Юность в психологии это
Юность в психологии это
Тема 9. Психология юношеского возраста
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.
2. Развитие личности юноши.
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте
Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.
Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.
Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).
Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.
Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.
Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.
Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.
Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.
2. Развитие личности юноши
Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.
В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).
По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.
Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.
Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.
Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.
Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
Задания для самостоятельной работы
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?
2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.
3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?
4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.
Список рекомендуемой литературы
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. — М., 2004.
Психология юношеского возраста
Юношеский возраст – это значимый и важный период в жизни каждого человека. Он является достаточно обширным временным отрезком и охватывает период от 14-15 до 21-23 лет. Период юношества находится между подростковым возрастом (предшествующий) и молодостью (последующий возрастной период).
Условно принято делить период юношества на старший школьный (ранний юношеский возраст – от14-15 до 17-18 лет) и собственно юность (17-18 до 21-23 лет).
Возраст 14-15 до 17-18 лет биологически является периодом завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него поступертатными, то есть достигшими биологической зрелости.
В период юношества вновь происходит усиление деятельности коры головного мозга, в то время как в подростковом возрасте была усилена подкорковая деятельность. Деятельность старшего школьника осознанна и программируема, преобладают произвольные действия.
Ведущей д-тью раннего юношеского периода становится учебно-профессиональная деятельность, в которой учение становится главной целью в усвоении основ наук, особенно тех, которые связаны с профессиональным самоопределением. Поэтому социальной ситуацией развития становится ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор предстоящей профессии. Что вызывает у старшего школьника избирательность в отношении к предметам. Учебная деятельность в старшем школьном возрасте начинает восприниматься как подготовка к будущей профессии. По сравнению с подростками у них меняется отношение к отметкам, исчезает пренебрежительное отношение к ним. Петровский считает, что именно в этом возрасте появляется осознанное отношение к учению. Главное достижение возраста– умение самостоятельно учиться. Это вызывает у старшего школьника избирательное отношение к изучаемым предметам и учителям.
Познавательная деятельность старшего школьника, тесно связанная со всеми психическими процессами, основательно перестраивается, так как учащийся готовится не только к получению профессионального образования, но и овладевает навыками самообразования.
Старший школьник активно учится планировать свою д-ть, рационально распределяь время для осуществления этих задач. Он сознательно руководит своим вниманием. (появление послепроизвольного внимания). Объем, распределённость, переключаемость внимания — как у ВЗРОСЛОГО.
Старший школьникактивно и осознанно пользуется рациональными приемами запоминания.
Мышление становится не только словестно — логическим, но ТЕОРЕТИЧЕСКИМ.Основным ср-вом – является развернутая ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ. В юношеском возрасте не только накапливается система знаний, но складываетсяся ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ умственной д-ти.
Общее эмоциональное состояние более ровное по сравнению с подростковым возрастом, хотя большинству юношей присущ юношеский максимализм (внутренние противоречия, желание противопоставить себя окружению, неприемлемость чего-либо), поведение более сдержанное и аргументированное. Особое место занимает – неосознанная готовность к чувству влюбленности и первая любовь (идеализация, стремление к духолвной общности, нежности и поклонению). Потребность в однополой дружбе (верности, преданности, искренности, доверию и самовыражению в своей среде). Желание подчеркнуть свое отличие от взрослых.
Старший школьный возраст – период интенсивного формирования напраленности личности, мировоззрения, убеждений, идеалов, социальных потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, профессиональных интересов.
Центральное новообразование – личностное и профессиональное самоопределение. Происходит формирование его внутренней позиции; к концу периода – адекватная самооценка Устойчивость концентрации «Я», открытие своего внутреннего мира что знаменуется переходом к собственно юношескому возрасту.
Собственно юношеский возраст – начало взрослой жизни – период взросления.
В биологическом развитии данный возраст характеризуется полной сформированностью всего организма и систем, а также головного мозга. Развитие коры за счет связей между клетками мозга, особенно связей второй сигнальной системы – возраст сензитивен для развития интеллектуальных (логических) функций.
Наиболее яркой особенностью юношеского возраста является гибкость НС, восприимчивость ко всему новому (легко может осваивать все новшества).
Т.к. актуальным для данного возрастаявляется появление первой влюбленности => возникает повышенный интерес и чувствительность к своему внешнему виду.
Юность – период профессионального и социального самоопределения, индивидуализации субъекта собственной жизни. Ведущей сферой д-ти становится специальное – профессиональное обучение в ВУЗе; трудовая д-ть.
Термин «индивидуализация» юности был введён В.И.Слободчиковым и Е.И.Исаевым, они считают что центральной проблемой этого возрастного периода «является нахождение индивидульного, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей как действительно своих спосоьбностей»
После окончания школы жизнь молодых людей резко меняется. Им предстоит:
1. Определиться в реальной социальной действительности;
2. Сделать правильный выбор профессии
3. Адаптироваться в новых условиях взрослой жизни.
На переходе к юношескому возрасту возникает КРИЗИС 17 ЛЕТ, что связано с преобретением статуса взрослогл человека, но и массой негативных переживаний.
Д.Б.Эльконин считал. Что кризис 17 лет, связан с повышенной тревожностью, страхами и стрессами, даже в сравнении с подростковыми кризисами, является самым тяжелым.
Одной из ведущих особенностей собственно юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение. «Самоопределение» — это активное определение позиции относительно общественно вырабатанной системы ценностец и выявление на этой основе смысла собственной жизни».
Что касается самоопределения личности, то оно рассматривается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональной самоопределение».
Кулагин и Колюцкий выделяют следующие типы направленности личности:
1. Гедонистический (наслаждение) путь – не предполагает профессионального и личностного самоопределения.
2. Эгоистический (себялюбивый) – есть система ценностей, но профессиональное и личностное самоопределение подвержены влиянию внешних условиий (денежная сторона, престиж профессии)
3. Сущностный, духовно – нравственный: поиск призвания, выбор профессии, отвечающий склонностям.
Э.Эриксон в своей теории развития личности выделяет полярные качества формирующиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях. Объединяя в один возрастной период отрочество и юность 12-20 лет, областью социальных отношений в которых являются группы сверстников, при благоприятных условиях возникает идентичность (цельность) личности, что в последствии приводит к формированию таких качеств как самоопределение, преданность и верность. В противном случае возникает непризнание себя как личности.
Фрейд выделял генитальную стадию (12-18 лет развития в данном возрастном периоде). стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне: появляется интерес к др. сексуальному объекту партнеру противоположного пола. В норме на данном этапе происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи; освобождение от авторитета родителей, привязанности к ним. Генитальный х-р, по мнению Фрейда, это идеальный тип личности, уровень зрелой личности. Необходимое качество генитальнго х-ра – способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтых переживаний.
Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял стадию формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.