ПСИХОЛОГИЯ

Юревич естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии

3.1. Понятие парадигмы.Понятие парадигмывведеноТомасом Куном в 1962 г.: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

Само понятие происходит от греческого paradeigma — пример, образец. Парадигма являет собой общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Парадигма господствует в науке в течение определенного исторического периода и может смениться другой парадигмой в ходе научной революции. В новых дисциплинах парадигма может только начинать формироваться (допарадигмальная стадия). Полагается также, что одновременно в науке могут развиваться несколько парадигм. В этом случае отрасль знания будет считаться мультипарадигмальной. Принято считать, что в психологии сосуществуют две парадигмы: естественнонаучная и гуманитарная.

3.2. Основные характеристики парадигм.Характеристики гуманитарной и естественнонаучной парадигм приведены в таблице 1.

Две парадигмы в психологии: естественнонаучная и гуманитарная

ЕстественнонаучнаяГуманитарная
Опора на чувственное познание, на эмпирические факты — это фундаментальное отличие естественных наук от гуманитарных. Рассуждения привязаны к чувственному (эмпирическому) опыту. Они носят, преимущественно, объясняющий характер по отношению к опыту.Гуманитарные науки не скованны жестким ограничением привязки к эмпирическому опыту, вольны в полете своей фантазии, факты не объясняют, а, преимущественно — интерпретируют, толкуют.
«Номотетический» (обобщающий) метод — поиск общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Количественный метод (логического) постижения реальности.Идеографический» (описательный) метод — описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям. Качественный метод (интуитивного) постижения реальности.
Познать предмет или явление – значит определить их место в системе научных знаний, подвести под общий закон.Познать предмет или явление — значит придать ему смысл в рамках используемой концепции, истолковать (интерпретировать) в соответствии с приемлемой позицией.

Методология экспериментальной психологии строится на основе естественнонаучной парадигмы.

Структура научного знания

4.1.Основные компоненты структуры научного знания.Научное знание имеет сложную структуру. Выделяют теоретический уровень научного знания, основными компонентами которого являются научные принципы и научные законы (теории), и эмпирический уровень, представленный эмпирическим фактами и обобщениями. В упрощенном виде соотношение между этими компонентами может быть показано в виде пирамиды, где эмпирический уровень выступает в виде основания, фундамента научных знаний, а вершину пирамиды образуют научные законы и принципы.

Рис. 5.Компоненты научного знания

4.2. Теоретический уровень научного знания.Теориянекоторое утверждение, касающееся возможных связей между рядом абстрактных переменных (Д.Мартин). Утверждения теории носят вероятностный характер, т.к. ее истинность всегда находится под сомнением. Абстрактные переменные – общие категории обстоятельств или поведения, а не конкретные факты.

ПРИМЕР. Примером психологической теории является Фрустрационная теория агрессивности. Основное утверждениетеории -агрессивное поведение есть следствие состояния фрустрации.Абстрактные переменные в этой теории агрессия и фрустрация. Теория утверждает, что между этими переменными существует связь, более того, одна из них (фрустрация) является причиной другой (агрессии). Само понятие агрессии охватывает широкий круг ситуаций, в которых один индивид действует с намерением причинить вред другому (другим). Сравним с наблюдением: ребенок, у которого отняли игрушку, в гневе ударяет обидчика.

4.3. Функции теории. Теория организует факты в системы знаний, дает объяснения явлениям, позволяет предсказывать явления. Теория агрессии охватывает широкий круг поведенческих проявлений, объединяя их на основе выделения существенных признаков (действие с целью нанесения вреда), указывает на причину (препятствие на пути удовлетворения потребности и вызванное этим обстоятельством переживание досады, фрустрации).

Развитие научных знаний – смена теорий новыми, обладающими большей объяснительной силой. Большая объяснительная сила означает, что новая теория объясняет больше фактов. Фрустрационная теория признана устаревшей, поскольку стали известны научные факты, когда при наличии фрустрации человек не проявляет признаков агрессии, и, наоборот, агрессия может возникать без фрустрации.

4.4. Теории разной степени общности.Теории различаются по степени общности. Основанием для такого деления является степень близости или дальности пути к их эмпирической проверке.

Теория нижнего уровня предполагает использование объяснительных схем, в которых понятия максимально нагружены эмпирически (теория агрессии фрустрационная).

Теория среднего уровня не прямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки (теория К.Левина).

Теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирическому подкреплению. Они не имплицируют (не позволяют выдвигать) эмпирически нагруженных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия соответствуют по статусу категориям, т.е. имеют максимальную степень общности, приближенную к философским категориям (теория деятельности А.Н.Леонтьева).

4.5. Научные факты.Под научным фактом понимается знание о каком-то событии, явлении, достоверность которого доказана (синоним истины) или, согласно другому определению, факт это предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. Сообщении о факте (научной публикации) необходимо приводить описание метода, с помощью которого получены данные. Пример психологического факта: количество единиц информации воспроизводимой после однократного предъявления составляет 7±2 (часто трактуется как объем кратковременной памяти).

4.6. Научные гипотезы.Гипотезы — это научные предположения, вытекающие из теории, которые еще не подтверждены и не опровергнуты. Можно выделить несколько оснований для выделения разновидностей гипотез.

4.6.1.По уровням научного познания (этапам процесса эмпирического подтверждения теории) различают теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретические– представляют собой часть разрабатываемой исследователем теории. Являются результатом совершенствования теоретического знания.

Эмпирические(исследовательские) — предположения о связи параметров, которые могут быть проверены. Выводятся, как правило, из теории и направлены на ее проверку. Служат для организации эксперимента.

Статистические – предположение относительно значений статистических параметров. Необходимы для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. Формулируются на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований.

4.6.2.По типу связей между переменными (методам, используемым для проверки) выделяютэкспериментальные и неэкспериментальные гипотезы.

Экспериментальные – гипотезы о причинно-следственных связях между явлениями.

Неэкспериментальные – гипотезы о статистических связях между явлениями или о существовании явлений.

4.6.3.По способу выдвижения гипотезы делятся наиндуктивные и дедуктивные.

Индуктивные выводятся от частных утверждений о фактах к более общим утверждениям. Выдвигаются на ранних стадиях исследования, в мало разработанной области знаний.

Дедуктивные выводятся от общих теоретических утверждений к менее общим. Выдвигаются в достаточно теоретически разработанной области знаний.

4.7. Научное исследование.Научное исследование направлено на проверку теории (теоретической гипотезы). Результатом исследования является получение эмпирических данных (научных фактов), подтверждающих или опровергающих теорию. Процесс и логику научного исследования иллюстрирует приведенная ниже схема (Рис. 6)

Центральным элементом схемы является теория, которая на первых этапах исследования существует как теоретическая гипотеза. Теоретическая гипотеза формулируется или на основе обобщения наблюдений за фактами (методом индукции) или выводится как логическое следствие из имеющихся теоретических знаний методом дедукции(1). Сформулированное теоретическое утверждение (теория) требует эмпирической проверки, в результате которой оно будет либо подтверждено или опровергнуто. Доказать истинность теории каким-либо доступным образом не представляется возможным.

Согласно К.Попперу суть научного познания действительности заключается в том, что исследователь выдвигает гипотезы, объясняющие какие-либо явления, и подвергая их эмпирической проверке, отвергает ошибочные. Те гипотезы (теории), ошибочность которых не доказана исследованиями, получают статус научных теорий. Этот статус сохраняется до тех пор, пока не будет сформулирована (и подтверждена фактами) новая теория или будут получены новые факты, свидетельствующие против теории.

В соответствии со схемой из теории при ее проверке выводится логическое следствие как частный случай общего утверждения — утверждение, доступное эмпирической проверке(2).

Для проверки этого следствия проводится сбор данных (3). Полученные данные подвергается статистической обработке. Если данные подтверждают прогноз мы имеем подтвержденное наблюдение и как результат подкрепленную теорию. Если нет (6), теория должна быть признана ошибочной (7).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 618 ;

Источник

Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии

В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.

Основными симптомами кризиса являются:

– отсутствие единой науки;

– дефицит устойчивого знания;

– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания.

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Например, в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход считался доминирующим, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:

1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;

2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;

3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии.

Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.

Ее основные принципы:

1. Принцип опоры на эмпирические факты

2. Принцип рациональности, т. е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.

3. Принцип редукции, т. е. объяснение неизвестного посредством сведения к хорошо изученному.

4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.

5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»

6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Эти принципы хорошо работают в естественных науках, но не в психологии.

Например, 1. – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т. д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2. – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

Многие современные направления в психологии изучают человека, его внутренний мир в рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т. е. человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т. п. Он существует отстраненно от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, многие ученые считают, что объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога.

Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость

Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.

Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

На сегодняшний день четко прослеживается борьба двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного. Стоит заметить, что в настоящее время гуманитарный подход лидирует. На это есть много причин. Многие исследователи отмечают, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные)

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;

2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком — в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка

Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т. е. обе парадигмы в исследовании психической реальности необходимы.

Одним из видов научных резуль­татов можно считать теоретическое зна­ние (наряду с эмпирическим). Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объясне­ние предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, струк­турной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности. Исходя из принципа верифицируемости (и можно вспомнить понятие парадигмы) любая теория есть временное со­оружение и может быть разрушена. Каж­дая теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута эксперимен­том. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем — мы можем только предпо­лагать». Новое знание рождается в форме научного предположения — гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построе­ние модели реальности и теории — это процессы интуитивные и творческие. Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ дан­ных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипоте­зы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерно­сти. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточнен­ной теории делаются новые выводы и предсказания.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть