Юридическая психология как специальная отрасль науки
Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Предмет юридической психологии и ее задачи
Юридическая психология (от лат. juri — право) изучает проявление и использование психических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности.
Являясь одной из отраслей психологического знания, она исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.
Задачи юридической психологии:
- осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
- раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
- обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека;
- раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
- выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения, эффективной организации правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких ,как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначения судебно-психологической экспертизы, профессиональной квалификации состава преступления по ст. 107 и 113 УК, реализации ст. 61 УК (обстоятельства, смягчающие ответственность виновного) и др.
Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственного развития несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний.
В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.
В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.
Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.
Основные задачи юридической психологии связаны с тем, что до сегодняшнего дня многие направления, разделы разработаны еще недостаточно. К их числу относятся психология гражданского и административно-правового судопроизводства, психология частного и предпринимательского права. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, ресоциализации осужденных и др.
Необходимо глубокое теоретическое исследование концептуальных связей права и психологии.
В связи с социальной реформацией нашего общества возникает острая необходимость исследования механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.
Необходимы специализированные учреждения по подготовке кадров юридических психологов, способных осуществлять научную, практическую, преподавательскую и экспертную деятельность.
Как пограничная между психологией и правоведением, наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.
§ 2. Методы юридической психологии
Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов (контент-анализ), общенаучный метод структурно-функционального анализа, направленный на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.
Он взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.
Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.
Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.
В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.
В юридической психологии широко используется и метод беседы — метод доверительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.
Вспомогательный метод юридической психологии — метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.
Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.
Биографический метод — метод выявления и обобщения биографических данных — разновидность генетического метода исследования. При этом сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников.
При психологическом исследовании личности возможно применение различных личностных тестов и опросников. Особенно широко используется методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) — адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) и др.
При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.
§ 3. Система (структура) юридической психологии
Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру (табл. 1).
Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.
Однако юридическая психология не является «служанкой» правоохранительной и правоприменительной деятельности. Поведение человека — объект правовой регуляции, и его закономерности определяют концептуальные основы права.
Методологические основы юридической психологии: предмет, методы, задачи, теоретические принципы, связь со смежными науками, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования; историческое развитие юридической психологии | ||
Правовая психология: правовая психология как отражение в сознании индивида и общества правозначимых явлений; психология правовой социализации личности, правотворчества и правосоотнесенного поведения личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения | ||
Криминальная психология | Судебная психология (уголовное судопроизводство) | Исправительная психология |
Социопсихогенетические детерминанты преступного поведения. Роль биологических и социальных факторов в криминализации личности; понятие личности преступника; типологическая характеристика отдельных категорий преступников. Психология преступного деяния, психология виктимного поведения, групповых и организованных преступлений. Психология вины и ответственности | 1. Психология предварительного следствия: психология участников уголовного процесса; психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий; психология взаимодействия участников уголовного процесса в конфликтных ситуациях; судебно-психологическая экспертиза | Психология кары и раскаяния; психологические проблемы ресоциализации; психология исправительной деятельности, психология жизнедеятельности осужденных. Проблемы социальной реадаптации освобожденного и предупреждения преступного рецидива. Пенитенциарная экспертиза |
2. Психология судебного разбирательства: психологическая характеристика участников судебного процесса; психология судебного следствия и судебных прений; деятельность прокурора и защитника, психология принятия судебных решений | ||
Психология гражданского правового регулирования: психологические аспекты гражданского судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве; психология принятия судебных решений; когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда; психология деятельности арбитражного суда |
Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX века, юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе — на основе «человеческого фактора».
Многие сферы юридической психологии еще недостаточно исследованы и в силу этого пока еще не включены в учебные программы. Однако это не умаляет их значимости.
Специализированные учреждения юридического профиля — учреждения МВД, ФСБ, Таможенного управления и др. имеют свою специфику, которая исследуется специальной отраслью общей психологии — организационной психологией [69].
Отрасли юридической психологии и ее место в системе наук
Юридическая психология как наука, предмет и задачи психологии.
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;
3) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;
4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);
5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах4.
Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.
отрасли юридической психологии и ее место в системе наук
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат, исправляемый) психология. Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Правовая психология — представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.
В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:
— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;
— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);
— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;
Судебная психологияпредставляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические проблемы, связанные с судопроизводством.
В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, среди которых можно выделить: юридически значимые эмоциональные состояния как предмет экспертного исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования.
Криминальная психология (от латинского criminalis — преступный) — область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп.
Психология общественного порядка и безопасности рассматривается как отрасль психологической науки, изучающей психологический аспект безопасности в разнообразных видах правоохранительной деятельности, психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на нее, свойства личности и психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности, пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.