ПСИХОЛОГИЯ

Юмор в психологии картинки

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Психология. Картинки. Юмор. Психологи шутят. Анекдоты по психологии.

Юмор, анекдоты о психологии и психологах, смешные цитаты, статьи.

— Пpекpасно! — говоpит вpач пациенту. — Сначала я думал, что у вас шизофpения, а тепеpь твеpдо увеpен, что только невpастения.
— А какая pазница между ними, доктоp?
— Видите ли, шизофpеник уверен, что дважды два пять, и спокоен, а невpастеник же знает, что дважды два четыpе, но так неpвничает.

Я — психолог.
1. Что мои друзья думают я делаю
2. Что моя мама думает я делаю
3. Что пациенты думают я делаю
4. Что я думаю я делаю
5. Что я должен делать
6. Что я на самом деле делаю

Невротики строят воздушные замки, шизофреники живут в них, а психиатры собирают арендную плату. Фриц Перлз

— . Люди боятся психотерапии.
— Почему? Что там такого страшного?
— На самом деле, там нет ничего страшнее самого себя. Там всё из материала заказчика.

Приходит к Фрейду дочка, и говорит:
— Папочка, приснился мне сон. Приходит ко мне дядюшка Юнг, и дает мне банан. А банан такой весь зеленый, такой неспелый и чем-то даже противный. И не понравился мне банан, и не взяла я его. А потом подошел ко мне дядюшка Фромм, и дал банан, а банан весь такой гадкий, гнилой и переспевший, и не взяла я этот банан тоже. А зато потом подошел ко мне ты, папочка, и дал мне банан весь такой хороший, приятный, созревший и вкусный.
Подумал Фрейд и говорит так неуверенно:
— А знаешь, дочка, иногда банан — это просто банан.

Ученые Британии предложили лечить депрессию c помощью ЛСД.

— Подскажите, а зачем человеку осознанные сновидения? Что за желание всё контролировать?!
— Я тоже не понимаю! Пусть 90% начнут, хотя бы практиковать осознанное бодрствование!

Если вы сказали, не подумав, значит, вы сказали то, что думаете.

Весьма взволнованный Нострадамус прибегает к Фрейду и выплескивает: Мне такое виденье было накануне, не могу ничего понять. Помоги!
Фрейд степенно: Ну рассказывай. Чем смогу, так сказать.
Нострадамус: Привиделось мне, что в будущем вся Европа будет ходить под знаком.
— Дьявола?! — перебивает Фрейд.
— Нет. Это бы я понял.
— Креста Господнего?
— Нет, — вздыхает Нострадамус.
— А, что же тогда?
— ЕС. Какое-то непонятное ЕС.
— ЕС! — благоговейно восклицает Фрейд. — Я знал, я верил! ЕС! Ебическая Сила!

Мне нужен отпуск по уходу за внутренним ребенком. 🙂

Разница между психотерапией и консультацией:
Клиент: Доктор, что это у меня?
Консультант (уверенно): У вас Неведомая Хренотень!
Терапевт: АААА! Что это у вас?!

На тренинге. Группа:
— Обучите нас ещё чему-нибудь!
— Хватит ко мне приставать, психотерапия половым путём не передаётся!

Психолог — это тот, кто помогает человеку, наступающему на одни и те же грабли, сменить грабли.

На приёме у психолога.
— Доктор, всё у меня в жизни хорошо, но не хватает острых ощущений… Все я уже перепробовал, и с парашютом прыгал, и с аквалангом нырял и т. д. Хочется чего-то нового.
— Заведите себе любовницу.
— У меня их три — не помогает.
— Тогда расскажите о них вашей жене…

Встречаются две подруги — стоматолог и психолог. Психолог: «А ты знаешь, оказывается, лечение у стоматолога — это, в сущности, сублимированный половой акт, ты же находишься в оральной зоне, в тесном контакте, визуально форма опять же, сильнейший стимулятор половых влечений. Это Фрейд ещё отмечал. «
Стоматолог (устало): «Так вот почему я себя после смены такой зат..ханной чувствую. «

Ночь. Больница для пациентов с расстройствами в психике.
Внезапно из палаты доносится «. аааААА-А-А-А».
В палату спешит дежурный врач. На койке — пациент в смирительной рубашке.
Пациент (приподнимаясь с койки, с надеждой в голосе):
— Харе Кришна?! Харе Кришна?!
Врач (успокаивающе):
— Кришна, Кришна, Харе, Харе.

— Кстати, а вы случайно не в курсе, к чему снится Хеллингер?
— К перестановке мебели в квартире.

— Что такое депрессия?
— Депрессия — это когда воздушный замок упал и придавил своего создателя!

2 пары парапсихологов не парясь заменяют 8 обычных.

Источник

Смешное о психологах и психологии (1 фото)

Посмотрела цены на ринопластику носа, дешевле посетить психолога и полюбить свой нос таким, какой он есть.

Кнопка «Очистить Историю» в интернет браузерах спасла больше семей, чем семейные психологи.

— Доктор, жизнь стала какой—то серой, однообразной, безвкусной. Короче, потеряла всякий смысл. — Ну, голубчик, вот тут у меня виски, вот тут ром, текила есть. С лаймом. — Хороший вы психолог, душевный. Я к вам ещё приду.

У психолога: — Доктор, у меня завышенный уровень самооценки. — Попытаюсь это исправить. — Ха, самонадеянный наглец! Думаешь, я сам уже не пробовал?!

У психолога: — Что у вас за проблема? — Я слышу мерзкие голоса. — Какие? — Ну вот опять.

На балконе мы психологи. На кухне мы политики. В сети мы философы. И лишь в жизни, как были идиотами, так и остались.

— Думаю, Вам нужно выпить и потр@х@ться. — Я хочу сказать, психолог вы очень даже ничего!

Проходил медоосмотр, захожу к психологу, стоит 4 стула, он говорит сядь на средний. и кто из нас псих?

— Под Win8.1 Мобильный клиент похоже не отвечает на GetStatusResponse. Ну и не реагирует. — Почему ты не пишешь мне, что что—то работает, а только про то, что не работает? В тебе полно негатива, нужно смотреть на мир оптимистично! — А ничего, что я тестировщик, а не твой психолог или исповедник?

Один приятель спрашивает другого: — Хочешь анекдот о психологах? — Да. — А почему?

Один приятель спрашивает другого: — А если девушка всё время хочет укусить парня, к какому врачу лучше записаться — к психологу или психотерапевту? — К ветеринару.

Один приятель говорит другому: — Мне хочется всех убить! — Сходи к психологу! — Психологов я уже убивал, не помогает.

— Лучше плакать у психолога,чем смеяться у психиатра.

— И давно ваш спиногрыз начал дешёвые понты кидать? — А вы точно детский психолог?

Источник

Юмор про психологов в картинках

Дубликаты не найдены

«думайте. не думайте. » — класс!

Не хватает еще «чувствуйте. не чувствуйте. «

Это про психологические защиты мне показалось интересным. Вроде как, включите рационализацию, выключите рационализацию 🙂

Ага. Щелк — щелк, плюс-минус, вкл — выкл.

Класс! Спасибо за подборку!

«вы хотите об этом поговорить?»©

Создал в youtube video creator за 15 минут прямо на сайте. Еще столько же доводил до ума.

Это для проверки, можно ли Угадайки из картинок любых клепать без проблем и быстро. Оказалось, вполне можно 🙂

Намекаете, что надо видеоУгадайками усугубить? 🙂

Потому что четыре больших умных текста подряд читать сложно, для меня (не знаю как у других). Голова потом отдыха хочет 🙂

Вы пропустили в тегах к видео [тег кот]!

Там, где пациент говорит «мяу»!

Приложение для ведения дневника автоматических мыслей. Доработка. Версия 0.3

В предыдущих постах(1 и 2) я познакомил Вас с приложением для ведения дневника автоматических мыслей из когнитивно-поведенческой терапии. Дневник автоматических мыслей (или техника двух/трех колонок, как ее называет Дэвид Бернс) считается одним из самых эффективных упражнений для поднятия самооценки, личностного роста, профилактики и лечения расстройств настроения и тревожности.

Основная идея, которая лежит в основе метода:

«Людей мучают не вещи, а представления о них.» (Эпиктет)

Отслеживая свои негативные автоматические мысли и давая им рациональный ответ, Вы меняетесь в лучшую сторону и меняете свое настроение.

Так как мы не имеем возможности смотреть за тем, как Вы пользуетесь приложением, мы полагались исключительно на Ваши отзывы и пожелания. И вот что из этого вышло:

В новой версии мы с @DrunkenWeirdo сделали:

— Возможность выделить свою мысль в кавычки. По мнению специалиста, с которым я консультировался в процессе разработки, это может помочь пользователю дистанцироваться от контента и более критически его воспринимать. Включается/выключается в настройках.

— Статистика. Вы можете посмотреть в какое время суток вы оставляете больше всего записей, узнать какие когнитивные искажения наиболее Вам свойственны, каков средний уровень дискомфорта (надеемся, что он будет уменьшаться со временем)

— Сохранения дневника как таблицы. Теперь можно выбрать период.

— Резервное копирование. Вы можете сохранить свой дневник и отправить его себе на почту или в мессенджер, а потом восстановить его на этом или другом устройстве.

— Защита входа в приложение. Включается в настройках. Используется тот же ключ блокировки, что и на устройстве.

Приложение бесплатное, информации о пользователе не собирает, в Интернет не просится, рекламы не показывает. Может содержать ошибки. Если Вы столкнулись с проблемой, обязательно напишите на androidopencbt@yandex.ru или в комментариях, постараемся это исправить.

О народной мудрости и пунитивных реакциях

Текст не для легкого чтения, извините

Ближе к старости становлюсь я ворчлив. Люблю поворчать, когда домашне образованные коучи генерализуют собственный опыт, в лучшем случае – наблюдения по небольшой выборке на всю популяцию. «Почему мы такие . ?» Еще я люблю поворчать по поводу модных поветрий в психологии даже не очень кухонной, и даже несколько практической. Вот сейчас у нас модны детские травмы. Несколько раньше были в моде аффирмации. А есть моды непреходящие, когда сделанное на стыке кухонной психологии и модного поветрия открытие упрощается до размера, помещающегося в голове автора, и доносится до публики в виде «5 способов. », «7 правил. », «9 признаков» и все такое. Отдельно неприятно, когда такие бессвязные заметки подаются в виде высокой мудрости, а то и приписываются какму-нибудь умному человеку. Будде, например, Эйнштейну или Экзюпери. Бывает, и еще кому-нибудь. А то и провозглашаются «Законами Жизни» и сопровождаются ванильными картиночками.

И понимаешь, что даже если объяснять, как ситуация складывается с точки зрения профессионала, ни автор, ни его(ее) почитатели не воспримут объяснений. Мемасики с котиками – наше все. Если бы хотели объяснений чуть более сложных – так ведь литературы-то по психологии полно. Бери учебник для ВУЗов и пользуйся. Правда это ведь надо сначала понять, что речь идет о том, о чем можно прочесть в учебнике.

Бахус с ними, с придурковатыми ванильными изатеричками (нет-нет, я знаю, как пишется, но я именно про этих) и придурковатыми же коучами. Но есть ведь просто люди, пока еще молодые до такой степени, что навык поиска и освоения информации у них еще не развит до того, чтобы осознанно обратиться к учебнику.

Однако радует, что в порядке просветительства и популяризаторства я могу себе позволить взять какой-то предмет, имеющийся в учебнике, и относительно доступным языком (менее, доступным, конечно, чем «5 правил . ») описать его на уровне концепции.

Это было предисловие.

А вот повод из трех частей, по которому я сегодня начал писать:

Постоянно в сети встречаю в разных формулировках законы жизни, смысл которых состоит в том, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Если что-то случилось, значит ты это допустил. А если не случилось, значит недостаточно хотел. Или неправильно мечтал. И для того, чтобы жизнь стала простой и счастливой, надо все контролировать и правильно хотеть. Иногда эта конструкция облыжно именуется осознанностью. Это враки. Осознанность – это совсем о другом.

Бывает, авторы нагружают этот примитивный подход примитивными же ритуалами и техниками, типа визуализации, составления табличек и графиков, рисования картинок. Да теми же аффирмациями, слава Афине, выходящими из моды.

Мир, оказывается, непознаваем. И из этого, а еще из индуистской концепции, изуродванной «испорченным телефоном», следует, что все события в жизни человека происходят под влиянием кармы. И что от судьбы не уйдешь, человек со своими планами ничтожен перед лицом какого-нибудь вселенского божества. Это тоже враки, карма – тоже совсем о другом. Иные авторы строят удрученное мудростью лицо и рассказывают, как с кармой «работать», как ее «исправлять», чтобы жизнь сама собой оказалась насыщена именно теми событиями, которых нам хочется, переходя с этими рассказами из второй группы в первую.

Третья часть связана с жалобами на токсичных людей, олицетворяющих мировое зло, и от которых у нас, белых и пушистых, все проблемы. Там тоже есть наивные техники, как бороться. Туда же, между прочим, теории заговора.

Если рассмотреть на примере игры в подкидного дурака, то первые считают результат игры следствием исключительно собственных решений («Эх, надо было мне тогда. »), вторые объясняют его раздачей карт («Карта не шла» или «Повезло»), третьи прежде всего подозревают нечестность партнера, а в случае своего выигрыша – его неумение играть.

Так вот. Эти три части отличаются друг от друга направленностью вектора инвектив. В первом случае виноват говорящий, в втором оно само так вышло, а в третьем – виноват какой-то гад.

В учебнике психологии эти три вектора называются пунитивными реакциями, от латинского punis – наказание. Обычно их относят исключительно к состоянию фрустрации (реакции на блокирование направленного поведения, неудачи), но в общем смысле их можно распространить и на картину мира вообще.

интропунитивными (я причина)

Одного даоса спросили:
– Правда ли, что вас нельзя убить из пушки?
– Правда, — ответил тот.
– А как это так получается?
– Я не стою там, куда стреляет пушка.

экстрапунитивными (причина – кто-то)

Юдофоб поскальзывается и падает в лужу с восклицанием: «Вот же жиды проклятые!»

импунитивными (оно само)

Однажды к Дань Шэню подошёл ученик и тут же схлопотал оплеуху.
Ученик схватился за лицо:
— За что?!
Дань Шэнь развёл руками:
— Судьба!

В отличие от ванильных (и не очень) изатериков, психологи считают, что в норме эти реакции у обычного человека распределяются примерно поровну. Ведь и вправду, если отвлечься от человека и рассмотреть, например, какой-нибудь механизм с точки зрения отдельной детали, то поломки могут случаться по вине этой детали, по вине какой-нибудь другой детали, и по вине внешних обстоятельств, к этому механизму не относящихся.

Классический тест Розенцвейга позволяет определить соотношение этих реакций у отдельного человека более точно, количественно.

Бывает, какая-то из этих реакций редуцирована, то есть, человек отказывается признать свою ответственность, или недооценивает влияние других людей, или не считает обстоятельства оправданием ни для кого, ни для себя, ни для других.

Бывает и наоборот, что одна из реакций преобладает. Это как раз описывается приведенными в самом начале иллюстрациями, если бы такой человек обобщил свою ситуацию на всех.

Но тут возникает сложность: обычно, если некто в течение жизни сформировал какую-то позицию по любому поводу, тем более в норме не осознаваемую, то он вряд ли будет бегать и кричать, что вот, у меня так, значит и у вас всех тоже так же. Скажем, так, случается, но редко.

Если кто-то считает, что сам отвечает за все, что с ним случилось, то он не может не отказать в этом своему партнеру по картам. Если он сам полностью контролировал процесс игры, то чем в это время занимался партнер? В случае импунитивной реакции тоже не удается распространить собственную карму на всех окружающих. Вот, допустим, попал автобус в пробку. Карма. Невезение. Прямо у всех пассажиров автобуса? И заодно у всех участников пробки? «Я вас три года собирал»? А третий случай настолько часто и ярко иллюстрируется поисками виноватого в любой ситуации, что даже и примера не подберу.

А как же вдруг происходят великие мудрости, описывающие, что сам ответственен всегда, или что вот, судьба и ничего не попишешь, или что все из-за гадов?

Не буду интриговать, это происходит, если человек ВДРУГ ОБНАРУЖИВАЕТ. Вот жила вся такая хорошая девочка, никогда ни в чем не виноватая, и на каком-нибудь пятом десятке вдруг понимает, что ответ на вопрос: «Почему суп на полу?» имеет очевидный ответ: «Да я ж сама его пролила!» Между прочим, моя ирония не вполне уместна. Не всегда разница между «суп пролился» и «я пролила суп» всем понятна. Некоторые так и живут в убеждении, что оно само и все враги. Скажем, вы когда-нибудь видели, чтобы российский политик или депутат признал свою ошибку?

Аналогично, если некто, весь такой самостоятельный и ассертивный, приходит к выводу, что вовсе не все от него зависит, как бы он ни был самоуверен, и как бы это больно ни било по его самооценке.

И аналогично, если вдруг кто-то осознает, в какой степени он зависит от окружающих.

Вот ей-богу, без иронии. Самостоятельно прийти к выводу о перекосе в своих пунитивных реакциях весьма непросто, такой перекос может быть поводом для достаточно долгой и сложной терапии. Потому что одно дело принять идею умом, и совсем другое – переделать с ее учетом свое мировоззрение, спонтанные реакции на происходящее.

И вот, это удивительно новое и ценное знание оказывается вновь открытой, поражающей воображение тайной мироздания, и с каждым новым событием подтверждается все больше.

И человек в соответствии со своей человеческой природой норовит бегать голышом по Сиракузам с криком «Эврика!» В применении к современным реалиям худо-бедно оформить в читаемый вид, скажем в Мировые Законы Жизни, и постить во всех соцсетях, куда дотянулся.

Собственно, откуда все и происходит.

Разумеется, на удивительные откровения наматываются вторичные сопли. На первый случай – ультиматизация лидерской позиции и всякие аффирмации, на второй – попсовая эзотерика, на третий — недовольства окружающими всех сортов и теории заговора.

С интропунитивной позиции человек имел перекос пунитивных реакций, и его гиперкомпенсировал; с экстрапунитивной позиции система образования у нас сделана идиотами, и никто человеку в школе не объясняет, как правильно мыслить; с импунитивной же позиции сак сложились его жизненные обстоятельства. И вроде все правильно во всех трех объяснениях.

Что с этим делать. А ничего не надо делать. Всегда будут люди, точно знающие, что Земля плоская, что во всем виноваты жидомасоны, что микроволновка всовывает в еду стоячие волны, вызывающие рак, что, оказывается, на самом деле обычный советский. И так далее. Ну и фиг с ними.

Но если вы хотите руководствоваться более подходящими для эффективного планирования и прогнозирования инструментами, то вам пригодится описанная мной структура.

Пригодится для того, чтобы правильно определять точку приложения сил.

Понимаете ли, если вам в нашей вселенной что-то не нравится, то вы можете попытаться что-то изменить. Например, изменить что-то в себе, чтобы действовать иначе, или хотя бы иначе относиться к тому, что вам приходится воспринимать. Или, например, озаботиться формированием обстоятельств или хотя бы более внимательным их учетом. Или же научиться осознанной коммуникации и эффективным построением отношений с людьми.

Да, в конечном счете получается, что все три рекомендации сводятся к собственной ответственности, но все же не парадигмально, а инструментально, поскольку единственный инструмент, которым вы взаимодействуете со средой (если в среду включать и вас тоже, как объект) – это вы сами. И выбирать концепцию взаимодействия имеет смысл исходя не из неправомерного обобщения, сформулированного в «Главных Законах Жизни», а из соображений, что у вас получится проще и надежнее.

И да, я понимаю, что этой статьи недостаточно, чтобы что-то изменить в чьей-то голове, но она все же является одним из факторов, а в удачный момент может оказаться фактором решающим.

Экзистенциальный кризис как превышение функциональности

Текст не для легкого чтения, извините.

Когда я писал статью «Что такое психологический кризис?», я отметил, что экзистенциальный кризис стоит особняком, и что напишу об этом как-нибудь потом. «Потом» наступило.

Как водится, прежде чем писать, я порылся в сети, чтобы убедиться, что то, что я хочу поведать, не написано уже кем-то другим, еще более умным. Как обычно, статей о предмете много, есть даже хорошие. Но плохих больше. Тоже как обычно. В основном это пересказы кругами отдельных точечных озарений теперь уже неизвестных умных психологов. Наверное, было бы справедливо и благодарно найти тех, кто высказал хорошую мысль первым, тем более, что не так уж их (и мыслей, и психологов) много, но, поскольку пишу не академическую работу, а популяризаторскую, не стану тратить на это силы.

На вопрос, что такое экзистенциальный кризис, все дружно отвечают сходным образом: это когда человек тяжело переживает бессмысленность и пустоту своего существования. В этом экзистенциальный кризис (ЭК) отличается от остальных, когда переживать приходится необходимость адаптации к новой реальности. В случае ЭК страдальца настигают не обстоятельства; новизна реальности сводится к фрустрирующему обнаружению неуловимости смысла жизни.

О смысле жизни я тоже писал в «Книге о тебе». Если коротко — нет его, и быть не может. Если подробнее — читайте соответствующую главу книги. И каким же вдруг образом это обстоятельство становится невыносимым?

Когда я сказал, что ЭК стоит особняком, я имел в виду, что он не связан с депривацией каких-либо потребностей, в отличие от остальных. Наврал. Каюсь. Сейчас буду исправляться.

Одна из хороших мыслей, повторяющаяся почти в каждой статье об ЭК, состоит в том, что он случается у людей (и в обществах), когда основные потребности удовлетворены. У человека все хорошо: работа, семья, хобби, комфорт, стабильность, уважение коллег. И тут внезапно — бах! Все бессмысленно, мы все умрем, жизнь пуста, зачем я в этой вселенной оказался?

А теперь следите за руками: мысли — продукт ума, самой свежей функции мозга, они не могут быть причиной переживаний, они могут быть только следствием. В ситуации любого переживания мысли о том, что что-то плохо, являются всего лишь спутниками каких-либо неудобств, результатом когнитивной функции осознания, сопутствующей процессу переживания, как процессу адаптационному.

То есть мысль может быть либо аналитическим результатом интерпретации факта, либо аналитическим же результатом актуализации эмоции.

Примерно как в случае, скажем, повышенной тревожности сначала возникает тревожность, а только потом уже ум подыскивает причины для нее. Или в случае с патологической ревностью: сначала ревность, а потом уже старательный поиск поводов. Ну или с неадекватно низкой (а хоть бы и неадекватно высокой) самооценкой: сначала ощущение собственной неполноценности или собственного величия, а потом изобретение доказательств к тому.

Итак: первично ОЩУЩЕНИЕ бессмысленности, пустоты и неудовлетворенности реальностью.

Едем дальше (видим мост).

В последние годы, работая с клиентами, я склоняюсь к алгоритму, в котором мы обнаруживаем неудовлетворенные инстинктивные потребности (которых у человека примерно три десятка), и из них выводим, почему человек ощущает себя некомфортно. Ну или, в редких случаях, находим потребности, удовлетворенные чрезмерно, избыточно. Когда я писал о кризисах, я полагал, что ЭК в эту схему не укладывается. Я формулировал ситуацию ЭК как случай, когда возможности превышают потребности, когда человек может больше, чем ему нужно. Почему это способно привести к мучительности, в такой формулировке не очень понятно.

Зато становится понятно, если вспомнить мучения Маслоу по поводу самореализации.

Когда Маслоу рассуждал об иерархии потребностей, из которой потом его последователи сделали пирамиду (сам он таким пошлым схематизмом не страдал), он разделял их по важности для выживания. Выживание — не в смысле сохранения жизни, а в смысле передачи генофонда по наследству. От попыток выстроить иерархическую линейную последовательность он отказался достаточно быстро, ограничившись разделением потребностей на группы: базовые, социальные, высшие. Базовые обеспечивают выживание на уровне особи, социальные — на уровне группы, популяции, высшие же сами по себе ни на что толком не влияют, однако способствуют, а в стратегической перспективе — весьма способствуют.

Маслоу также писал, что потребности более высокого уровне могут быть актуализированы только после того, как удовлетворены более низшие, разными образами пытаясь эту идею обосновать, однако к концу жизни отказался от этой идеи (поэтому слово «мучения» – не опечатка). Художник, понимаете ли, может активно творить даже будучи голодным. То есть потребность более высокого уровня может не только быть актуальной при неудовлетворенной базовой, но и доминировать.

Отдельно в этой системе появилось слово «самореализация», поначалу даже сакрализованное, в том числе и другими психологами, как высшее проявление стремления личности к развитию. И вообще почему-то самое высшее. О развитии я тоже писал, определяя его через повышение адекватности и адаптивности особи.

А теперь давайте посмотрим, что происходит с реализованной личностью, когда ей удалось удовлетворить все свои потребности, в том числе и потребность (?) в самореализации.

Когда-то я был ярым компьютерщиком, ковырялся в операционной системе (тогда еще в винде, нынче я гордый линуксоид), добиваясь ее безупречного функционирования наиболее удобным для меня образом. И вот в какой-то момент я добился оного безупречного функционирования. И до сих пор помню свое ощущение: сижу перед монитором, и все там у меня в порядке, все отлично, все удобно, все функционально, все ресурсы использованы наилучшим образом, никаких неудобств нет, просто бери и. И что? Что мне теперь с этим делать? Зачем оно мне?

Это, выходит, компьютер был мне нужен для того, чтобы приводить его в порядок? Добиваться совершенства?

Достался мне нож. Клинок. Из очень интересной инструментальной стали. Мне удалось приделать к нему идеальную анатомическую ручку, хотя и несколько не такую, какая предполагалась. Я его заточил — это был отдельный квест. Первоначальную заточку вообще пришлось делать болгаркой, минут двадцать елозил. Потом доводил его не до идеальной бритвенной остроты (таким ножом резать неудобно), но до функционального компромисса между гладкостью режущей кромки и способности не сечь, но резать. Потом сделал ножны. И вот у меня отличный нож. И зачем он мне? Колбасу им строгать избыточно, в походы я не хожу, убивать никого не собираюсь (да и нож не совсем подходящей конфигурации). Вот лежит он, я им горжусь, а делать-то мне с ним что?

Понимаете, какой фокус? Цель — максимальная адекватность (неважно, чему: задаче ли, обстоятельствам ли) — достигнута. И что дальше? Положим, достигнута также и максимальная адаптивность, то есть способность адекватизироваться под изменение ситуации. А вопрос тот же: и что? Или даже: и чо?

Потребность в развитии, вытекающая из стремления к безопасности, комфорту — удовлетворена. Закрыты также высшие потребности (в приведенных примерах — потребности в творчестве и изобретательстве). Закрыты в смысле достигнуты поставленные цели, решены поставленные задачи, даже с избытком, с запасом. Но потребности-то остались! «Выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел».

Вот. Это оно. Переносим ситуации с компьютером и ножом на собственную жизнь и имеем пресловутый ЭК.

И даже вопросы те же самые: «Зачем это все?», «В чем смысл?», «Что дальше-то?» И ощущение пустоты, недоумения, невозможности действовать и отсутствия целей.

Не стану самозабвенно растекаться мыслью (вообще-то белкой) по древу, расписывая, какими гениальными рассуждениями я пришел к гениальным же выводам; к тому же, по чести, выводы-то достаточно очевидные.

Выходов из ЭК вижу примерно три:

1. Изменение ситуации таким образом, чтобы понадобилось к ней приспосабливаться, то есть добиваться адекватности и адаптивности в новых условиях, образовать новое направление развития.

Казалось бы, кто в своем уме станет портить собственную жизнь, меняя ее от комфортной, удобной и приятной к такой, чтобы заново проходить путь к этому комфорту, удобству и приятности? Ан нет: народ массово сплавляется на плотах и байдарках, карабкается на вершины, на которых заняться вообще нечем, кормит комаров в экстремальных походах, а то и вообще меняет место жительства, переезжая иногда в совсем дикую природу, в отсутствие микроволновки, джакузи и биде, а то и страшно вымолвить: интернета! В некоторых вариациях это называется дауншифтинг, хотя именно только в некоторых, и интенции там несколько иные. Да что далеко ходить, возьмите знаменитую книгу Генри Торо «Жизнь в лесу». Там подробно, вкусно и живописно.

Дело, конечно, не только в том, чтобы создать себе неудобства. В первую очередь это ИНЫЕ обстоятельства, требующие иных, отличных от привычных навыков адекватности. Эмиграция может быть вполне комфортной, но все равно требовать приспособления, врастания в другую реальность, то есть активизации как раз тех механизмов, ненагруженность которых вызывает дискомфорт и дисфорию.

2. Уход в идеальный мир, актуализация одной из пассивных высших потребностей: любопытства — наука, религия, философия, история, пусть даже эзотерика. В этих направлениях абсолютная адекватность и адаптивность недостижимы, частью за неисчерпаемостью, частью за умозрительностью.

Да, все эти предметы в конечном счете находятся у нас в голове. Но, вообще-то и все остальные в конечном счете тоже находятся у нас в голове: в восприятии, ощущениях, переживаниях, размышлениях. Не буду продолжать, а то в два хода – придем к солипсизму. При этом ограничения умозрительных миров парадоксальным образом тоже находятся у нас в голове, например в размере мысли, которую мы в состоянии удерживать и обдумывать, или в количестве вводных, потребных для производства корректного вывода. Поэтому становятся важны инструменты: построение адекватных моделей, логический и математический аппараты, способы обработки массивов данных.

Надо оговориться, что под религией я здесь подразумеваю не ритуальное поклонение высшему сверхъестественному, а, скорее, философскую ее часть.

3. Насильственная актуализация второй пассивной высшей потребности: эстетизма. Сосредоточение на восприятии прекрасного: музыки, литературы, живописи, фотографии, кинематографа, а хоть бы даже кулинарии, или ее девиаций в виде чайных церемоний, изучения вин и способов их употребления, да мало ли.

Это тоже обращение внутрь, совершенствование способностей воспринимать, переживать, анализировать, в том числе анализировать собственные восприятие и переживание. Этот вариант может быть связан с творчеством (которое также неисчерпаемо), но может и не быть. Творчество в любом случае нуждается в развитом вкусе, и, прежде чем научиться играть, скажем, блюз, вам придется научиться его слышать, понимать и чувствовать.

В результате выбора одного из этих путей вы не то, чтобы найдете смысл жизни, но сама проблема его поиска волшебным образом станет бессмысленной, жизнь наполнится, поток энергии найдет свой выход.

Я предвижу возражения людей, этот смысл нашедших в какой-либо деятельности, но я об этом писал в уже упомянутой статье о самореализации. Понимаете, здесь я говорю о случае, когда результат деятельности УЖЕ достигнут. Положим, нашли вы смысл жизни в спасении, допустим, голодающих. И вот, представьте, в какой-то момент вы обнаруживаете, что у вас все получилось. Все голодающие вдруг сыты. Бороться вам больше не за что. Вот, вот как раз об этом состоянии я здесь и пишу.

Не могу сказать, что любой из этих трех вариантов будет легок и естественен. Если нет интереса к науке и религии, если не хочется переть свое физическое тело в леса и горы, если Рембрандт и Моцарт вызывают одинаковую скуку, то остается только ментально метаться до тех пор, пока эта скука не вынудит ум двигаться в одном из этих направлений хотя бы от безысходности. Это тоже мучительно, но это все же выход.

Это поиск хоть чего-нибудь, что даст пусть маленький, но интерес, выброс дофамина. Это как тренировки мышц: сначала надо поднять хотя бы три кило. Почувствовав волну, можно попытаться ее усилить или подыскать нечто смежное, то даст волну побольше. Это тоже развитие, развитие, не побоюсь этого слова, духа. Да, любое развитие начинается с дискомфорта, с преодоления себя (снова употреблю аналогию с качалкой), но как только начнутся достижения, ситуация станет более привлекательной. В общем, как я люблю говорить: хотите золота – берите кайло и идите в шахту. Не хотите в шахту – значит не настолько вам нужно золото.

Наверное, пора заканчивать. Разумеется, я что-то упустил, рассмотрел не все варианты, погрешил в рассуждениях. Но мои опыты с компьютером и с ножом, а также аналогичные, научили меня не стремиться не к совершенству, а к применимости результата, достаточной для решения задачи. Мне кажется, получилось.

Неудачница. Один из способов перестроить реальность

— Меня очень легко обмануть, — предупредила женщина и улыбнулась. Довольно обаятельно.

Я улыбнулась в ответ.

— Я пока еще даже не начала. Мало информации.

Информация была тут же выдана. Все, в общем-то, просто. Ее всегда все «кидали». От лучших друзей до погоды и мироздания в целом. Все начинания кончались неудачей. Если она находит хорошую работу, то контора прекращает свое существование спустя два месяца. Если знакомится с интересным мужчиной, то оказывается, что он приезжий, и ему по обстоятельствам крайне нужна питерская прописка. Если она кладет деньги в банк, то банк лишают лицензии и банкротят практически немедленно. Если она подходит к остановке, то нужный ей троллейбус отъезжает у нее на глазах. Если она с утра берет зонт, то весь день стоит хорошая погода. Если не берет, то… понятно? Она никого ни в чем отдельно не винит. Ясно, что это с ней самой что-то не так. Но что?

Допустим, что у нее не хватает ума разобраться в надежности банков и порядочности мужчин. Но погода-то?!

Женщина была миловидна и хорошо одета. Фигура ее явно знакома с фитнесом и диетами. Чтобы положить деньги в ненадежный банк, их надо иметь. В общем, все не так уж плохо. Но ей хочется поговорить, обсудить, может быть, даже что-то действительно изменить в своей личности.

— Наверное, надо теперь рассказать про семью, в которой я росла? — деловито предлагает женщина.

Она явно смотрела фильмы, может быть, что-то читала, составила себе представление о том, как работают психотерапевты, и ждет, что я сейчас начну оправдывать ее ожидания. Увы! — думаю я. — Сейчас я поступлю с ней точно так же, как банк, мужчины и погода (и в каком-то смысле тоже оправдаю ожидания). «Кину» ее.

— Вы совершенно правы, — говорю я. — Что-то в вашей жизненной стратегии нуждается в пересмотре. И вполне возможно, психотерапия сможет вам в этом помочь. Но отчего вы обратились в детскую поликлинику? Вон, посмотрите, у меня на стенке висят телефоны ближайших психологических консультаций для взрослых и телефон центра «Гармония». Если вас это не устроит, вы сможете справиться в интернете…

Обычно я работаю с детьми или семьями. И в девяти случаях из десяти остаюсь в весьма узких рамках психологического консультирования. Это мой сознательный выбор. Разумеется, я училась аналитическим и прочим методикам современной психотерапии и отдельно — гипнозу. Когда только начинала работать, с изумлением обнаружила, что подростки, например, входят в трансовое состояние практически по щелчку пальцев. Но что с этим делать? В большинстве случаев я не нахожу нужным (да и сказать по чести, просто опасаюсь!) залезать глубоко в структуру личности и уж тем паче — что-то там менять. Современная психотерапия с ее несколькими тысячами описанных методик наполовину искусство, на одну четверть шаманство, а на оставшуюся четверть — догадываетесь, что.

Я восхищаюсь гениальностью Фрейда, талантами Юнга, Перлза и прочих корифеев. Я глубоко уважаю своих многочисленных коллег, которые работают почти исключительно методами глубинной терапии и готовы за деньги клиента и по его запросу годами строить конструкции исключительного изящества и прихотливости. Верить в их объективное существование, убеждать в этом человека, совместно эти конструкции перестраивать и иногда тем самым действительно разрешать какие-то проблемы. Во всяком случае, клиенту гарантировано что-то вроде психотерапевтического массажа личности. Я знаю, что обратившейся ко мне женщине есть куда пойти. И все равно мне несколько неловко…

— У меня есть дочь, — говорит женщина. — Ей двенадцать лет. Недавно она спросила меня: мама, ну почему я такая неудачница? И я испугалась: это что — наследственное? Или, может быть, заразное?

Все, попалась! — мысленно сказала я себе. — Теперь, как миленькая, из интересов ребенка будешь слушать, как с тетенькой обходились в ее собственной семье и подробную историю ее однообразных неудач с мужчинами.

— Расскажите о дочери, — уныло попросила я.

Как я и ожидала, выяснилось, что с девочкой все в порядке. Прилично учится в хорошей школе, есть подружки, с удовольствием занимается дополнительным английским и ходит в театральный кружок. Но с подружками все время какие-то разборки, а учителя к ней несправедливы. Другому поставят пять, а ей за то же самое — только четыре…

— Так! — решительно сказала я, когда женщина торопливо закончила с дочерью и изготовилась со вкусом, с толком, с расстановкой, с оглядкой на комплекс Электры рассказать мне о своих отношениях с отцом. — Даю специальное психотерапевтическое упражнение. Выполнять один раз в день, после ужина. Поскольку вы до сих пор не померли в муках под забором, а вполне живы и адаптивны, значит, иногда вам все-таки везет. Стало быть, в конце каждого дня находите три случая ежедневного везения, рассказываете их дочери вслух и записываете в специальную тетрадку. Описание каждого случая заканчиваете фразой: Повезло мне! Годится любая мелочь. Потом приносите тетрадку ко мне.

— Да у меня же три не наберется!

— А дочери рассказывать обязательно? Это же со мной…

Тетрадку она мне отдала, хихикая. Я взяла, начала читать вслух (почерк крупный, красивый, как у девочки-отличницы)… В конце концов тоже не выдержала и рассмеялась. Тетенька по профессии бухгалтер, но вообще-то могла бы, мне кажется, подрабатывать текстами для современных юмористических программ. Вот образцы:

«Сегодня днем ограбили три квартиры на нашей площадке. Торопились, наверное, наркоманы. У нас взяли только немного денег, старый ноутбук и дочкины серьги из-под зеркала. Бабку-соседку стукнули по голове. Увезли в больницу. Нас с дочкой не было дома. Повезло нам, могли бы тоже по голове получить!»

«Сегодня поскользнулась на льду под снегом и упала по дороге на работу. Прямо следом за мной шла ветхая старушка. А если бы она упала? Наверняка — перелом шейки бедра. Пришлось бы вызывать скорую, везти ее в больницу, искать родственников. Пропустила бы весь рабочий день, а так только синяк на ляжке. Повезло мне!»

«Сегодня выяснилось, что классный мужик, которого Лялька отбила у меня на новогоднем корпоративе, заразил ее сразу тремя заболеваниями, передающимися половым путем. Повезло мне!»

— Сначала хохотала, теперь тоже стала такое писать, про школу. У нее еще смешнее получается. Читала в театральной студии, руководительница сказала: будем ставить!

— Вы по-прежнему считаете себя неудачницей?

— Да нет вроде, но что же это…

— Некоторым — да что там, многим! — людям обыкновенная жизнь кажется слишком обыкновенной. Хочется быть особыми. Но сделаться космонавтами или разбойниками они по тем или иным причинам не могут. Вот и перестраивают под себя реальность. Совсем немножечко. Вспоминаю один эпизод из мемуаров Айседоры Дункан: приходит она к очень богатой европейской женщине просить денег, чтобы построить на пустынной скале в Греции что-то вроде храма, где босые девочки в белых одеждах будут красиво танцевать (Дункан искренне уверена, что это очень важно). А та ей отвечает: ах, милочка, это ерунда какая-то, и вообще мне не до ваших затей — я серьезно работаю с доктором Юнгом и каждый день часов по пять-шесть записываю сны, которые мне этой ночью приснились.

— Хи-хи-хи! Вы хотите сказать, что я как они — Дункан и эта богачка? — явно польщено спрашивает женщина. Я молча киваю.

— Скажите, а можно эту реальность под что-нибудь другое перестроить? Не под неудачи?

— Можно, конечно, выбирайте! — щедро предлагаю я. — Судя по этой тетрадке, вы человек талантливый.

— Хотелось бы, пока не состарилась, побыть немножко… ну… роковой женщиной, что ли.

— Возможно. Вполне. Но придется, разумеется, поработать. Пятнадцать минут я готова слушать и обсуждать ваш план.

Через пятнадцать минут она ушла уже немножко преобразившаяся. Облизываясь на ходу. А я поняла, что Ляльке, даже когда она вылечится, уже ничего не светит.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть