ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология как самостоятельная наука

Юридическая психология как наука

Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики. Предмет и задачи юридической психологии. Развитие криминальной патопсихологии. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника. Ранняя психическая травматизация.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.01.2011
Размер файла29,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

юридическая психология как наука

1. Общая характеристика юридической психологии как науки

1.1 Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики

1.2 Объект, предмет и задачи юридической психологии

1.3 История возникновения и развития юридической психологии

1.4 Структура современной юридической психологии как науки

1.5 Методологические принципы юридической психологии

1.6 Методы юридической психологии

Список использованных источников

Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики. Долгое время, начиная с античных времен, психологические проблемы разрабатывались внутри философии и только в средине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку.

В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие “юридическая психология”, которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь, прежде всего с фундаментальными психологическими науками — историей, общей и социальной психологией. При этом последние оказывают влияние на развитие юридической психологии через использование ее представителями имеющейся в фундаментальных психологических дисциплинах методологии, категориального аппарата, классификационных теоретических схем, общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений. Однако в связи с тем, что юридической психологии присуща и своя “внутренняя логика развития” (причем, во многом обусловленная ее тесной психопрактической связью с юриспруденцией), то выявленные специфические закономерности в последующем должны ассимилироваться и в обобщенных теориях или концепциях, которые разрабатываются в фундаментальных психологических науках. 1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

1. Общая характеристика юридической психологии как науки

1.1 Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики

Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.

В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретико-прикладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М.Л.Балабановой — судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В.Н.Кудрявцевым, А.И. Печерниковой и О.Д. Ситковской — направлений судебно-психологической экспертизы).

Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой.

Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т.е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки.

При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст.22), с деянием, совершенным по легкомыслию (ст.26), с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч.2 ст.28), с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч.3,4 ст.35), с определением психического принуждения (ст.40), особой жестокости (п. “д” ст.105, п. “б” ст.111, п. “в” ст.131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст.107,113), психологических страданий (ч.1 ст.117) и т.д Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996..

1.2 Объект, предмет и задачи юридической психологии

Объектом изучения юридической психологии являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Предметом юридической психологии является исследование и выявление психологических фактов, закономерностей и механизмов реализации людьми активности в области правотворчества и правореализации, а также психологическое обеспечение труда юристов и развитие психопрактики в различных сферах правовой реальности.

Исходя из объекта и предмета юридической психологии как науки и практики представляется целесообразным выделять следующие ее основные задачи:

1. Методолого-теоретическая: разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.

2. Аналитическая: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного поведения, преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказания, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.

3. Прогностическая: выработка научно обоснованных предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997..

4. Практическая: разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии, направленных на повышение эффективности правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, на профессионально-акмелогическое развитие индивидуальных и коллективных субъектов юридического труда, участие специалистов-психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работы с девиантными людьми.

Рассмотренные выше основные задачи являются отражением общих функций юридической психологии. Ее дальнейшее развитие, обусловленное внешними социальными заказами из юридической практики и внутренними предметно-логическими закономерностями как области прикладного психологического знания, будет приводить, думается, к уточнению задач, причем как текущего, так и перспективного характера Розин В.М. Психология для юристов. М., 1997..

1.3 История возникновения и развития юридической психологии

Несмотря на то, что юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участников процесса, носившие порой мистический характер, но в значительной мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда, и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное признание подозреваемого. Это признание, как основное доказательство, добывалось любыми путями, в том числе с использованием пыток, истязаний. наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология.

Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого неожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.

На смену феодальному средневековому розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь для правильной оценки показаний заинтересованных лиц появляется потребность привлечения и использования психологического знания Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998..

В России о необходимости учитывать психологию преступников в XVIII веке высказывался И.Т.Посошков, предлагавший в “Книге о скудности и богатстве” различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.

Князь М.М.Щербатов, историк и философ, автор “Истории российской с древних времен”, указывал на необходимость знания законодателем “человеческого сердца” и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах к работам.

В.Ф.Ушаков в трактате “О праве и цели наказания” раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права к психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие ученые.

Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России при проведении правовой реформы последней трети XIX столетия. Это работы И.С.Баршева “Взгляд на науку уголовного законоведения”, К.Я. Яневич-Яновского “Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии”, А.У. Фрезе “Очерк судебной психологии”, Л.Е. Владимирова “Психические особенности преступников по новейшим исследованиям” и некоторые другие. В указанных работах высказывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология прес-тупника и расследования преступлений. М., 1996..

Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.Д. Спасовий, Д.А. Дриль, Л.Е. Владимиров, И.Я. Фойницкий, В.М. Бехтеров, С.С.Корсаков, В.П.Сербский, А.Ф. Кони и другие). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И.Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

Разрешение методологических проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской власти. Изучалась проблема применения психологического знания в дознании, предварительном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла ведущее место. Интенсивные исследования в тот период проводились психологом А.Р.Лурия. Им изучались возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений.

Возобновление исследований в области юридической психологии произошло только в 60-е годы. Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности.

Исследования отечественных специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др. В это время сложилась современная школа отечественной юридической психологии, которую достойно представляют такие имена юристов и психологов, как А.Р. Ратинов, В.Ф. Пирожков, А.Д.Глоточкин, А.Г. Ковалев, А.М.Столяренко, В.А. Бакеев, В.Л.Васильев, А.В.Дулов, К.И.Шихриманян, М.И.Еникеев, Г.Г.Шиханцов, Ф.В.Глазырин, М.М.Коченов, В.Г.Деев, А.И.Ушатиков, А.Н.Сухов, А.И.Папкин, В.В.Романов, И.А.Кудрявцев, О.А.Ситковская.

В зарубежной юриспруденции первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких ученых — К.Эккартегаузена “О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений” (1792) и И.Х.Шауманна “Мысли о криминальной психологии” (1792).

В целом же в XVIII столетии в мировой юридической науке во-первых, превалировала философско-рационалистическая трактовка причин делинквентных деяний (причем, преимущественно в контексте идеи о “свободной воле”), во-вторых, обосновывалась важность гуманистически целесообразного определения и исполнения наказания (т.е. “необходимости соответствия наказания характеру преступления” и внедрения в пенитенциарных учреждениях воспитательных средств), в-третьих, осуществлялись первые эмпирические исследования личности различных типов преступников (прежде всего, с применением биографического метода и наблюдения) Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних право-нарушителей. М., 1993..

В рамках ориентации на достижение и методы естественных наук в первой половине XIX века большую популярность получила френологическая (от греческого “френ” — ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галля. Данный ученый пытался доказать прямую зависимость между психическими явлениями (умственными, нравственными и другими качествами) и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека.

Бесперспективность анатомо-френологического подхода была доказана уже к середине прошлого столетия и, прежде всего, благодаря убедительным экспериментам французского физиолога Пьера Флуранса, который установил, что головной мозг является целостным органом-субстратом основных психических функций. Однако попытки выявления однозначной взаимосвязи между внешними признаками человека и его психическими свойствами, которые могут вести к преступлениям, не прекращались и в дальнейшем.

В зарубежных странах в конце XIX столетия после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки многие ее общенаучные наработки стали активно востребоваться, прежде всего, для объяснения причин преступности.

Конец XIX — начало XX веков знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов. Так, немецким ученым Гансом Гроссом в 1898 году публикуется монография “Криминальная психология”. В ней данный автор знакомит юристов с достижениями психологии для улучшения следственной и криминалистической деятельности.

На рубеже веков в работах немецких психологов В. Штерна, К. Марбе, М. Вертгеймера тщательным исследованиям стали подвергаться вопросы правдивости/лживости свидетельских показаний, проявления объективных и субъективных факторов в суде. Видный французский психолог А. Бине, публикуя книгу “Внушаемость”, целую главу в ней отводит рассмотрению влияния внушения на показания свидетелей.

Значительным достижением в разработке психологического инструментария является создание методики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников (Карл Густав Юнг, К. Марбе, В.Штерн, М. Вертгейнер).

В 20-30 годы нашего века зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. Так, благодаря исследованиям психоаналитиков Ф. Александера, Г.Штауба, А.Адлера, Б. Карпмена, Б. Бромберга и ряда других ученых была выявлена роль бессознательной сферы личности в преступном поведении, а также доказано, что преступные наклонности и стилевые особенности поведения делинквентов часто являются следствием ранней психической травматизации, сложившихся неадекватных механизмов психологической защиты и жизненного стиля, дефектов в таких подструктурах личности, как “Супер — Эго” (сверх — Я) и “Эго” (Я).

В 20-30-е годы настоящего столетия пик активности наблюдался и в психотехническом обеспечении правового регулирования. Руководствуясь методологическими ориентирами, сформулированными основателем психотехники Гуго Мюнстербергом, его последователи стремились разработать психологический инструментарий для решения следующих узловых задач: во-первых, по предупреждению нарушений права; во-вторых, по выяснению состава преступлений; в-третьих, по трактовке юридических случаев (решение и приведение в исполнение наказания); в-четвертых, по психологическому обеспечению труда сотрудников правоохранительных органов (разработка профессиограмм, профотбор, научная организация труда). Как среди зарубежных, так и отечественных ученых в психотехнических разработках приоритет был отдан изучению особенностей прежде всего следственной и судебной деятельности (А.Хельвиг, К.И.Сотонин и др.).

В зарубежных странах в 30-70-е годы получили дальнейшее многоплановое развитие как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии. Для объяснения причин преступности и личности преступников в этот период было предложено значительное число психологических теорий. В зарубежных обзорных публикациях по юридической психологии в качестве узловых выделяются следующие подходы:

1) биопсихологические теории;

2) психоаналитические теории;

3) теории черт личности;

4) теории эмоциональных проблем;

5) теории классического, оперантного и социально-когнитивного научения;

6) теории душевных расстройств;

7) теории информационного социального контроля;

8) теории социопатической личности;

9) теории Я-концепции и атрибуции;

10) теории мыслительных моделей.

Учитывая психологическую сложность феномена личности, в последующем некоторыми авторами предпринимались попытки осуществить интеграцию разноплановых идей из вышеуказанных подходов. Так, Х.Ю.Айзенком (1977), Дж.Уилсоном и Р.Херрштайном (1985) предприняты усилия по объединению идей из теорий научения и теорий черт личности, а Т.Хирши (1969), Д.Эллиотом, А.Олином и Дж.Уилсоном (1985) — идей из теорий эмоциональных проблем и информационного социального контроля. В последние десятилетия за рубежом также активизируются исследования в таких областях, как проблематика комплексной науки виктимологии (изучения преступлений с позиций отношений и личности жертвы), как выявление роли феномена “стигматизации”, т.е. “общественного своеобразного клеймения” на развитие пеступников (по Э.Сатерленду), как изучение “системы преступного поведения” (через изучение группового образа жизни преступников, генезиса их специфических субкультур), как анализ эффективности различных исправительных программ (по Кларку, через изучение влияния психотехнологий ресоциализирующего и реабилитационного воздействия на снижение рецидива) Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993..

В настоящее время только в странах Западной Европы насчитывается более 3,5 тысяч психологов, непосредственно работающих в правоохранительных органах. Кроме того, существует, значительное число специализированных научных центров и академических институтов, где ведутся целенаправленные исследования по проблематике юридической психологии.

юридический психология криминальный травматизация

1.4 Структура современной юридической психологии как науки

В структуре данной современной юридической психологии как прикладной науки следует выделять следующие основные составляющие:

1) Методолого-теоретические и методические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.

2) Правовая психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.

3) Криминальная психология — раздел юридической психологии, где исследуются психологические особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.

4) Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности — разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

5) Судебная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

6) Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.

1.5 Методологические принципы юридической психологии

Базируясь на ранее сделанном обосновании объекта и предмета юридической психологии, раскрытии ее истории, а также опираясь на идеи методолого-теоретического характера, которые содержатся в публикациях 90-х годов ведущих отечественных ученых по проблемам повышения потенциала отечественной психологии, основными методологическими принципами юридической психологии необходимо рассматривать следующие:

1. Принцип системности в изучении и интерпретации психолого-юридических явлений отражает факт, что психика человека, являясь открытой функциональной самоуправляемой системой в силу многоуровневости ее организации может обеспечивать человеку разноплановые проявления активности в правовой реальности.

Изучение психики как открытой самоуправляемой системы, где психические явления как элементы могут быть связаны друг с другом прямыми и обратными связями, дает возможность глубже вскрывать детерминацию и механизмы правопослушной или противоправной активности конкретных типов людей, т.к. в данном случае научный анализ может вестись через уровень развитости и характер взаимосвязи следующих структурных компонентов самоуправления в данной системе, связанных с:

1) причинами, обуславливающими правовую активность(нравственно-правовой мотивационный потенциал: ценностные ориентации, идеалы, убеждения, потребности, мотивы, установки и т.д.);

2) средствами, обеспечивающими правовую активность (операциональный потенциал: познавательные, эмоциональные и другие возможности);

3) результативными паттернами правовой активности (потенциал реагирования: реакции, действия, деятельность, общение, поступки, поведение и пр.).

