ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология как научная дисциплина

Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Предмет юридической психологии и ее задачи

Юридическая психология (от лат. juri — право) изучает проявление и использование психических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Являясь одной из отраслей психологического знания, она исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

  • осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
  • обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека;
  • раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
  • выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения, эффективной организации правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких ,как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначения судебно-психологической экспертизы, профессиональной квалификации состава преступления по ст. 107 и 113 УК, реализации ст. 61 УК (обстоятельства, смягчающие ответственность виновного) и др.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственного развития несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.

В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Основные задачи юридической психологии связаны с тем, что до сегодняшнего дня многие направления, разделы разработаны еще недостаточно. К их числу относятся психология гражданского и административно-правового судопроизводства, психология частного и предпринимательского права. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, ресоциализации осужденных и др.

Необходимо глубокое теоретическое исследование концептуальных связей права и психологии.

В связи с социальной реформацией нашего общества возникает острая необходимость исследования механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.

Необходимы специализированные учреждения по подготовке кадров юридических психологов, способных осуществлять научную, практическую, преподавательскую и экспертную деятельность.

Как пограничная между психологией и правоведением, наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.

§ 2. Методы юридической психологии

Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов (контент-анализ), общенаучный метод структурно-функционального анализа, направленный на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.

Он взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.

Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.

В юридической психологии широко используется и метод беседы — метод доверительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.

Вспомогательный метод юридической психологии — метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.

Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.

Биографический метод — метод выявления и обобщения биографических данных — разновидность генетического метода исследования. При этом сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников.

При психологическом исследовании личности возможно применение различных личностных тестов и опросников. Особенно широко используется методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) — адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) и др.

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.

§ 3. Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру (табл. 1).

Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.

Однако юридическая психология не является «служанкой» правоохранительной и правоприменительной деятельности. Поведение человека — объект правовой регуляции, и его закономерности определяют концептуальные основы права.

Таблица 1 Система юридической психологи

Методологические основы юридической психологии:
предмет, методы, задачи, теоретические принципы, связь со смежными науками, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования; историческое развитие юридической психологии
Правовая психология:
правовая психология как отражение в сознании индивида и общества правозначимых явлений; психология правовой социализации личности, правотворчества и правосоотнесенного поведения личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения
Криминальная психологияСудебная психология (уголовное судопроизводство)Исправительная психология
Социопсихогенетические детерминанты преступного поведения. Роль биологических и социальных факторов в криминализации личности; понятие личности преступника; типологическая характеристика отдельных категорий преступников. Психология преступного деяния, психология виктимного поведения, групповых и организованных преступлений. Психология вины и ответственности1. Психология предварительного следствия:
психология участников уголовного процесса; психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий; психология взаимодействия участников уголовного процесса в конфликтных ситуациях; судебно-психологическая экспертиза
Психология кары и раскаяния; психологические проблемы ресоциализации; психология исправительной деятельности, психология жизнедеятельности осужденных. Проблемы социальной реадаптации освобожденного и предупреждения преступного рецидива. Пенитенциарная экспертиза
2. Психология судебного разбирательства:
психологическая характеристика участников судебного процесса; психология судебного следствия и судебных прений; деятельность прокурора и защитника, психология принятия судебных решений
Психология гражданского правового регулирования:
психологические аспекты гражданского судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве; психология принятия судебных решений; когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда; психология деятельности арбитражного суда

Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX века, юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе — на основе «человеческого фактора».

Многие сферы юридической психологии еще недостаточно исследованы и в силу этого пока еще не включены в учебные программы. Однако это не умаляет их значимости.

Специализированные учреждения юридического профиля — учреждения МВД, ФСБ, Таможенного управления и др. имеют свою специфику, которая исследуется специальной отраслью общей психологии — организационной психологией [69].

Источник

Место юридической психологии в системе научных знаний

Юридическая психология как наука, ее место в системе различных научных знаний

Юридическая психология как комплексная научная дисциплина.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психи­ческая деятельность людей приобретает своеобразные черты, ко­торые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек—право» и «человек—право— общество», а затем — к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает по­ступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения и устанавливают­ся самими людьми в интересах либо всего общества, либо от­дельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и соци­альные. Первые регулируют деятельность человека по использова­нию природных ресурсов (нормы расхо­да топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы ре­гулируют отношения между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо соверше­ния каких-то активных действий.

Методологическая особенность юри­дической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.

Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психо-

логия исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п

Место юридической психологии в системе научных знаний.

Судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный, междисциплинарный характер. Юридическая психология является как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может не занимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах. Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отрасля­ми прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с со­циальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являются базовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов. Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической, медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управления приме­нительно к решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­ной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­ми отраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего гносеологической природой установления истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетом закономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательной деятельности человека.

«Многие процессы и явления, изучаемые. юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.».

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участни­ков процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала до завершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера.

Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства». Ана­логичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установ­ленных судебной психологией».

Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабаты вались на протяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объектив­ность установления истины и принятия судебных решений.

Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­яний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическим терминам, процедура расследова­ния (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную по­мощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должна перейти от распространенного психо­логического комментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­зданиепсихологической службы в системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое глав­ное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилакти­ческих мероприятий и т.п.

Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный про­вес: независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7, 9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения Например, если в уголовном процессе материалы предва­рительного следствия уже содержат модель подлежащего исследова­нию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовки дела».

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголов­ная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психо­логией.

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).

Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов.

Для этого необходимо:

более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;

введение института судебного психолога в систему республикан­ских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценност­ные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание

Юридическая психология, являясь прикладной, «пограничной» отраслью психологической науки, возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. С одной стороны, она относится к разряду естественнонаучных дисциплин, а с другой стороны, юридическая психология тесно взаимодействует с различными отраслями права, поскольку изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере регулируемых правом отношений.

При определении предмета юридической психологии следует иметь в виду те базовые понятия, основные категории психологической науки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень:

— личность субъекта — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики;

— собственно деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике особые, специфические требования.

Именно эти два понятия лежат в основе предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психология. Подобный подход, выделяющий два основных блока в юридической психологии, позволяет дать следующее ее определение.

Предметомюридической психологии выступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей.

Содержаниеюридической психологии как прикладной отрасли психологической науки включает в себя помимо разработки общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правовому сознанию, составляющие правовую психологию.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями — психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи населению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры). С этой точки зрения, в структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно выделить такие ее разделы, как судебная психология, психология оперативно-розыскной деятельности, военно-юридическая, исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Самостоятельным разделом юридической психологии является криминальная психология, занимающаяся проблемами личности преступника, психологическими особенностями отклоняющегося, противоправного поведения.

В настоящее время на стыке судебной, оперативно-розыскной криминальной психологии разрабатывается самостоятельное направление — криминалистическая психология, предметом которой являются психологические особенности методики расследования особо опасных (так называемых серийных) преступлений.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть