящая определенное содержание с определенной материальной (звуковой, графической) последовательностью, минимальный языковой знак. (Кубрякова Е. С.)

Морфема наделена значением. Выполняет функции словообразования и формообразования. Не обладают коммуникативной функцией.

Слово — структурная единица языка, определяющая предмет/событие, его свойства, взаимные связи, характеризуется значением и представляет целостное образование.

4. Что такое предложение?

Предложение – это единица языка, состоящая из грамматически упорядоченных последовательных слов, наполненная значением, выполняет коммуникативную роль.

Блок 3. Речь и язык. Мысли и идеи.

1. С помощью языка человек выражает свои мысли. Мысли формируются на основании значений слов. Значение слова представлено в сознании субъекта особенным, отличительным образом. Любая мысль требует поиска подходящих значений среди имеющегося в распоряжении личности словарного запаса. При построении вербальных конструкций значения предложений становятся существенно сложнее, дифференцированными и более специфичными.

2. Озвученная мысль становится идеей. Идея претворяется с помощью речи в слова, предложения. Мысль и идея – это поиск способа удовлетворить наши потребности. Наиболее полно мысль может выражаться с помощью языка.

3. Именно язык создал в буквальном смысле мозг современного человека, обеспечивая колоссальные по сложности нейрональные гиперсети.

4. Мышление — это продукт использования, употребления языка. Знания человека представлены в когнитивной модели мира в виде языковых смысловых концептов.

Блок 4. Речь и язык. Что такое концепты?

1. Концепт – это структурированный образ фрагмента репрезентированной или воображаемой реальности, наполненный содержанием, обладающий определенным законченным значением для субъекта и способом выражения в виде языковых форм мышления.

2. Джордж Лакофф (скачать книгу Лакофф Джордж «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении») указывает на то, что мысли, образы восприятия являются гештальтами, одновременно целостными и анализируемыми. Они состоят из частей, однако не сводимы к элементарной сумме частей точно также, как и языковые гештальты. Языковые гештальты представляют собой концепты.

3. Концепты — это структурные элементы знаний.

4. Концепты состоят из частей и вместе с тем представляют законченную целостную мысль.

5. Концептом может быть категория, схема, скрипт, фрейм.

6. Концепт – это не просто понятие. Концепт – это оформленная мысль. Концепт – это элемент мысли.

7. Концепт включает в себя ограниченные по объему знания.

8. Концепт может быть выражен понятием, суждением или умозаключение относительно явления, объекта, субъекта.

Блок 5. Речь и язык. Что такое концептуальная модель мира?

1. Концептуальная модель мира — это совокупный образ отображаемой и воображаемой реальностей во всех взаимосвязях, опосредованный значением и выраженный с помощью языка речевым способом.

2. Мир опосредуется не только в виде образов предметов, воспринятых селективно с использованием различных сенсорных модальностей. Параллельно этому физический мир представлен человеку в виде значений, выраженных при помощи языка в речевой деятельности.

Мир кодируется двойным образом. При этом, оба способа кодировки взаимообусловлены.

3. Разномодальные сенсорные образы, преобразованные в образы восприятия, предопределяют появление концептов в мыслительной деятельности, с одной стороны. А с другой стороны, полученные концептуальные знания позволяют различать ранее не доступные образы восприятия, основывающиеся на образах ощущений. Образы мира способны восприниматься после того, как возникли концепты, раскрывающие знания о предметах реальности.

Мир для человека — это то, что он воспринял и то, что он говорит сам себе о мире.

4. Более того, концептуальная модель мира оказывает подчас более сильное воздействие на когнитивную модель и формирование поведенческого ответа, чем образная модель мира.

Так знания нейрохирурга весьма специфичны и не возможны в отрыве от весьма значительного профессионального языкового словарного запаса, концептуальной модели мира. Знания и есть представленность в когнитивной модели мира нейрохирурга образной модели мира и концептуальной модели мира. Передача знаний в области нейрохирургии не возможна без точного заучивания значений тысяч новых терминов вместе с значениями связей между терминами, что в свою очередь порождает мысль, ориентированную в профессиональном пространстве. Эта мысль порождает новые значения, которым подбираются новые термины и связи между ними. И все опять по кругу. В итоге накапливаются массивы информации и усложняется когнитивная модель мира нейрохирурга.

Для стороннего наблюдателя, оказавшегося случайно на нейрохирургической операции непосредственно перед живым головным мозгом (предположим, что пациент находится в сознании во время трепанации черепа), внешний вид, консистенция, запах содержимого головы ничего интересного не представляет. Это некая жировая масса. В то время, как для нейрохирурга мозг – это «симфония жизни» . Одинаковая картина происходящего совершенно иначе понимается, обобщается специалистом. Хирург четко разделяет структуры мозга и знает происходящие нейрофизиологические процессы в контексте «здесь и сейчас».

Для студента медицинского университета, который на первом курсе изучает анатомию, гистологию, физиологию, знания о головном мозге представляют собой теорию. Формируется концептуальная модель. Впоследствии, оказавшись в «анатомичке» или морге, и проводя вскрытие головного мозга, студент получает непосредственные знания в виде репрезентированного образа головного мозга, который уже наглядно становится сложным структурным образованием, а не просто массой. Студент учиться на практике распознавать отделы мозга, видеть их, сравнивать, сопоставлять. Образ восприятия вчерашнего школьника категорически преобразуется в образ восприятия студента, а впоследствии в образ восприятия нейрохирурга.

Блок 6. Речь и язык. Значение языка для человечества.

1. С помощью языка человек передает идеи другим людям, сообщает о своем состоянии, моделирует состояние другого человека. Передача знаний от человека к человеку, из поколения в поколение также осуществляется с помощью языка.

2. С помощью языка человек обобщает свой опыт, категоризует его. Если бы не было языка, это было бы невозможно. Вся информация, которая поступает к человеку опосредуется с помощью языка.

3. Все образы восприятия мира раскладываются на категории, группируется, классифицируется при помощи языка.

4. Язык выполняет ориентирующую функцию.

5. С помощью языка человек конструирует собственную когнитивную модель мира.

6. Языки людей из разных стран, с разных континентов отличаются друг от друга. В мире на данный момент насчитывается около 6000 языков. Каждый язык обладает своей индивидуальностью, уникальной системой знаков. Это позволяет не только описывать то, что дано непосредственно в восприятии, а также выходить за границы непосредственного наблюдения предметов, процессов путем семиотических операций («знак за знак») . Это приводит к построению, конструированию концептуальных – образных несуществующих миров в собственном воображении ( сценариев виртуальной реальности ). Это расширяет границы познания человеком окружающего мира и собственного психического мира. Это позволяет познавать вообще все!

7. Благодаря своим уникальным особенностям язык в определенной культуре оказывает определяющее влияние на то, каким образом и какая именно формируется когнитивная модель мира у данного народа. Не только сам условно объективный мир определяет структуру, особенности, характер языка, а и язык в свою очередь определяет модель, репрезентацию в сознании мира и тем самым оказывает опосредованное воздействие на сам условно объективный мир, а человек производит трансформации в окружающей реальности, подстраивая их под собственные когнитивные модели.

8. С помощью языка субъект может исследовать когнитивные модели мира других людей. Раскрывать содержание, структуру. Можно понять, как созданная модель влияет на решения человека. Существуют лингвистические маркеры , анализируя которые можно распознавать строение модели. Сопоставляя обнаруженные расхождения с собственной когнитивной моделью мира появляется возможность влиять на изменение модели другого человека. При этом понимание переговорщиком важной идеи, что когнитивная модель мира — это не сам условно объективный мир ( «карта – не территория» ) приводит к тому, что собственный образ представлений о мире воспринимается не как указатель для других, а как еще один способ репрезентировать мир, который предоставляет больше степеней свободы выбора мыслей, эмоций, мотивов, действий.

9. Главным отличием человека от животных является его когнитивно — языковая способность. Сам язык является когнитивной деятельностью. С помощью этой способности человек изменяет условно объективный мир, познает его во множестве взаимосвязей.

10. Когнитивная лингвистика занимает ключевое место в изучении языка как когнитивной функции, репрезентирующей условно объективный мир, создающей когнитивную модель мира. Язык является главным атрибутом, определяющим развитие цивилизации. Выживание человека и та роль, которую сейчас он занимает в мире определена созданием и развитием языка.

Спасибо Вам, уважаемые гости моего блога, за Ваш труд прочитать эту статью! Если у меня получилось оказаться в какой-то степени проводником для Вас в мире знаний когнитивных наук, то это здорово!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, выражайте позитив, от улыбки станет всем светлей и Вам, и мне тоже!

Напишите комментарии, это умный шаг — делиться впечатлениями и выражать свою точку зрения открыто!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до скорых встреч!

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector