Юридическая психология как наука ее связь с другими дисциплинами
Связь юридической психологии с другими науками.
Находясь на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки, юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации. Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной, военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности с точки зрения их соответствия правовым нормам.
Возрастная психологиявносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных факторов девиантного и деликвентного поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и правосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологией труданеобходимо для раскрытия профессиональной ориентации личности, ее конкретного вклада или нанесения ущерба производственным процессам, профессиональной ориентации личности, профессиографического анализа деятельности юриста.
Особенно тесны связи юридической психологии с социальной психологией,которая раскрывает механизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной, групповой и общественной деятельности.
При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается на данныепатопсихологии и медицинской психологии,раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии протиправного поведения. Б.Ф.Ломов отмечает, что многие явления, изучаемые юридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в них психологических факторов, без знания механизмов индивидуального и группового поведения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности.
Поскольку юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В.Романова, речь идет прежде
всего о ее связи с уголовным правоми уголовным процессом.Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесс поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.
Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикойи криминологией.История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь криминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследования преступлений. Связь с криминологиейкак наукой о преступном поведении выражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методов должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание криминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступные действия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность (структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения к нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.
Следует отметить также тесную связь юридической психологии с гражданским процессом и гражданским правом. Гражданский процесс имеет свои специфические особенности при рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданную следователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессе концептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходе подготовки дела. Связь юридической психологии с гражданским правомпроявляется в решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации морального вреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна быть всесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека, которому причинен ущерб.
Традиционными являются связи между юридической психологией и судебной психиатрией.Эта связь осуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики, находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических личностей, проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы и т.п.).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Взаимосвязь юридической психологии с другими науками
Юридическая психология, как и любая другая междисциплинарная наука, обладает системными качествами, т. е. гораздо большим теоретико-практическим потенциалом, чем некая сумма знаний, полученных из разных отраслей и наук. Поэтому важно знать, с какими другими отраслями знания она связана. Юридическая психология имеет ряд смежных вопросов со следующими подотраслями психологии:
– общей психологией, рассматривающей базовые понятия психологии, изучающей основные психические процессы, состояния и свойства личности;
– возрастной психологией, исследующей вопросы развития психики, изменений, происходящих в процессе взросления, различия психики людей, обусловленные возрастом;
– генетической психологией, рассматривающей связь индивидуальных психологических черт с генетикой, проблемы наследования психических черт, не связанных с ситуаций воспитания;
– дифференциальной психологией, изучающей проблемы индивидуального развития психики, психологических отличий людей в связи с условиями их формирования;
– социальной психологией, рассматривающей вопросы отличия группового и индивидуального поведения, динамики поведения людей в группах и группового поведения, проблемы взаимодействия людей, общения;
– педагогической психологией, исследующей проблемы воспитания и обучения, социализации как процесса усвоения культуры общества, а также вопросы коррекции поведения;
– патопсихологией, рассматривающей отклонения психического развития, нарушения психических процессов и патологические состояния психики;
– медицинской психологией, изучающей вопросы влияния соматических заболеваний на функционирование психики и психологического напряжения на здоровье человека;
– психологией труда, рассматривающей вопросы профориентации, профессиональной пригодности, эффективности профессиональной деятельности, обеспечения оптимального режима труда и отдыха.
Юридическая психология продолжает непрерывно развиваться за счет установления новых связей с другими науками, в том числе с отраслями психологии (так называемое горизонтальное развитие), и за счет выделения новых подотраслей, направлений самой правовой психологии (вертикальное развитие).
Юридическая психология теснейшим образом связана с правовыми дисциплинами.
В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовно-процессуального права, изучающей сущность и принципы уголовного судопроизводства, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участников уголовного судопроизводства, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры, суда в уголовном судопроизводстве
Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства». Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установленных судебной психологией».
Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно-процессуального законодательства, права таких, например, как. неприкосновенность личности (ст. 10 УПК), презумпция невиновности (ст. 14 УПК), состязательность сторон (ст. 15 УПК), свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК), непосредственность, устность, гласность судебного разбирательства (ст. 240, 241 УПК) и т.д., вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку доказательств, объективность установления истины и принятия обоснованных судебных решений.
Также прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданско-процессуального права, с гражданским судопроизводством, фактически осуществляемого с соблюдением тех же принципов, что уголовное судопроизводство: принципов гласности, непосредственности, устности и непрерывности, состязательности и равенства сторон (ст. 10, 12, 157 ГПК). Хотя гражданское судопроизводство имеет свои особенности, в том числе и в познавательном отношении, с психологической точки зрения. Например, если в уголовном судопроизводстве материалы предварительного следствия уже содержат модель подлежащего исследованию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела».
Также тесные междисциплинарные связи имеют место между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный психолого-правовой характер. Например, к ним можно отнести вопросы, связанные с личностью субъектов, субъективной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями (психологические критерии).
Введенный в действие в 1997 г. Уголовный кодекс РФ содержит ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст. 40); обоснованный риск с его психологическим содержанием (ст. 41); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Даже этот неполный перечень указанных выше понятий подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований, проводимых в области уголовного права, с психологической наукой и ее прикладной отраслью – юридической психологией.
Подобные связи юридической психологии можно проследить и с гражданским правом, его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами, например особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая «индивидуальные особенности лица, которому причинен вред», как указано в Законе ст. 151, 1101 ГКРФ).
Не менее актуальной в гражданском праве выглядит и проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значения своих действий, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение 1еловека при принятии им решений правового характера (см. ст. 177,178 УК РФ).
Все еще недостаточно изученными и, к сожалению, невостребованными на практике остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).
Самая тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики (и не только в области следственной тактики, но и во всех ее трех частях) и деятельность правоохранительных органов.
Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).
Традиционные связи и взаимодействие поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве института комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся правовые и психологические знания в юридической психологии?
2. Определите понятие и предмет юридической психологии в системе научного знания.
3. Каковы задачи юридической психологии?
4. Расскажите об исторических этапах развития юридической психологии.
5. Покажите взаимосвязь юридической психологии с правовыми науками.
6. Назовите основные методологические принципы юридической психологии.
7. Объясните целевую направленность основных групп методов юридической психологии.
Литература:
1. Романов В.В. Юридическая психология. – М., 2012.
2. Ситковская О.Д. Юридическая психология. – М. 2011.
3. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.
4. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. – Киев, 1990.
5. Будилова Е.А. Труды по истории психологии. – М., 2009.
6. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2009.
7. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии. – Рязань, 1998.
8. Поздняков В.М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития. – Рязань, 1998.
ЛЕКЦИЯ 2 | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ |
1. Понятие правосознания и его психологическая характеристика