В методологическом плане именно системная взаимосвязь указанных компонентов обеспечивает следующие узловые моменты:

во-первых, в качестве детерминант делинквентной (противоправной, преступной) активности человека могут выступать дефекты как в одном, так и сразу в нескольких структурных компонентах или иначе, видах потенций человека;

во-вторых, механизмы правовой активности в различных ситуациях могут быть разными, т.к. психика как целостная система имеет два контура управления: а) сознательный — активность психики, специально направленная на контроль целенаправленности ее функционирования в правовой реальности; б) бессознательный — непреднамерненное, непроизвольное, автоматическое реагирование то ли в силу сформированных установок, то ли из-за ситуативных (в т.ч. стрессогенных) факторов;

в-третьих, основные направления и технологии правовоспитания и превентивной деятельности должны выбираться в аспекте возвышения всех трех вышеуказанных видов потенций человека.

2.Принцип субъектности правовой активности отражает факт, что психика как система есть важнейший атрибут человека именно как субъекта различных видов активности: деятельности, общения, поведения, духовного созерцания и т.д. При этом гуманистическая трактовка человека как субъекта правовой активности (причем на любом уровне анализа: индивидуальном, групповом, социальном, духовном) позволяет, во-первых, преодолеть давлевшее ранее технократическое восприятие его как пассивного объекта правового регулирования, что было для нас типичным в период повсеместного процветания государственной идеологии тоталитаризма, а во-вторых, открывает перспективу одновременного изучения и воздействия по развитию правовой активности людей с учетом доминирования у них определенного способа отношения к другим людям и самому себе Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психоло-гии. Л., 1986..

Субъектный подход в юридической психологии требует выяснения не только внешних, но особенно внутренних условий правовой активности, т.к. последние у социально зрелого человека в виде высшей системной целостности, отражающей сложнейшие взаимосвязи разноуровневых качеств и доминирующие механизмы, определяют направление и уровень проявления активности. Так, если у некоторых типов людей или их общностей доминируют эгоцентрические или группоцентрические устремления, то их субъектная правовая активность носит парциальный (в т.ч. порой и ущербный) характер. В случае же превалирования просоциальных, а особенно духовных стремлений, субъектная правовая активность может носить уже как гуманистический, так и эсхатологический характер, т.к. здесь правовые реальности сближаются с общечеловеческими императивами и сакральными ценностями.

3.Принцип процессуально-акторного развития правосознания отражает факт, что, во-первых, психика человека в целом как открытая функциональная система всегда избыточна и поэтому процессуально способна порождать новые содержания (причем, в контексте как позитивной, так и негативной правовой ответственности), а во-вторых, акторность проявлений правосознания — это всегда целостное и одновременно индивидуализированно-специфическое выражение правовой активности у конкретных типов субъектов, имеющее по отношению к нормам права строго определенные начало и конец.

Несмотря на наличие в любом государстве императивно заданных правовых норм, характер и особенности развития правовой активности у различного типа его субъектов будет зависеть не столько от документально зафиксированных норм и особенностей правового регулирования (в т.ч. по виду контроля и серьезности санкций при несоблюдении тех или иных норм права), сколько от сложившейся у субъектов правовой ментальности, проявляющейся в доминирующих смысловых отношениях к правовой реальности. Так, можно утверждать, что конкретный субъект, формируя свою правовую позицию, определенную группу правовых норм может считать личностно значимыми и будет всегда стремиться их неукоснительно выполнять, другую же группу норм, рассматривая также как значимые, но в то же время субъективно трудными для постоянного следования им, будет выполнять уже с определенным волевым усилием, третью же группу норм может вообще считать малозначимыми, т.е. фиксирующими незначительные (с его точки зрения) нарушения, а поэтому одновременно при их слабом контроле со стороны правовых институтов общества последние можно (по его мнению) игнорировать.

В итоге целенаправленного изучения подобного индивидуально и дифференцированно для групп своеобразного “зонно-смыслового отношения к нормам права”, думается, можно, во-первых, вести речь о широте и глубине присвоенности правовых норм конкретными субъектами, а во-вторых, в контексте выделения доминирующего уровня нравственно-духовного развития конкретных субъектов (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, духовный) делать и более адекватные прогнозы о возможных направлениях в развитии их правосознания и соответственно типе правовой активности, уровне правовой ответственности и т.д Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступ-ника. М., 1982..

1.6 Методы юридической психологии

Понятие “метод” применяется и в широком, и в узком смысле. В первом случае — это способы изучения реальности и построения системы научного знания, во втором — совокупность техник, приемов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служат эффективному решению профессиональных задач. В силу многоплановости задач, стоящих перед юридической психологией, она разрабатывает и применяет целый арсенал методов познания и преобразования психолого-юридической реальности. Все их многообразие по целевому предназначению можно условно разделить на следующие группы методов:

1) научного исследования;

2) психотехнического воздействия;

3) судебно-психологической экспертизы;

4) психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.

Методы научного исследования предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей, регулируемых нормами права. Благодаря им возникает возможность создания теоретических концепций и разработки научно обоснованных рекомендаций для специалистов, занимающихся законотворчеством, а также практиков, осуществляющих работу по борьбе и предупреждению преступности. Среди методов научного исследования обычно выделяют два класса средств: теоретического и эмпирического познания.

К средствам теоретического познания относят логические процедуры обобщения, абстрагирования, формализации, аксиоматический и историко-сравнительный методы, моделирование, системный анализ и др.

Среди средств эмпирического познания используются как традиционные для психологической науки методы (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод), так и специально разработанный в юридической психологии методический инструментарий (методики детекции лжи, психологический анализ уголовного дела и др.).

Можно сказать, что глубоко психологические новеллы закладываются и в области семейного, трудового, предпринимательского законодательства. В связи с этим представляется крайне актуальным повысить активность юридических психологов в обосновании и разработке психологических основ теории права и юридической практики. В этой связи, думается, необходимо, во-первых, начать теоретико-прикладные исследования по всем стадиям правового регулирования, а не только, как было преимущественно раньше, лишь по психологии правоприменительной деятельности, а во-вторых, в контексте расширенных методологических основ и уточненного предмета юридической психологии реально превратить ее в перспективе из сугубо прикладной науки в теоретическую науку наряду с философией и социологией права Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998..

В отношение же совершенствования психологического обеспечения различных видов юридического труда в последние годы происходят значительные позитивные изменения. Хочется надеяться,, что имеющиеся здесь сегодня трудности (как концептуального, так и организационно-методического характера), будут успешно преодолены и в итоге юридические психологи не только отстоят профессиональное право занимать особую позицию по отношению к различным типам клиентов-юристов, но и расширят свою “экологическую нишу” в обслуживании юридической практики. Естественно, в данном случае потребуется, тесное взаимодействие и координирование взаимосвязей со специалистами таких областей, как криминалистика, криминология, юридическая педагогика, социальная работа и др.

Список использованных источников

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

3. Розин В.М. Психология для юристов. М., 1997.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997.

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

7. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.

8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

9. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.

10. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.

11. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Юридическая психология как пограничная наука между психологией и правоведением. Основные принципы и структура юридической психологии, ее историческое развитие в России и за рубежом. Формирование криминалистики, криминологии и судебной психологии.

реферат [37,9 K], добавлен 08.06.2010

Юридическая психология. Сущность теоретических подходов в юридической психологии. Принцип объективности. Личностный и деятельностный подходы в психологии. Системный подход в юридической психологии. Другие теоретические подходы в юридической психологии.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 02.10.2008

Понятие и структура юридической практики. Виды и функции юридической практики. Понятие юридической ошибки в правоприменительной деятельности. Основные проблемы совершенствования юридической практики на региональном уровне, пути их устранения.

дипломная работа [78,2 K], добавлен 25.05.2012

Изучение системного подхода к изучению личности и групп в юридической психологии. Классификация методов юридической психологии: метод наблюдения и его модификации, метод эксперимента, опроса (анкетирование, интервью, беседа), метод тестов, социометрия.

реферат [47,3 K], добавлен 10.06.2010

Понятие юридической деонтологии, ее предмет и исторические источники. Юридическая деонтология как наука о применении общих норм морали в деятельности юристов-профессионалов. Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии.

реферат [32,4 K], добавлен 17.05.2010

Понятие юридической деонтологии как науки о применении общих норм морали в условиях деятельности юристов-профессионалов. Содержание, принципы и задачи юридической деонтологии, ее место в системе юридических наук. Методология юридической деонтологии.

презентация [289,6 K], добавлен 12.04.2014

Методология юридической психологии. Психологические принципы. Принципы системного анализа — иерархия систем, суть которой в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные системы.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 17.01.2009

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть