ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология а маслоу

Гуманистический подход в психологии (А.Маслоу).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ —направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии:

v человек должен изучаться в его целостности;

v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

v человеческая жизнь — единый процесс становления и бытия человека;

v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

v человек — это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу(1908 – 1970) — американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:

v принятие (себя, других, природы),

v чувство сопричастности, единения с другими,

v «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе);

v философское мировосприятие,

v демократичность в общении,

v более глубокие межличностные отношения

Маслоу вводит понятие «комплекс Ионы» — отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Источник

Гуманистическая психология А. Маслоу

Вы здесь

Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Гуманистическая психология А. Маслоу — является «психологии третьей силы», как отзывался о ней сам автор.

Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества. Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.

Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.

Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.

В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1).

Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.). Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты — на 70 %, любви и принадлежности — на 50 %, самоуважения — 40 %, самоактуализации — 10 %.

Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы — страх успеха).

Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития или метапотребности).

Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др.

Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни.

Первый — это Д (дефицитарная) жизнь или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества. Второй — это Б (бытийная) жизнь или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей.

Вершинными переживаниями образа являются великий экстаз, благоговение, восторг.

Основные характеристики самоактуализирующейся личности по Маслоу:

  • более адекватное восприятие реальности;
  • принятие себя, других и природы;
  • непосредственность, простота и естественность;
  • центрированность на проблеме (т.е. поглощенность деятельностью);
  • независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении;
  • автономия, т.е. относительная независимость от культуры и окружения;
  • свежесть восприятия окружающих явлений;
  • вершинные или мистические переживания;
  • общественный интерес, проявляющийся, в том числе, в стремлении помочь другим людям;
  • глубокие межличностные отношения;
  • демократический характер;
  • разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей;
  • философское чувство юмора;
  • креативность;
  • сопротивление окультуриванию (т.е. определенной устойчивостью к давлению социальных норм).

Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей.

Источник

Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:31, тест

Краткое описание

Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории А. Маслоу. Типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера. Учет конкретных особенностей личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.

Содержание

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний гуманистической теории личности А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.
Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности изложения обстоятельств произошедшего преступного события свидетелем, принадлежащим к конкретному психотипу. Укажите вероятные фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую составляющие этого рассказа
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya.docx

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Факультет дистанционного обучения

По дисциплине « Юридическая психология»

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний гуманистической теории личности А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.………………………………………………… ……………………..3

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности изложения обстоятельств произошедшего преступного события свидетелем, принадлежащим к конкретному психотипу. Укажите вероятные фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую составляющие этого рассказа………………………………………………………… ………………..7

Список использованной литературы……………………………………17

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний гуманистической теории личности А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.

Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории А. Маслоу возможна в аспекте анализа причин девиантного и делинквентного поведения. Нередко асоциальное поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Особенно это касается детей, подростков, выходцев из неблагополучных семей и учреждений интернатного типа. При этом в исследованиях юридической психологии часто решается вопрос, чем предопределено такое поведение: наследственными факторами или социальным окружением. Если ссылаться на теорию Маслоу, то ответ однозначен — разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, что приводит к девиантному поведению.

Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др.

Таким образом, мы видим, что неудовлетворение потребностей приводит к результатам неблагоприятным для общества, с точки зрения Маслоу.

Еще одним фактором, с точки зрения Малоу, является то, что природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.

Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно – осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.

Также согласно Маслоу, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать состояние психического здоровья.

Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.

Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.

В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности ; выше — потребности безопасности и защиты; еще выше — потребности принадлежности и любви ; далее — потребности самоуважения; а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования.

Данный факт полезен при работе с несовершеннолетними осужденными и подозреваемыми, так развитие потребности в самосовершенствовании может позволить им изменить свою жизнь.

Обратным вариантом теории Маслоу, является система лишения свободы и наказания за совершенные деяния.

При профилактике стрессов у работников юридических специальностей можно использовать теорию потребностей и мотивации через потребности.

В следственной психологии важно использовать теорию Маслоу. Это можно применять при следственных действиях, при допросах подозреваемых. Так как теория потребностей и стремление к самосовершенствованию у личности дает возможность воздействия на человека.

В юридической практике так же можно использовать следующие приемы:

1. Закономерности реакции людей на регуляцию уровня удовлетворения их потребностей и связанные с этим стереотипы поведения используются во многих житейских ситуациях.

Существуют и показательные экспериментальные подтверждения того факта, что уступка во взаимоотношениях играет функцию побуждения. Так, предлагая людям поработать пару часов в день бесплатно в местном окружном центре психического здоровья, психологи выдвигали перед некоторыми испытуемыми более жесткие дополнительные условия, например, необходимо было взять на себя это обязательство в отношении длительного срока. Оказалось, среди тех испытуемых, кому вначале предъявляли большие требования, а затем они снимались, процент согласившихся участвовать в этой работе оказался выше (76%), чем при предъявлении одного лишь меньшего требования (29%). Причем процент явившихся из тех, кто добровольно согласился поработать, также был выше в случае использования этого приема (85% против 50%).

Таким образом, существенным моментом в реализации этого приема также является опора на наиболее напряженную потребность или иные актуальные мотивы поведения, либо их предварительное напряжение.

Данный прием актуален при работе в следственной системе и системе наказаний.

2. Задание отдаленной временной перспективы личности. Этот прием широко используется в педагогике, спортивной педагогике, управлении персоналом, политике, религии – везде, где поведение и деятельность, осуществляемые в настоящее время, должны быть сопряжены с целями, ориентированными на будущее. Действующими факторами и механизмами, лежащими в основе этого приема, выступают механизмы формирования квазипотребности, подражания, внушения, убеждения, опирающиеся дополнительно на использование определенных видов власти.

Так, например, следователь или работник учреждения для несовершеннолетних преступников, опираясь на свой авторитет или ориентируя своего подопечного на некоторые образцы, т.е. используя элементы харизматической власти, создают у него образ отдаленной цели, связав его с конкретными формами активности. Далее ситуация может развиваться в нескольких вариантах:

на основе побуждения смыслообразования удается сформировать квазипотребность, удовлетворяемую в контексте требуемых видов активности, столь действенную, чтобы подпитывать своим побуждением иные мотивы. Примером может быть как ориентация на конкретные цели (закончить вуз, выносить ребенка, выиграть первенство, приобрести автомобиль), так и достаточно абстрактные (построить светлое будущее, коммунизм, достичь спасения, вырваться из нищеты, прославиться);

Мы рассмотрели только некоторые приемы использования теории Маслоу, но можно сказать, что данная теория может быть использована в юридической психологии весьма успешно.

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности изложения обстоятельств произошедшего преступного события свидетелем, принадлежащим к конкретному психотипу. Укажите вероятные фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую составляющие этого рассказа

Исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей психологической науки. Стремясь к пониманию этого явления, учеными выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера.

Выделенные психотипы личности различаются по внешним динамическим признакам, по особенностям характера и по тем ситуациям, которые являются для них потенциально конфликтогенными.

• Внешность. Человек нормального среднего телосложения. Одет аккуратно: обычно классический стиль одежды.

• Манера держаться и двигаться. Подвижен, требователен и придирчив к себе и окружающим. Быстро принимает решения, авторитарен.

• Особенности общения с другими людьми. Говорит четко и громко. Речь хорошо организована и понятна. Не склонен к случайным знакомствам. Добросовестно выполняет нормы ритуального общения. Не раскрывается, не стремится глубоко познать других. Не понимает эмоционального общения.

• Особенности характера. Огромный психоэнергетический потенциал; высокий уровень активности и самообладания; активизация деятельности в экстремальных ситуациях; гневливость, взрывчатость, готовность обвинять, придирчивость; гипертрофированное стремление к справедливости; злопамятность, мстительность; консервативность в отношении с другими людьми; устойчивое, ровное настроение; самолюбие и принципиальность; парадоксально уживающиеся сентиментальность и жестокость.

• Отталкивающие черты. Эгоцентризм и жестокость; нетерпимость к инакомыслию; нечувствительность к чужому горю; чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным отсутствием у других присущих ему положительных черт; ревность и злопамятность.

• Конфликтогенные ситуации. Изменение и ломка устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это приходится делать самостоятельно; жесткая конкуренция со стороны таких же сильных и энергичных людей; ограничение возможности проявлять свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями; критика действий и насмешки над его недостатками; повседневная работа, требующая длительных усилий при отсутствии возможности выделиться среди окружающих; ущемление его прав и интересов; неподчинение ему лиц, не являющихся для него авторитетами; измена близкого человека.

• Внешность. Человек среднего или крепкого телосложения, активный, энергичный. Одевается не модно, но практично и удобно.

• Манера держаться и двигаться. Постоянно в движении. В действиях ориентируется на целесообразность, а не на внешнее впечатление; абсолютно уверен в своей правоте.

• Особенности общения с другими людьми. Громкий голос, быстрый темп речи. В общении конфликтен. Общение для него — средство достижения цели, но не установления контакта с людьми. В общении агрессивен.

• Особенности характера. Целеустремлен; пренебрегает интересами окружающих; способен к самопожертвованию во имя достижения поставленной самим себе цели; автономен, самостоятелен; готовность преступить нормы и законы; тяготение к глобальной генерации целей; высокий энергетизм и агрессивность, раздражительность; склонность к обвинениям; верность идее; альтруизм по отношению ко всему человечеству; слабое развитие эмпатии; навыки психосаморегуляции; ровность настроения; честолюбие.

• Отталкивающие черты. Непоследовательность; вспышки раздражительности, обидчивости и придирчивости; проявление недовольства и грубости в ответ на реплики и замечания; немотивированный временный разрыв отношений с компанией, друзьями; замкнутость и безразличие.

• Конфликтогенные ситуации. Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей; коренная ломка жизненных стереотипов, привычек; неожиданные поручения, просьбы, требования, противоречащие текущему настроению; предъявление к ним претензий; притеснения и неудачи; психические нагрузки, особенно в стадии спада настроения.

• Внешность. Активный, подвижный, человек крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Одет неоднородно, неодностильно. В облике чувствуется небрежность.

• Манера держаться и двигаться. Неусидчив. Все время ходит, пластичен, координирован. Достигает успеха в любом деле. Но суетлив, говорлив, бессистемен в своих действиях.

• Особенности общения с другими людьми. Темп речи очень высокий — спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими мыслями. Хорошая артикуляция, но в спешке может проглатывать слова. Общителен. Очень любит и ценит общение.

• Особенности характера. Энергетичность; повышенное настроение; психологическая независимость от ситуативных факторов; неорганизованность, неупорядоченность действий; быстрое воспламенение и столь же быстрое угасание эмоций; неглубокие и нестойкие чувства; краткие приступы самолюбия; неэгоистичность; щедрость; любовь к ближнему, альтруизм; склонность совершать необдуманные поступки; отсутствие честолюбия; доброта и незлопамятность; способность не ждать благодарности за свои дела и неумение быть благодарным другим; постоянная несдержанность любых проявлений характера; устойчивость к нервным расстройствам; оптимистичность.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть