Юридическая психология понятие предмет метод
Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Предмет юридической психологии и ее задачи
Юридическая психология (от лат. juri — право) изучает проявление и использование психических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности.
Являясь одной из отраслей психологического знания, она исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.
Задачи юридической психологии:
- осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
- раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
- обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека;
- раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
- выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения, эффективной организации правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких ,как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначения судебно-психологической экспертизы, профессиональной квалификации состава преступления по ст. 107 и 113 УК, реализации ст. 61 УК (обстоятельства, смягчающие ответственность виновного) и др.
Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственного развития несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний.
В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.
В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.
Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.
Основные задачи юридической психологии связаны с тем, что до сегодняшнего дня многие направления, разделы разработаны еще недостаточно. К их числу относятся психология гражданского и административно-правового судопроизводства, психология частного и предпринимательского права. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, ресоциализации осужденных и др.
Необходимо глубокое теоретическое исследование концептуальных связей права и психологии.
В связи с социальной реформацией нашего общества возникает острая необходимость исследования механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.
Необходимы специализированные учреждения по подготовке кадров юридических психологов, способных осуществлять научную, практическую, преподавательскую и экспертную деятельность.
Как пограничная между психологией и правоведением, наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.
§ 2. Методы юридической психологии
Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов (контент-анализ), общенаучный метод структурно-функционального анализа, направленный на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.
Он взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.
Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.
Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.
В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.
В юридической психологии широко используется и метод беседы — метод доверительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.
Вспомогательный метод юридической психологии — метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.
Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.
Биографический метод — метод выявления и обобщения биографических данных — разновидность генетического метода исследования. При этом сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников.
При психологическом исследовании личности возможно применение различных личностных тестов и опросников. Особенно широко используется методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) — адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) и др.
При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.
§ 3. Система (структура) юридической психологии
Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру (табл. 1).
Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.
Однако юридическая психология не является «служанкой» правоохранительной и правоприменительной деятельности. Поведение человека — объект правовой регуляции, и его закономерности определяют концептуальные основы права.
Методологические основы юридической психологии: предмет, методы, задачи, теоретические принципы, связь со смежными науками, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования; историческое развитие юридической психологии | ||
Правовая психология: правовая психология как отражение в сознании индивида и общества правозначимых явлений; психология правовой социализации личности, правотворчества и правосоотнесенного поведения личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения | ||
Криминальная психология | Судебная психология (уголовное судопроизводство) | Исправительная психология |
Социопсихогенетические детерминанты преступного поведения. Роль биологических и социальных факторов в криминализации личности; понятие личности преступника; типологическая характеристика отдельных категорий преступников. Психология преступного деяния, психология виктимного поведения, групповых и организованных преступлений. Психология вины и ответственности | 1. Психология предварительного следствия: психология участников уголовного процесса; психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий; психология взаимодействия участников уголовного процесса в конфликтных ситуациях; судебно-психологическая экспертиза | Психология кары и раскаяния; психологические проблемы ресоциализации; психология исправительной деятельности, психология жизнедеятельности осужденных. Проблемы социальной реадаптации освобожденного и предупреждения преступного рецидива. Пенитенциарная экспертиза |
2. Психология судебного разбирательства: психологическая характеристика участников судебного процесса; психология судебного следствия и судебных прений; деятельность прокурора и защитника, психология принятия судебных решений | ||
Психология гражданского правового регулирования: психологические аспекты гражданского судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве; психология принятия судебных решений; когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда; психология деятельности арбитражного суда |
Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX века, юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе — на основе «человеческого фактора».
Многие сферы юридической психологии еще недостаточно исследованы и в силу этого пока еще не включены в учебные программы. Однако это не умаляет их значимости.
Специализированные учреждения юридического профиля — учреждения МВД, ФСБ, Таможенного управления и др. имеют свою специфику, которая исследуется специальной отраслью общей психологии — организационной психологией [69].
Предмет и методы юридической психологии
ТЕМА 1
«Юридическая психология как прикладная отрасль психологии»
1. Отношения психологии и права.
2. Место юридической психологии в системе наук.
3. Предмет и методы юридической психологии.
4. Структура юридической психологии как отраслевой науки.
1. Вопрос определения места и роли юридической психологии в системе права и правоотношенийдо сих пор остается дискуссионным. Среди специалистов, работающих в этой области, представлен ряд подходов к данному вопросу, но все они связаны с проблематикой юридической психологии в части решения таких вопросов, как определение границ науки, определение ее предмета.
Так, профессор А. М. Столяренко связывает право и психологию через понятия законность и правопорядок. Законность, будучи одной из ведущих идей общественного обустройства, выражается в уровне гуманистичности и демократичности правовой идеологии, ее нацеленности на обеспечение и охрану прав личности…[1] Психология, в данном контексте, обеспечивает эффективность работы механизмов правового регулирования. Столяренко также отмечает тот факт, что на взаимосвязь законности и правопорядка значительно влияют психологические факторы. Особое место приобретают психологические знания, когда речь идет о правовой реальности жизни. Тут психология конкретных людей и групп имеет непосредственное значение как с точки зрения обеспечения правопорядка, так и с позиций борьбы с произволом и бесправием, с преступностью и халатностью.
Взаимоотношения права и психологии определяются мэтрами юридической психологии А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой с позиций понятия «правовая культура», под которым они понимают «исторически сложившуюся систему общественных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»[2]. В систему правовой культуры авторы включают:
— право как систему норм;
— правоотношения как систему общественных отношений, регулируемых нормами права;
— правовые учреждения как систему государственных и общественных организаций;
— правовое поведение как правомерное, так и противоправное;
— правосознание как систему духовного отражения правовой действительности.
Существует подход, который пытается оценить границы науки через ее прикладное значение. Поэтому очерчивает пределы компетенции науки через элементы структуры: правовую, криминальную, пенитенциарную, психологию профессиональной деятельности.
Каждое из направлений имеет свой предмет, поэтому границы науки следует рассматривать в комплексе, как систему психологических знаний, сопровождающих функционирование права и правоотношений с целью эффективности и продуктивности правовой системы и доступности права для любого человека, вступающего в правоотношения.
Такой подход использует профессор В. Л. Васильев, что собственно и определяет структуру его учебника, предназначенного для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»[3].
Определяя границы науки через задачи и цели, стоящие перед юридической психологией, профессор М. И. Еникеев также считает последнюю прикладной областью знаний, что определяет и ее структуру[4].
Несмотря на то что на сегодняшний день нет четкого представления о границах научного исследования, мы будем исходить из того факта, что юридическая психология существует благодаря заказу, который в зависимости от социальных, политических и правовых факторов возникает в юридической сфере деятельности, в материальном, процессуальном праве и в непосредственной работе практиков.
2. Место юридической психологии в системе наук. Нет никакого сомнения, что прикладная область знаний предполагает теоретическую базу. А это значит, что юридическая психология имеет конкретное место в области психологического знания. Если базовыми психологическими направлениями являются общая и социальная психологии, психология личности, место юридической психологии можно представить следующим образом:
Теоретические отрасли 1.Общая психология 2.Социальная психология 3.Психология личности | Прикладные отрасли Юридическая психология |
Место психологии среди юридических наук можно назвать вспомогательным.
Соответственно той области, которая имеет конкретный психологический вопрос, мы говорим о психологии определенных общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасли права, в которых психология имеет определенный удельный вес и значение, можно ранжировать следующим образом:
2. Конституционное право.
3. Гражданское право.
4. Административное право.
Характеризуя отношения психологии с процессуальными нормами, которые обеспечивают реализацию отраслей материального права, мы говорим о поведении и деятельности субъектов правоотношений. Поэтому юридическая психология осуществляет сопровождение уголовного, гражданского и административного процессов. В рамках этих взаимоотношений зарождаются такие области юридической психологии, как судебная психология и судебно-психологическая экспертиза.
Завершая разговор о месте психологии в системе наук, хотелось бы отметить отношения юридической психологии со смежными науками, а именно, с теорией государства и права, философией, социологией, культурологией и историей. Каждая из этих областей познания задает определенную основу для современных представлений ученых о психологических явлениях в сфере права и правоотношений. Так, историяфиксирует определенные вехи в развитии человечества, давая объяснения уровню развития общества, и науки. Философия становится в истории человеческих знаний базой ключевых и идеологических принципов и позиций, которые дают ученым-психологам основное направление для интерпретации феноменов и фактов, имеющих психологическую природу. Культурологияобъясняет тот культурно-исторический контекст, в котором рождаются те или иные психологические теории. Теория государства и права дает толчок к образованию определенной системы права, объясняет существование институтов права и правовых систем в том или ином государстве. Для юридической психологии это ориентир для формирования исследовательского заказа со стороны всех правоохранительных органов.
Предмет и методы юридической психологии
Разные позиции и взгляды на определение границ науки у современных авторов определяют и некоторые отличия в определении предмета науки. Учитывая отличие интерпретаций, найдем то общее, что определяет предмет юридической психологии. Это психические и социально-психологические явления, которые возникают в сфере права и правоотношений. Такое понимание предмета определяет и структуру юридической психологии, используемые методы четко определяют уровень и характер специальных психологических познаний. Всю систему методов можно условно подразделить на три уровня:
— общие и вспомогательные методы;
Методология науки базируется как на общенаучных, так и на юридических и психологических принципах, а именно:
1. Принцип объективности. Наука должна отражать те особенности и закономерности, которые есть в реальности. Научная интерпретация не терпит субъективизма, не допустимо влияние на результаты научных исследования установок, предубеждений, личных амбиций, некомпетентности.
2. Принцип системности. Все природные явления представляют собой системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Любое явление в психической жизни человека, его поведение и поступки есть результат действия системы факторов: биологических, психологических, социальных, культурных и т. д.
3. Принцип развития.Все психические, психологические и социально-психологические явления рассматриваются в динамике, подвластны изменениям. Любой феномен психической жизни человека не статичен, всегда находится в развитии. Так, человек с годами приобретает жизненный опыт. Формируется мудрость. Непосредственные эмоциональные реакции постепенно аккумулируются в устойчивые чувства. Влечение может перерасти в страсть. А может стать влюбленностью, которая в свою очередь может либо пройти, либо перерасти в любовь. Любовь в каждый возрастной период также имеет свои особенности и отличительные черты.
4. Принцип детерминизма.Причинная обусловленность всех явлений и процессов. Определяющая обусловленность их функционирования. Так, согласно современным отечественным наработкам, человек, изменяя мир своей предметной деятельностью, меняется сам.
5. Принцип единства сознания и деятельности.Констатирует факт неразрывной связи человеческой деятельности и такого уровня психического отражения, как сознание. Человек создает окружающий его предметный мир. Прежде чем он станет реальностью, человек рисует его в своем сознании. Смоделировав предмет, явление, процесс, человек воплощает задуманное в реальность. Этот процесс называется «экстериоризацией». Процесс формирования внутренних структур психики, который обусловлен усвоением структур внешней социальной деятельности, называется «интериоризацией». Так человек формирует в себе личность. Простой пример интериоризации: сначала родители при помощи слов влияют на ребенка, потом ребенок при помощи тех же слов влияет на родителей. И лишь на завершающем этапе ребенок при помощи этих же слов влияет на себя.
Профессор Столяренко выделяет на уровне методологии и специальные методологические принципы юридической психологии:
— принцип психологической специфичности,который обязывает вскрывать и интерпретировать в юридических феноменах «психологическую составляющую». Речь идет о том, чтобы не происходила подмена психологических интерпретаций криминологическими, криминалистическими, медицинскими (психиатрическими). В юридической психологии существует несколько подходов к объяснению «психологической составляющей»: иллюстративный, комментаторский, объяснительный и феноменологический [5];
— принцип юридической специфичности.Следует помнить, что психологические феномены нельзя подтасовывать к юридическому факту. Любая причина или закономерность будет принята в качестве доказательства только тогда, когда юридически значимое явление будет в полной мере изучено. Ни одно заключение эксперта или специалиста не будет принято в качестве единственного аргумента в системе судопроизводства;
— принцип конструктивностиозначает, что описательного подхода в юридической психологии быть не может, практика требует экспериментально подтвержденных, обоснованных аргументов, имеющих значение для правосудия. Юридическая психология приобретет авторитет в глазах правоприменителя в том случае, если эффективность привлечения юридических психологов к решению ряда судебных вопросов или раскрытию преступлений будет максимально полезна и продуктивна;
— принцип законности и гуманизмаисходит из самой сущности права и правовой системы. Создание правового государства и его совершенствование требует от юридической психологии, чтобы все исследования, которые проводятся в ее рамках, в первую очередь базировались на данном принципе. Это означает, что как бы не менялись политические, экономические реалии, приоритет личности над любыми социальными институтами неоспорим.
Уровень общих и вспомогательных методов. На этой ступени, как и во всей психологии, общими методами являются наблюдениеи эксперимент.К вспомогательным методам относятся:
— методы опроса: анкетирование, интервьюирование, беседа
— методы тестирования:вербальные и проективные
— методы анализа продуктов деятельности:биографический, графологический, лонгитюдный.
Уровень специальных методов.Это уровень, который объединяет все прикладные методики, используемые в практике применения юридической психологии. Пример тестовых методик приведен в следующей таблице: