ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология относится к наукам

Понятие, предмет и задачи юридической психологии, система и содержание юридической психологии

Юридическая психология — это самостоятельная отрасль науки, которая изучает различные психологичес­кие аспекты личности преступника, мотивы преступле­ния, психологию осужденного.

Юридическая психология совмещает несколько раз­личных областей знания для их прикладного приме­нения. Психологические особенности людей, их от­ношения, регулируемые при помощи различных правовых норм, нуждаются в изучении для наиболее успешной рабо­ты юриста. Ведь человек, подчиняющийся законам, соблю­дает определенные нормы поведения, принятые в обществе. В этом случае социальные нормы поведения, подкреплен­ные правом и моралью, становятся важной особенностью при характеристике личности человека.

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они име­ют схожие черты. Основное структурное отличие предме­та от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.

Объект психологической науки — психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой фор­мой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предмет юридической психологии — изучение психи­ческих закономерностей, психологических знаний, которые используются для правового регулирования, а также юри­дической деятельности.

Предмет юридической психологии включает комплекс­ное освоение юристами психологической реальности, не­посредственно граничащей с правовыми нормами. Научные знания психологии поведения людей в обществе рассмат­риваются через призму права, и, пересекаясь, они формируют новую науку, изучающую психологические особен­ности людей, их взаимодействие и влияние, основываясь на понятиях права.

Задачи юридической психологии следующие:

— создание государства, в котором будет преобладать система правовых отношений в обществе;

— реализация научного соединения знаний психоло­гических и юридических наук;

— выявление психологической и юридической сути ос­новных категорий права (т.е. способность приме­нять в юридической практике знания психологиче­ских основ для повышения профессионализма юриста);

— доступное объяснение юристам понятия психоло­гии поведения людей, являющихся непосредствен­ным объектом их профессиональной деятельности;

— обнаружение на примере деятельности людей, яв­ляющихся субъектами правонарушений, состояния их психики в условиях правоприменения, а также правоохранения;

— формирование (составление) рекомендаций, на­правленных на улучшение правового урегулирова­ния общественных отношений;

— решение задач в комплексном приложении психо­логических и правовых знаний для совершенство­вания работы правоохранительных органов.

Знания психологии необходимы юристу в его непосред­ственной профессиональной деятельности, для понимания основных положений уголовно-правовых категорий, важ­нейшие из которых — цель, мотив, а также личность пре­ступника, совершившего деяние.

Наряду с постоянными задачами могут ставиться и временные, связанные с освоением новых знаний ра­ботниками правоохранительных органов для улуч­шения качества правосудия. В своей профессиональной деятельности они тесно соприкасаются с такими психоло­гическими факторами, как общение с подследственным, свидетелем, а также потерпевшим. Ко всем из перечислен­ных категорий требуется особый подход.

Общая часть юридической психологии включает предмет, систему, принципы, методы, историю, а также связь данной науки с другими научными дисцип­линами.

Юридическая психология имеет структуру, которая со­стоит из следующих разделов, каждый из которых делится на подразделы.

Правовая психология — раздел юридической психоло­гии, изучающий правовую социализацию личности, психо­логию правосознания и правопонимания.

Судебная психология — раздел юридической психоло­гии, который подразделяется на два подраздела: психоло­гию судебного следствия и психологию судебного разби­рательства.

Психология судебного следствия изучает психологи­ческие особенности судебного следствия, психологию лич­ности следователя, психологию участников процесса, пси­хологию проведения следственных действий в системе расследования (психологию допроса, обыска, очной став­ки, опознания, осмотра места происшествия), порядок и ос­нования назначения судебно-психологической экспертизы.

Психология судебного разбирательства изучает ас­пекты судебной деятельности, психологию планирования и проведения судебного разбирательства, психологические особенности проведения судебного следствия, психологию допроса участников уголовного процесса, психологические особенности деятельности участников уголовного процес­са (прокурора, защитника), их речь, психологию судебных прений, психологию подсудимого, психологию вынесения законного и обоснованного приговора по делу.

Криминальная психология изучает понятие личности преступника, типы преступников, психологию соверше­ния преступления, психологические особенности совер­шения неосторожных преступлений, психологию вины и ответственности, психологию групповой и организован­ной преступности, психологию несовершеннолетних. Она разрабатывает рекомендации, направленные на профи­лактику и предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними, изучает психологические особен­ности личности потерпевшего, его поведения. Криминаль­ная психология разрабатывает определенную методику допроса потерпевшего.

Исправительная психология (пенитенциарная психо­логия) изучает психологию осужденного, жизнедеятельно­сти осужденного в условиях исправительного учреждения, ресоциализации осужденного, психологические особенно­сти адаптации к социальным условиям, приобщение его к трудовой деятельности. Главная задача — создание таких условий, при которых осужденный должен изменить свое отношение к совершенному деянию.

Психология гражданского судопроизводства изуча­ет психологию гражданских правоотношений; психологические особенности подготовки гражданских дел к рассмот­рению судом, организации судебного разбирательства, дея­тельности всех лиц, участвующих в рассмотрении граждан­ского дела в суде; психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе, его выступление; психо­логические особенности деятельности прокурора в граждан­ском судопроизводстве, его выступление, основания и по­рядок назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе; психологию принятия законного и обоснованного судебного решения; психологические аспек­ты деятельности арбитража, нотариата.

Источник

Вопрос 1. Юридическая психология как наука. Предмет, принципы и задачи юридической психологии, ее структура.

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология — отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология – единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею.

Предмет юридической психологии – это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.

Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности.

К числу частных задач относят:

— осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;

— раскрытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

— обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека;

— раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

— выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.

Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.

Принципы юридической психологии.

— единства сознания и деятельности;

-объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

— правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

— криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

психология гражданско-правового регулирования состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Вопрос 2. Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Для юридической психологии присущи методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний.

К числу таких специальных методов можно отнести:

— метод составления психологического портрета преступника;

-метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

-метод судебно-психологической экспертизы;

-следственный или розыскной гипноз;

-метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить что указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений.

В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы:

• научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);

• психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);

• судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания).

По способам юридической психологии методы подразделяются на:

• метод психологического анализа материалов уголовного дела;

• анамнестический (биографический) метод;

• методы наблюдения и естественного эксперимента;

• инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники).

Источник

Юридическая психология в системе научных отраслей знания

Юридическая психология — прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явле­ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос­ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономер­ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Юридическая психология как и любая другая наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

1. исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

2. психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

3. разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;

4. исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

5. исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

6. разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов желающих работать в указанных органах.

Юридическая психология состоит из:

1) правовой психологии:

Правовая психология — раздел, исследующий проблемы правовой и противоправной социализации личности, условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации;

а) права как социального регулятора поведения;

б) правовой социализации личности;

в) психологии нормотворчества;

г) психологии понимания и осознания пра­вовых норм;

2) криминальной психологии:

Криминальная психология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, типовые психологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов (насильственную преступность, корыстную преступность, преступность несовершеннолетних, групповую), динамику развития отношений в преступных группах, проблемы лидерства и психологического принуждения;

а) изучения личности преступника;

б) изучения психологических факторов в де­терминации преступного поведения;

в) изучения биологических и социальных факторов в криминализации личности;

г) изучения психологических видов преступ­ников;

д) психологии совершения преступления и т.д.;

3) психологии уголовного судопроизводства:

а) психологии предварительного следствия:

Предварительного следствия психология — раздел, изучающий психологические аспекты расследования и раскрытия преступлений: тактику осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и дачи показаний на месте происшествия и опознания, а также формирования и тренинга оперативно-следственных групп;

—основ психологии следственной деятельности;

—психологии личности и деятельности следователя и участников уголовного процесса;

—психологии коммуникабельности следователя;

—особенностей психологии поведения следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях;

—информационного моделирования в следственной деятельности;

—психологии проведения следственных действий при расследовании преступ­ления;

— психологии проведения экспертизы в уголовном процессе;.

б) психологии судебной деятельности:

Судебная психология — раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства (психологическое воздействие речи прокурора, судьи, адвоката, поведение и показания свидетелей на суде, проблемы судебно-психологической экспертизы);

—психологии подготовки к судебному раз­бирательству;

—психологии судебных прений;

—психологии деятельности прокурора;

—обвинительной речи прокурора в уголовном судопроизводстве и т.д.;

4) исправительной психологии:

Исправительная психология — раздел, занимающийся проблемами психологической эффективности различных видов уголовного наказания, психологией осужденных и отбывающих наказание, а также разработкой психологических основ перевоспитания, ресоциализации и реадаптации лиц, преступивших закон;

а) задач исправительной психологии;

б) психологических особенностей назначения наказания и исправления преступников;

в) психология осужденного к лишению свободы;

г) социальной адаптации освобожденного из мест лишения свободы и т.д.;

5) психологии гражданского правового регулирования:

а) психологических особенностей подготовки гражданских дел к судебному разбирательству;

б) психологии проведения судебного разбирательства гражданских дел;

в) психологии поведения сторон и участников в гражданских правоотношениях, по­зиции сторон процесса и их коммуника­бельности;

г) психологии деятельности и речи адвоката в гражданском судопроизводстве;

д) психологии деятельности прокурора в гражданском процессе;

е) познавательной и удостоверительной деятельности гражданского судопроиз­водства;

ж) психологии принятия судебных решений

В юридической психологии используются методы общей и социальной психологии.

• психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т.е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;

• психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях — мимике, поступках и действиях;

• психика обладает системными качествами — она многоуровневая, многоструктурная, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;

• психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);

• психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).

Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта. Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным. В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.

Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.

Методы научного исследования — это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.

1. Наблюдение — наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни — любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:

включенное наблюдение — испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;

стороннее наблюдение — испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;

наблюдение в группе — экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;

самонаблюдение — экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.

В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств — видео- и аудиозаписи.

2. Пробыи измерения— регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования — определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).

Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, очем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.

3. Биографический метод— это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат.stratum — слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т.е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.

4. Метод анализа продуктов деятельности— изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) — в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.

Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т.е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.

Метод анализа продуктов деятельности применяется для исследования особенностей личности, поведения, эмоциональных переживаний человека, недоступного для исследования (умершего, без вести пропавшего, похищенного, неустановленного лица), и как дополнительное средство для раскрытия личностных черт, поведения и эмоциональных переживаний в случае, когда человек доступен.

5. Тестирование— специальный психологический метод, наиболее хорошо разработанный и часто применяемый. В основу исследования с помощью тестов был положен принцип единства внутренних и внешних проявлений психики. Психологические тесты весьма разнообразны как по целям исследования, так и по форме тестового материала. С помощью тестов психология может исследовать практически все психологические проявления: темперамент, мышление и интеллект, волевые качества, стремление к власти и лидерские качества, общительность или замкнутость, профессиональную пригодность, склонности и интересы, ведущие мотивы и ценности и многое другое.

Для удобства тесты можно разделить на виды. По целям исследования выделим тесты психических состояний и тесты личностных черт. Существуют тесты, призванные давать информацию о блоках личностных характеристик, например многофакторный опросник Кеттелла или тематический апперцептивный тест, есть тесты, предназначенные для всестороннего исследования единственной психологической характеристики, например тест фрустрации Розенцвейга или тест интеллекта Айзенка. Тесты состояний способны отразить бодрое или утомленное состояние, приподнятое настроение, депрессию, стресс, тревожность. По форме подачи тестового материала выделяют тесты-опросники и проективные тесты. Тесты-опросники состоят из списков вопросов, на которые предложены варианты ответов, полученные ответы сверяют со стандартизированными, на основании чего получают либо численное выражение некоторых характеристик (например, данный испытуемый набрал по шкале «тревожность» 10 баллов, что соответствует норме), либо относят человека к определенной категории (например, демон-стративно-гипертимный тип). Проективные тесты не содержат готовых ответов, их применение основано на положении о том, что свободные ассоциации человека на заданную тему раскрывают особенности его личности. Классическим примером проективного теста являются кляксы Роршаха, где в абстрактных чернильных композициях каждый человек видит что-то свое, то, к чему он склонен, и выделяет фрагменты изображения своим собственным, неповторимым образом.

Наиболее полную и точную информацию о личности можно получить, комплексно используя различные тесты. Таким способом психолог может раскрыть наибольшее число психологических свойств человека, перепроверить данные одного теста данными другого, сделать поправку на текущее состояние. Раздел психологии, занимающийся разработкой психологических тестов и вопросами наиболее эффективного их применения, называется психодиагностикой. Тестирование в юридической психологии применяется для анализа личностных черт подследственных, в особых случаях — истцов и свидетелей, а также в качестве дополнительного средства для выявления ролей и иерархии в преступных группировках (в целях профотбора).

Таким образом, юридическая психология — наука о функционировании психики человека, вовлеченного в сферу правовых отношений. Это междисциплинарная, прикладная наука, возникшая в результате необходимости совершенствовать науку о праве. Юридическая психология связана со многими отраслями психологии и права. Ее объект — психика человека, предмет — различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений. Общепсихологическая методология использует исследовательские методы психологии: наблюдение, пробы и измерения, биографический метод и метод анализа продуктов деятельности, тесты.

Общепсихологические методыисследования имеют конкретно определенную специфику, ко­торая обусловлена особенностями объекта ис­следования психологии. В юридической психологии существует целый ряд методов.

Одним из ведущих в юридической психоло­гии является метод структурного анализа.Он используется при изучении психических ка­честв разных субъектов права, личности пре­ступника и направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемых явлениях. Этот метод находится в тесной взаи­мосвязи с методом структурно-генетического анализа, который направлен на исследование процесса возникновения и развития изучаемо­го объекта и выявление его зависимости от осо­бенностей развития.

Совокупность методов качественного, факторного и количественного, т.е. ста­тистического, анализепозволяет выявлять систему причин и условий функционирования явления, подлежащего изучению.

В юридической психологии широко распрост­ранен метод веселы.Этот метод заключает­ся в доверительном общении с лицом, которое подлежит изучению, при этом используется прием косвенных вопросов, но запрещается задавать наводящие вопросы.

Метод обобщения независимых харак­теристиксвязан с получением из различных источников служебных и других сведений, кото­рые характеризуют личность изучаемого лица. Этот метод позволяет избежать тенденциозных, неадекватных личностных оценок и прийти к обос­нованным выводам.

Специфическим методом юридической пси­хологии является метод изучения отдельно­го случая, или монографический метод,который представляет собой углубленное иссле­дование социально-психологического явления на одном конкретном, но представительном объекте, выделение в нем типологических осо­бенностей.

В исследовании юридической психологии участвуют такие методы, которые в других учебных отраслях и науках не применяются.К их числу можно отнести такие методы, как:

1)составление психологического портрета пре­ступника;

2)метод психологического анализа уголовного дела с последующим составлением рекомендаций оперативным работникам;

3)проведение судебно-психологической экс­пертизы;

5)выявление скрытых обстоятельств уголовно­го дела, установление факта дачи ложных показаний и др.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть