ПСИХОЛОГИЯ

Юнгианская психология что это

Аналитическая психология (юнгианский анализ)

Психотерапевт учиться не на успехах, они главным образом лишь закрепляют его ошибки. Но неудачи являются бесценным опытом, потому что они не только дают нам возможность улучшить работу, но и подталкивают нас к тому, что бы мы развивали свои взгляды и методы.

В университетских программах Юнг все еще упоминается преимущественно либо как неблагодарный ученик Фрейда и раскольник психоанализа, либо как создатель оригинального психотерапевтического направления. Но юнгианская модель психического на много шире, хотя она и развивалась из психопатологии и психиатрии; аналитическая психология давно вышла за рамки сугубо терапевтических отношений и органически встроилась в более обширный культурный контекст: мифологию, религию, философию, педагогику и политику.

На коллективном уровне одной из причин того, что интерес к работам Юнга и его и его последователей постоянно растет, является открытость высказываемых в них идей для предположений, и индивидуальных — часто критических суждений.

Аналитическая психология была основана Карлом Густавом Юнгом, который являлся потомком Цюрихской школы психоанализа, и был наследником традиций Фрейда и первым президентом Международной ассоциации психоаналитиков (1910-1914).

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера.

В 1901—1911 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий, Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону, Эстер Аптекман, Татьяна Розенталь из Петербурга, Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области пси­хоанализа. Татьяна Розенталь вернулась в Петербург и в даль­нейшем работала в Институте мозга у Бехтерева в качестве психоаналитика.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. В 1907-20 годах Юнг выработал основы теории, которая задала направление аналитической психологии. К концу этого периода теория включала в себя психологические типы, теорию комплексов и архетипов, принципы человека, тень, анима/анимус и индивидуальные процессы.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание пред­ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное — своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов – форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивиду­альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов куль­тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко­торые с трудом рефлексируются самим человеком.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознатель­ные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходи­мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интер­претации. Его анализ символов и их возможной интерпретации — одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом — еще одно достоинство его теории.

Для Юнга разрыв с Фрейдом ускорил сильную конфронтацию с бессознательным. Чтобы вместить в себя эти яркие опыты и вырасти благодаря им, Юнг начал записывать их в свои личные дневники с целью самоанализа.

В своем предисловии к книге» Символы трансформации» (1912), Юнг писал: «То, что обрушилось на меня подобно обвалу, который невозможно остановить… Это было взрывом всех тех психических содержаний, которые не могли найти ни комнаты, ни жизненного пространства в давящей атмосфере фрейдовской психологии и ее ограниченного кругозора». Для Юнга было непросто потерять своего друга и наставника. «В течение двух месяцев я был неспособен прикоснуться к перу, так я был измучен этим конфликтом». Разрыв с Фрейдом был болезненным, травматичным для Юнга, но он решил преодолеть чувство вины.

«Сны выводят на свет материал, который не может быть порожден жизнью взрослого сновидца или его детским опытом. Мы склонны считать его частью архаического наследия, которое ребенок приносит с собой в мир прежде любого своего собственного опыта и прежде, чем на него повлияет опыт его предков. Мы находим дубликат этого филогенетического материала в самых ранних человеческих легендах и в ныне живущих обычаях».

Юнг постепенно развивал свои собственные теории бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства.

Интерес к фундаментальным психологическим процессам привел Юнга к изучению старых западных традиций алхимии и гностицизма (эллинистическая религия и философская традиция) и к исследованию неевропейских культур.

Он также серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль. Юнг совершил два путешествия в Африку, побывал в Индии, приезжал в Нью-Мехико, чтобы посетить индейцев пуэбло.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. К примеру, книга Г. Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга. Влияние идей о коллективном бессознательном и присущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

Аналитическая психология получила свое развитие в самых разнообразных направлениях. Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой. «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна – писал К.Г.Юнг, – Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной; ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом».

Юнг умер 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу». Два других ученика Юнга — теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника.

Источник

Юнгианский анализ: общие положения, понятие, техника проведения, методы психоанализа, советы и рекомендации психолога

Имя Карла Густава Юнга известно многим. Это последователь Фрейда, который работал над продолжением развития психоаналитической теории. Однако при этом он не следовал традициям своего учителя, а выбрал собственный путь.

В связи с этим сотрудничество Юнга и Фрейда было совсем недолгим. Ведь в скором времени они разошлись во взглядах. Каждый из них по-своему понимал концепцию коллективного бессознательного. Это и стало причиной создания Юнгом собственной школы, которая была названа им аналитической. Также этот ученый разработал систему психотерапии, которая и по сей день находит свое применение с целью диагностики и лечения самых разных душевных патологий. Эта система носит название юнгианского анализа.

Общие положения

В чем состоит суть юнгианского анализа? Его автор вовсе не шел по пути полного отвержения существующих психоаналитических концепций. Он лишь считал их заключенными в рамки ограничений и пытался расширить видение научного направления. Психология, фактически созданная Юнгом, является более универсальной и обширной. Теорию Фрейда при этом можно считать лишь одним из ее частных случаев.

Юнг был согласен со своим учителем в том, что современному человеку приходится постоянно подавлять свои инстинктивные влечения. При этом он в большинстве случаев даже и не осознает мотивов своих поступков. Юнгианский анализ ставит своей целью помочь человеку лучше разобраться в сложившейся ситуации на основе исследований проявления бессознательной жизни индивида, а именно сновидений, фантазий, оговорок и т.д. В результате пациент начнет лучше справляться с имеющимися у него психологическими проблемами, а симптомы болезни ослабнут.

Основы юнгианского анализа не нашли свое отражение в создании научных теорий. Дело в том, что автору этой методики были более интересны непосредственные переживания человека, его мечты и чувства, значимые житейские события и духовные поиски. Юнг занимался разработкой психологии, которая была бы наиболее близка к эмоциональной сфере людей. Именно поэтому он отказался от работы над сложным теоретизированием и описанием догматических утверждений. Этим он подчеркнул эмпирический характер психологии. При этом он стремился описать рассматриваемые ею явления такими, какими они проявляются в жизни.

Истоки психологических проблем

В своих разработках Юнг предположил, что все человеческие переживания в форме возбуждения и страха, удовольствия и т.д. имеют коллективные основания. Но при этом он, так же, как и Фрейд, признавал, что текущие проблемы индивида являются следствием истории его жизни, психологических травм, пережитых стрессов и особенно ранних отношений в семье. В этом и заключена суть созданного ученым юнгианского анализа. Концепция основана на понимании того, что кроме сознательной жизни человек обладает бессознательной частью комплексов, психологических и детских травм, которые клиент сможет проанализировать, воспользовавшись помощью опытного специалиста.

Помимо этого, каждый человек обладает уникальностью, своим значимым внутренним центром, который и регулирует всю его жизнь. Если найти с ним общий язык, то можно ощутить всю полноту бытия.

Теоретические конструкты

Те понятия и методы, на которых основывается аналитическая психология, Юнг сформулировал в своих Тавистских лекциях. Ученый включил в структуру психического бытия индивида две основные сферы. Одна из них представляет сознание, а вторая – бессознательное. Бессознательное, в свою очередь, было подразделено Юнгом на коллективное и индивидуальное. В первое понятие исследователь включил содержание психики не отдельного человека, а всего общества. Ведь оно уже само по себе обладает коллективной природой.

В целом теория Юнга включает в себя следующие элементы:

  1. Отправная точка созданного ученым анализа — теория, рассматривающая различные типы личности. При ее разработке Юнг указал на существование двух аттитюдов, а именно экстраверсии и интроверсии, а также четырех функций, в числе которых ощущения, интуиция, чувства и мышления.
  2. Основываясь на типизации личности, Юнг создал собственную модель, характеризующую бессознательное поведение индивида, а также разработал понятие архетипа.
  3. Личность ученый разграничил на персону и эго, аниме и тень, анимус и самость. Подобная работа была проделана им на основе рассмотрения архетипов.

Юнг полагал, что психика человека – это, в первую очередь, бессознательное. Именно поэтому люди не в состоянии полностью что-либо воспринимать или понимать. При этом любое психическое переживание может быть интерпретировано человеком с использованием множества вариантов. Юнг полагал, что любая мысль способна ветвиться до бесконечности.

Индивидуализация

Одним из основных понятий юнгианского анализа являются архетипы. Они представляют собой:

  • скрытые в глубине бессознательного психические первообразы;
  • врожденные идеи, которые можно считать универсальными;
  • изначально данные человеку модели переживания, мышления и восприятия.

Все эти элементы являются первичными представлениями о мире и не зависят от уровня полученных человеком знаний. Это структура мировоззрения, передающаяся из поколения в поколение. Архетипы Юнг рассматривает и в качестве результата переживаний, которые ранее имели место в жизни человека, и как причины этих переживаний. Познание этих элементов стало в психологии существенным шагом вперед, ведь архетипы в периоды жизненных поворотов являются теми источниками, из которых может быть получено указание, позволяющее разрешить проблему.

Их осознанная обработка приводит к развитию процесса восстановления и развертывания потенциальной целостности, которая была дана человеку еще в эмбриональном периоде. Это и есть индивидуализация личности. Данный процесс подразумевает установление непосредственных связей между самостью и эго. Причем последний из этих двух архетипов представляет собой центр сознания. Самость же является ядром психики. Она включает в себя как сознание, так и бессознательное, постоянно взаимодействующие между собой, несмотря на то что их существование проходит раздельно друг от друга.

Интроверсия и экстраверсия

Из всех предложенных Юнгом понятий эти два получили самое широкое распространение. Они указывают на то, что индивидов можно характеризовать с точки зрения их внутренней и внешней ориентированности.

В аналитической психологии Юнга либидо рассматривается в качестве творческой жизненной энергии, способствующей непрерывному личностному росту человека. Экстраверсия и интроверсия являются двумя типами жизненных установок. Первая из них характерна для людей подвижных, легко образующих привязанности и контакты. Основной движущей силой у них служат внешние факторы. В связи с этим экстраверты легко внушаемы и весьма подчинены мнению других. Чаще всего они подвержены такому заболеванию, как истерия.

Интроверты, напротив, созерцательны. Они нуждаются в уединении и интересуются только собой. Для этих людей характерна такая форма невроза, как психастения.

Функции личностной сферы

По мнению Юнга, в борьбе за свое существование человек использует:

  1. Мышление. Оно позволяет ему сформировать мнение, обладающее связью с объективной реальностью.
  2. Чувства. Они также являются способом формирования мнения, однако фокусируются при этом на ценностных ориентациях личности.
  3. Ощущения. Их опорой является чувственный опыт человека, его восприятие конкретных фактов и деталей. Базируются ощущения на обонянии, осязании и зрении.
  4. Интуиция. Она представляет собой способ познания сенсорной информации на основе использования прошлого опыта, рассмотрения будущих целей.

Бессознательное личное и коллективное

В юнгианском анализе данные понятия также являются базовыми. Личное бессознательное формируется у индивида на основе его прошлого. Оно состоит из подавленных и болезненных воспоминаний, а также тех из них, которые смогли просочиться в подсознание из сознания. Из них и складываются некоторые элементы личности. Причем все они не доходят до человеческого сознания.

Ядром психического материала является вторая составляющая. Это коллективное бессознательное, которое распределяется между людьми всех культур и временных периодов. Никакого влияния на возникновение данного элемента личный опыт не оказывает.

Юнговский анализ рассматривает выражение бессознательного через коллективные и индивидуальные символы. Но именно вокруг первых из них и строится вся работа с пациентом. Поиск, а также интерпретация взаимосвязи образов, создаваемых коллективным бессознательным, — основная задача юнгианских техник.

Активное воображение

При проведении юнгианского анализа отзывы о получении многочисленных положительных результатов имеет техника, выполняющая задачу порождения символов, позволяющих интегрировать сознательные и бессознательные процессы. Психологом в этом случае создается проективная ситуация, которая позволяет человеку сосредоточиться, представив образы из своих сновидений, фантазий и произведений искусства. Специалисты предлагают своему клиенту мысленно «перевернуть» эти объекты, проследив динамику их изменений и историю. Образы, которые проявляются при этом, человек должен зарисовывать или записывать.

Подобный ход позволит конкретизировать увиденное и найти скрытое в нем значение. При этом у человека включается сознательный контроль, и он способен вжиться в появившиеся образы.

Метод амплификации

В перечне техник юнгианского анализа находится способ, при котором выстраиваются взаимосвязи между универсальными и индивидуальными символами с использованием интерпретации. Специалист предлагает клиенту рассмотреть объекты, взятые из искусства, культуры и мифологии. После эти образы подлежат интерпретации, что позволяет человеку создать новые взаимосвязи в существующей у него модели мира.

Изначально амплификация имела отношение к алхимическому процессу. Данное понятие означало погружение человека, ставящего эксперименты, в поток образов с целью поиска новых способов их интерпретации. Несколько позже способ амплификации стал использоваться и в психоанализе. Он позволяет клиенту расширить грани своего внутреннего мира, а специалисту – открыть самые глубокие переживания пациента.

Песочная терапия

Данный метод был предложен Дорой Кальф – ученицей Юнга. Эта терапия, с одной стороны, представляет собой «песочницу в миниатюре», а с другой – небольшую модель мира. Сегодня его используют клиники, проводящие юнгианский анализ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Клиент в этом случае работает с плоским ящиком, наполненным песком, а также с набором фигурок, которые относятся к различным эпохам и содержат различные символы (атрибуты культуры, фигурки людей, природные элементы, деревья и дома).

Цвет ящика изнутри – синий. Это является символом воды и неба. Клиент, начиная играть с песком, создает собственную модель мира. С одной стороны, он остается взрослым, а с другой – становится в позицию ребенка. «Переустройство» мира, проводимое пациентом, гармонизирует ту его модель, которая имеется в сознании человека. На эту технику специалисты рекомендуют обратить особе внимание. При ее проведении проявляется эффект арт-терапии, который выступает прекрасной профилактикой стрессов.

Анализ сновидений

Ночные видения Юнг рассматривал как прямой канал, благодаря которому можно связаться с бессознательным. Данный метод предусматривает поиск взаимосвязей между индивидуальными и культуральными символами.

Основы юнгианского анализа сновидений строятся на том, что их содержание можно трактовать как интеграцию и рефлексию имеющих место жизненных процессов. Но с другой стороны, ночные сюжеты позволяют людям ассимилировать опыт всего человечества, который был накоплен в коллективном бессознательном.

В юнгианском анализе сновидений выделяют субъективный и объективный уровень трактовки увиденного. В связи с этим одни и те же образы могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Например, появление во сне знакомой женщины может стать отражением специфики отношений к ней наяву, выражением необходимости решения той или иной проблемы или же указывать на динамику психических процессов индивида.

Помимо этого, проводимый специалистом анализ сновидений обладает проспективным или ретроспективным аспектом. Первый из них настраивает взаимосвязи с будущим и занимается поиском тех процессов, которые начинают созревать в душе человека. Что касается ретроспективного анализа, то его основной задачей является поиск взаимосвязей между сновидениями и жизненными событиями, произошедшими недавно или в далеком прошлом.

Для того чтобы произвести максимально полную интеграцию значений образов, увиденных в ночных сюжетах, специалисты могут использовать танцевально-двигательную или арт-терапию, а также иные методы, например, работу с одной из традиционных символьных систем – картами Таро. Подобные техники являются весьма эффективными, и потому рекомендуются к их прохождению.

Обучение

Концепция Юнга обладает огромной теоретической ценностью. Ее появление смогло оказать огромнейшее влияние практически на все гуманитарные науки. Помимо этого, эффективность разработки доказана более чем полувековой клинической практикой, являясь неотъемлемым приложением в психоаналитическом лечении как взрослых, так и детей.

Тому, кто заинтересовался юнгианским анализом, обучение можно пройти на курсах дополнительного образования. Они приглашают всех интересующихся психологией. При этом слушателями могут стать не только специалисты в этой области, но и социальные работники, а также лица, имеющие любое высшее, неполное высшее или среднее профессиональное образование.

Обучение юнгианскому анализу представляет собой знакомство с аналитической психологией. Помимо этого, слушатели курса получают еще и практические навыки, которые необходимы для проведения психологического консультирования. Эти знания могут быть использованы и в дальнейшем. Областью их применения станет деловое или семейное, а также индивидуальное консультирование. Юнговский анализ дает хороший эффект во время проведения психолого-педагогической работы, занятий психокоррекционного направления с детьми, а также в сфере рекламы и управления человеческими ресурсами.

Обучение в Москве юнгианскому анализу предлагает столичный Институт психоанализа. При этом слушатели могут выбрать для себя очную или заочную форму получения знаний.

Литература

Изучить концепцию Юнга позволяют и труды некоторых специалистов. Например, книга «Шизофрения. Опыт юнгианского анализа», написанная И.А. Зайцевой-Пушкаш, описывает актуальную и пока еще малоизученную проблему. Она касается понимания содержания мышления и его структуры при шизофрении. Предназначена эта книга не только для профессионалов. Ее чтение будет интересно широкому кругу лиц.

Еще одна интересная книга – «Границы в анализе. Юнгианский подход» Всеволода Калиненко. В этом труде автор сделал акцент на рассмотрении психологических проблем с точки зрения культурного бессознательного. Предназначена книга для студентов, обучающихся в психологических вузах, а также для квалифицированных специалистов в этой области.

Еще один интересный труд – «Юнгианский анализ сказок» Ханса Дикманна. Этот психоаналитик является приверженцем концепции Юнга. Автор книги показывают ту решающую роль, которую играет сказка во всей дальнейшей жизни человека. При этом Ханс Дикманн разъясняет, как подобное влияние может быть использовано для устранения патологического процесса.

Международная ассоциация

Существует организация, которая объединила в себе профессионалов, работающих в сфере аналитической психологии. Это Международная ассоциация, участниками которой являются представители 28 стран. Основной задачей этого сообщества является распространение идей и практики аналитической психологии во всех государствах мира, а также обучение специалистов исходя из самых высоких этических и научных стандартов.

Российское отделений данной ассоциации находится в Москве. Одним из ее членов с 2013 г. является Махмудов Эльдар. Юнгианский анализ с его техниками он применяет в своей врачебной практике. Все желающие могут обратиться к нему за консультацией. Махмудов Эльдар юнгианский анализ активно использует для помощи при решении самых разных проблем.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть