ПСИХОЛОГИЯ

Юмор в психологии это

Чувство юмора: как развить, и зачем оно нужно

Американский композитор Нед Рорем сказал: «Юмор – это способность видеть три стороны одной медали». Психология полностью согласна с этим мнением. Развитое чувство юмора действительно помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы.

Юмор помогает предупреждать и разрешать конфликты, налаживать отношения, самовыражаться. Это то качество, которое одинаково привлекает мужчин и женщин. Но это только часть преимуществ. Юмор еще и способен исцелять наши души. В психологии даже есть терапия смехом (юмором).

Чувство юмора в психологии

«Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить», – Эрнест Хемингуэй.

По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.

Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.

Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.

  • Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
  • Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
  • Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью. Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.

Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.

Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.

На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.

Здоровое и нездоровое чувство юмора

Чувство юмора – признак зрелой и здоровой личности. Однако чувство юмора чувству юмора рознь, важно смотреть не только на его наличие, но и на содержание.

  • Здоровое чувство юмора позволяет продуктивно взаимодействовать с людьми и предполагает гибкие личностные границы.
  • Нездоровый юмор, как правило, имеет разрушающий характер в отношении других или себя, препятствует налаживанию контактов. А вместе с этим отмечается неподвижность личных границ. Часто как раз про таких людей говорят, что у них нет чувства юмора.

Самым опасным считается черный юмор, притом отмечается, что он свойственен людям с психозами.

  • Например, юмор шизофреников сложно понимать другим людям.
  • А параноики наоборот не понимают шутки здоровых людей. Им мерещатся оскорбления и угрозы.
  • Шутки маньяков пугают других людей, но услышать их можно очень часто.

Здоровье/нездоровье юмора можно определить с помощью опросника для оценки стилей юмора (автор – Мартин). Проводились исследования с помощью этого опросника, в ходе которых было выявлено:

  • Здоровый адаптационный юмор свойственен оптимистам, людям с адекватной самооценкой и способным строить близкие отношения.
  • Агрессивный юмор наблюдается у неудовлетворенных людей.
  • Самодеструктивный и самоуничижительный – у людей с психическими нарушениями, сопровождающимися депрессией, тревогой и враждебностью, низкой самооценкой и неудовлетворенностью отношениями с окружающими людьми.

Типы чувства юмора

Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:

  1. Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
  2. Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
  3. Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
  4. Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
  5. Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
  6. Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
  7. Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.

Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.

Функции юмора

Юмор – средство коммуникации, способ игры и флирта. В психологии такое игривое состояние называется парателическим. Какие еще функции несет в себе юмор:

  • помогает влиться в компанию;
  • может быть вариантом психологической защиты (спасает от расстройств личности и внутренних противоречий);
  • выступает способом выражения агрессии или сексуальности (интереса);
  • помогает перерабатывать информацию.

Кроме того, среди социальных функций значится:

  • социальная активность и возможность выхода за социальные рамки;
  • снятие ответственности (если хочешь что-то сказать, но боишься, то скажи это в шутку);
  • регуляция отношений;
  • защита социального статуса и иерархии;
  • идентичность и сплоченность.

Главная психотерапевтическая функция состоит в том, что юмор позволяет человеку посмотреть на свои проблемы, желания, личностные качества со стороны, а после, трансформируя их в приемлемые формы, принять. Это важно для внутренней и внешней интеграции человека.

Кроме того, юмор позволяет позитивно переоценивать стрессовые ситуации, сохранять внутреннюю свободу, преодолевать чувство отчаяния и трудные жизненные ситуации – это еще и средство саморегуляции.

Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)

Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:

  • зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
  • сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
  • сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
  • очень хорошо развитое абстрактное мышление.

Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.

Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.

Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.

  1. В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
  2. Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
  3. Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
  4. Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
  5. Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
  6. Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
  7. Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
  8. Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
  9. Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
  10. Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.

В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.

Упражнения для развития чувства юмора

На каждое упражнение отводите хотя бы по часу в день.

Двусмысленность

Вспоминайте как можно больше слов с двойным значением. Принцип таких шуток: в первом предложении мы думаем об одном смысле, а уже во втором понимаем, что смысл был иной. От того и смешно.

От обратного

Самый простой способ. Научитесь комментировать вещи, представив их в противоположном смысле. Так рождаются выражения а-ля «Ты сегодня нарядный» (когда человек пред нами в явно помятом виде). Главное не уйти в крайность оскорблений и язвительного юмора. Именно с техникой «от обратного» существует такая опасность.

Ассоциации

Выискивайте в своих знакомых какие-то интересные элементы и на бумаге придумывайте к ним ассоциации. Можете придумывать что угодно, но если «подопытному кролику» этого лучше не знать, то бумаги сжигайте и рвите.

Фантазии

Каждый день выбирайте одну букву и старайтесь придумывать предложения, состоящие из слов исключительно на эту букву. Пусть выйдет нереально, абсурдно. Не важно! Вы учитесь креативить, развиваете свое мышление, воображение, пополняете словарный запас.

Развить чувство юмора можно всегда. Да, кто-то от природы в большей мере наделен остроумием, кто-то – в меньшей, но это не так важно. Точнее даже будет сказать, что у кого-то природная эмоциональность и чувствительность выше, а вот острота и гибкость интеллекта, абстрактно-логическое и творческое мышление, как и понимание людей и ситуации – дело наживное. Главное, не лениться и регулярно самосовершенствоваться.

Источник

Психологические исследования юмора

Психологические исследования юмора

Всякое знание ведет дальше и дальше вглубь тайны.

Предыстория

В отечественной психологии до недавнего времени тема юмора практически не затрагивалась: не было ни теоретических, ни экспериментальных исследований.

О таком важном социально-психологическом явлении, как юмор, нет ни слова в самых авторитетных отечественных изданиях, посвященных:

социальной психологии [1; 7; 8; 11; 12; 16; 18];

психологии общения [2; 5; 6; 10; 15];

психологии межличностного взаимодействия [9];

психологии эмоций [4].

Отсутствие интереса академической психологии к юмору повлекло за собой тот факт, что юмор не рассматривается и в ряде сравнительно недавно вышедших «толстых» психологических словарей (см., к примеру, [3]) и психологических энциклопедий ([17] и др.).

В зарубежной психологической науке картина примерно та же: юмор даже не упоминается в объемных трудах западных авторов:

по социальной психологии [23; 24; 25; 40; 45; 40];

по психологии общения [50];

по психологии эмоций [38].

Можно указать две причины, по которым тема юмора оказалась Золушкой в психологии, прежде всего в отечественной. Ассоциируя юмор с весельем, многие психологи, по-видимому, расценивали его как слишком незначительное для обстоятельного исследования явление [26]. Но люди тратят время на юмор и получают положительные эмоции, и уже поэтому он достоин внимания ученых. Тем более есть пр е д по л оже ние, что в ходе эволюции человека юмор и сопутствующий ему смех играли важную роль в формировании и сохранении социальных групп [34; 47].

Вторая вероятная причина игнорирования юмора учеными-психологами кроется в разнообразии юмористических стимулов, отсутствии единого, всеми признанного определения понятия «юмор», трудностях при изучении этого явления в реальных ситуациях [28].

Некоторые результаты исследований

В последние годы зарубежные психологи получили множество интересных данных, позволяющих изучить психологию юмора. В практическом плане особенно интересны разговорные формы юмора: шутки, остроты, спонтанный юмор. Однако большинство исследований юмора в психологическом аспекте были сосредоточены в основном на шутках и мультфильмах, являющихся, по сути, визуальными шутками, и не затрагивали других форм юмора [43]. В значительной степени это объясняется тем, что воздействие шуток и мультфильмов легко изучать в лаборатории. Было проведено много подобных исследований, в которых испытуемым демонстрировали шутки и мультфильмы различных типов и просили оценить, насколько они смешные.

Этот метод позволил психологам получить сведения, которые полезны для изучения функций юмора, но не обладают особой ценностью в практическом плане, поскольку юмор в лабораторных условиях оторван от живого общения. Исследовать спонтанный юмор, имеющий место в реальных условиях общения, намного труднее.

Тем не менее полученные результаты показали, что изучение любых форм юмора имеет высокую практическую значимость. Была предложена модель, описывающая психологические функции положительной эмоции – радости [30; 31]. В отличие от отрицательных эмоций, положительные эмоции расширяют фокус внимания и позволяют человеку творчески разрешать возникающие проблемы, находить оптимальные варианты поведения – особенно в преодолении жизненных невзгод. При этом положительные эмоции служат адаптационным механизмом укрепления здоровья. Эти выводы подтверждаются дальнейшими исследованиями [32; 33].

Юмор является способом передачи информации «между строк», с подтекстом, и скрытого воздействия на слушателей [44]. Это удобная форма для того, чтобы сообщать информацию непрямо, посредством намеков. Поскольку юмор предполагает игру с несоответствиями и одновременно передает различные смыслы, он особенно полезен в ситуациях, где серьезный, прямой способ обсуждения может усилить имеющиеся противоречия.

Юмористические высказывания, в силу своей многозначности, являются наиболее подходящим средством общения в ситуациях, чреватых конфликтом. Спорящие люди, серьезно обсуждая различия во мнениях, могут непроизвольно ужесточать свои позиции и тем самым отрезать пути к компромиссу. Напротив, беззлобное подшучивание собеседников друг над другом способствует (благодаря упомянутому выше расширению фокуса внимания) взаимопониманию и укреплению намерения принять позиции друг друга. Шуточный комментарий одного из спорящих может ослабить конфликт, не умаляя достоинства каждого из них. То есть юмор является средством предотвращения конфликтов и примирения сторон.

Люди, находящиеся в близких отношениях, могут в юмористическом ключе обсудить деликатную тему, по которой они совершенно не согласны друг с другом. Юмористический способ позволит им признать наличие разногласий, не драматизируя ситуацию. Приятное чувство радости, вызванное восприятием игрового несоответствия, а также смех способствуют примирению и получению удовольствия от близких отношений, несмотря на различия в точках зрения.

Юмор удобен и для щадящей, деликатной критики. Например, именно юмор более всего подходит для дружеской пикировки [39].

Во всех ситуациях юмор дает возможность при необходимости отыграть назад, сказав: «Я пошутил».

Насмешки как агрессивная форма юмора нередко используются для принуждения людей к тем или иным действиям.

Так, они служат средством навязывания и поддержания групповых норм, вытеснения нежелательных лиц из группы, укрепления власти лидера и углубления статусных различий, регулирования поведения членов группы. Насмешки могут использоваться и при убеждении одним человеком другого.

Известно, что совместная успешная деятельность дает сплачивающий эффект. Таким же эффектом обладает и общий смех, вызванный рассказанной смешной историей.

Юмор играет особую роль в процессе обучения, это очень важный прием в арсенале преподавателей, учителей. Если в ходе объяснения используется юмористический сюжет, соответствующий учебной ситуации, это улучшает имидж преподавателя, способствует усвоению и запоминанию материала. Впрочем, на занятиях, по понятным причинам, юмор нужно использовать весьма дозированно, привязывая соответствующий всплеск познавательной активности к стержневым положениям изучаемой темы, которые учащиеся должны лучше понять и запомнить.

Когда цель недостижима

Как уже было сказано, расширение фокуса внимания оппонентов при юмористической подаче информации способствует нахождению решений, устраивающих обе стороны. Умение убеждать с помощью юмора помогает добиться оптимального результата даже в том случае, когда позиции сторон кардинально расходятся.

Единственная возможность оппонентов защитить свои главные интересы, когда позиции сторон несовместимы, – достичь компромисса. При компромиссе стороны отступают от части своих требований в обмен на уступки другой стороны.

Если компромиссное соглашение заключено без соблюдения «золотого правила» компромисса, то оно весьма ненадежно, поскольку потери, понесенные каждой стороной, подталкивают их к нарушению договоренности.

Чтобы компромиссное соглашение соблюдалось обеими сторонами, необходимо чем-то компенсировать потери каждой из них. Сделать это можно только путем расширения обсуждаемого круга интересов сторон. При этом каждой из них необходимо найти возможности удовлетворить дополнительные потребности партнера без особых потерь для себя. Иначе говоря, здесь следует руководствоваться «золотым правилом» компромисса, или «правилом пирога»:

«Прежде чем делить пирог – увеличьте его».

Для иллюстрации приведем пример, касающийся многих из нас.

Государство, пытаясь увеличить налоговые поступления, идет на повышение ставок налогов. Однако результат

нередко бывает прямо противоположным желаемому: объем поступлений сокращается. Считая повышение налогов несправедливым или неподъемным, многие находят всевозможные лазейки для сокращения платы или вовсе покидают ряды налогоплательщиков (сворачивают дело или уходят в теневую экономику). Таким образом, повышение ставок дает результат, противоположный ожидаемому.

Эту проблему более эффективно решают обратным способом – уменьшают ставки налогов. В результате гражданам становится выгодно проявлять экономическую активность: налоги необременительны. Количество плательщиков резко возрастает, в итоге суммарные поступления в казну увеличиваются. Выгодно и государству, и плательщикам.

Это прекрасный пример разумного компромисса. «Правило пирога», примененное здесь, наглядно можно изобразить так:

Здесь площади кругов означают всю получаемую прибыль, затушеванная часть – изымаемую в виде налогов. «Жесткий» вариант соответствует увеличению ставки налогов, «либеральный» – уменьшению ставки. Объем поступлений (площадь сегмента) во втором случае больше, чем в первом, хотя с каждого плательщика берут значительно меньше.

Взаимовыгодный компромисс достижим только в том случае, когда каждая сторона убедит другую в полезности для нее определенного решения проблемы. Иначе нет гарантий, что на компромиссное соглашение пойдут, а если пойдут – что будут его соблюдать.

Суммируя сказанное, приходим к выводу, что и для достижения взаимовыгодного компромисса необходимо умение убеждать. Юмор при этом еще более важен, поскольку компромиссом довольствуются только в самых сложных случаях.

Определение юмора

Мы определяем юмор как специфическую игру, включающую четыре компонента:

когнитивный (познавательный), выражающийся в несерьезном несоответствии смыслов забавных высказываний или действий людей;

эмоциональный, проявляющийся в эмоции радости;

поведенческий, реализуемый в форме смеха;

исполнительский, реализуемый с помощью эффекта внезапности, неожиданной развязки. Чем она неожиданнее, тем сильнее проявляются все компоненты юмора: несерьезное несоответствие, радость, смех и внезапность.

Неслучайно успешные юмористы исполняют свои номера с самым серьезным выражением лица.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Чувство юмора

2. Чувство юмора Говорят, что джентльмен никогда не должен говорить женщине, что он уже слышал тот анекдот, который она рассказала. Мы можем добавить, что джентльмен не должен говорить, что он уже слышал этот анекдот в любом случае, даже если анекдот рассказал мужчина. Мы

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.? Правильная квалификация

Чувство юмора

Чувство юмора «Если вы могли бы выбрать одну черту характера, на которой продержитесь всю жизнь, выбирайте чувство юмора». * * *Я помню, как моя мама (тогда в возрасте около 50 лет) сидела рядом со мной в моей машине «Фольксваген Жук» 1966 года выпуска и мы попали под ливень.

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Могущество юмора

Могущество юмора Смех — наиболее цивилизованная музыка в мире. Питер Устинов[49] Юмор, подобно многим эмоциональным проявлениям, а также искусству и музыке, часто ошибочно относили к низшим видам умственной деятельности. На самом деле он при надлежит к числу самых

5 Чувство юмора

5 Чувство юмора Опросники, которые были предложены вам в трех предыдущих главах, тестируют особенности личности по принципу прямого самоотчета. Цели таких опросников вполне очевидны и однозначны, а будут они достигнуты или нет, это зависит только от желания и доброй воли

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Чувство юмора

Чувство юмора Говорят, что комедия – это трагедия плюс время. Чем раньше вы примете такую точку зрения, тем лучше. Юмор – даже (или особенно) черный юмор – освобождает от эмоционального напряжения, помогая вам посмеяться над собой и своей ситуацией, взглянуть на

Чувство юмора

Чувство юмора Чувство юмора в работе интеллекта выполняет особую, очень важную роль.К этому чувству у большинства людей отношение достаточно прохладное: принято считать шутки и анекдоты чем-то несерьезным и неважным. Однако чувство юмора – это самый верный признак

Об использовании юмора

Об использовании юмора Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость. Д. Дидро О том, что использование юмора продуктивно в плане достижения целей коммуникации, свидетельствует, в частности, опыт публичных выступлений.Сотрудничая с

Чувство юмора

Чувство юмора Наверняка ты уже слышал, что если рассмешить женщину, то она будет наполовину завоевана. Это близко к правде, поэтому должно быть твоим неотъемлемым привлекательным качеством.В далекие времена, когда Интернет казался чем-то из разряда фантастики, наши папы

Чувство юмора

Чувство юмора У послушных детей возникает обратная проблема. Их старания быть «правильными», соблюдать нормы и приличия приводят порой к излишней скованности. Родители могут и должны показывать детям, что можно оставаться свободными в рамках внешних правил. «Высокий

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть