ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология практикум баева

Юридическая психология практикум баева

Издательство: Вузовское образование

Автор: Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., Сальников В.А., Науменко Е.А.

Автор: Дмитриева Т.Б., Сулимовская Е.И., Дворянчиков Н.В., Булыгина В.Г., Иванюшкин А.Я., Вандыш-Бубко В.В., Харитонова Н.К., Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Игонин А.Л., Ткаченко А.А., Тихоненко В.А., Березан.

Автор: Козловская Т.Н., Кириенко А.А., Назаренко Е.В.

Издательство: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа

Автор: Виговская М.Е., Лисевич А.В.

Автор: Логутова Е.В., Якиманская И.С., Биктина Н.Н.

Издательство: Институт мировых цивилизаций

Автор: Мазур Е.Ю., Шилакина А.В., Шилакина Н.А., Шульгина Е.С.

С этой книгой также читают

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 800 555 22 35

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Источник

Тема: Психология личности в контексте правовых явлений

Вопросы для обсуждения.

1. Психические процессы и их роль в деятельности юриста (решение задач).

2. Психические состояния и их роль в деятельности юриста (решение задач).

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011). Глава 14, 21.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 7 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – 98-208.*

Баева Н.А. Юридическая психология: практикум Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: ООО «Просто типография», 2011. – 58 с.

Дополнительная:

Есин И.Б. Голос как один из каналов невербальной коммуникации / И.Б.Есин // Юридическая психология. — 2008. — N 3.

Петин И.А. Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой /И.А.Петин // Юридическая психология. — 2008. — N 3.

Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С.Сафуанов //Юридическая психология. — 2011. — N1.

Милюков С.В.К вопросу о составлении комплексного портрета личности // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Можгинский Ю.Б., Андрианова Т.А. Роль аффектов в структуре агрессивного поведения// Юридическая психология. – 2009. — N 4.
Вандыш-Бубко В.В., Сафуанов Ф.С.Ограниченная вменяемость: судебно-экспертологический анализ // Юридическая психология. – 2009. — N2.
Полубинская С.В.Невменяемость в английском и американском уголовном праве// Юридическая психология. – 2009. — N 2.

Палешник О.П. Влияние срока пребывания осужденных-мужчин в местах лишения свободы на акцентуацию характера / О.П. Палешник // Юридическая психология. — 2008. — N1.

Петин И.А. Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой // Юридическая психология. — 2008. — N 3.

Ратников Б.К. К вопросу о манипулировании сознанием (нейролингвистическое программирование и его возможности) / Б.К. Ратников // Юридическая психология. — 2007. — N3.

Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы //Юридическая психология. — 2011. — N1.

Семинарское занятие №2.

Тема: Правовая психология.

Вопросы для обсуждения.

1. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности (решение задач).

2. Правовое воспитание как элемент правового воздействия (решение задач).

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – С.68-97.*

Баева Н.А. Юридическая психология: практикум Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: ООО «Просто типография», 2011. – 58 с.

Дополнительная:

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. — 2011. — N 1.

Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир — сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. — N 3.

Семинарское занятие №3.

Тема: Психология профессиональной деятельности юриста.

Вопросы для обсуждения.

1. Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов (решение задач).

2.Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) (решение задач).

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010, с изм. от 18.10.2011)

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 11.07.2011)

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.07.2011)

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – 365-404.*

Баева Н.А. Юридическая психология: практикум Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: ООО «Просто типография», 2011. – 58 с.

Дополнительная:

Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып.7. — С.11-23.

Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С. Калягин // Юридическая психология. -2010. — N 1.

Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Литвинова Г.А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия) / Г.А.Литвинова // Юридическая психология. – 2010. — N 3.

Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / М.В.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В.Попова, Н.Э. Милорадова // Юридическая психология. – 2010. — N 3.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков,
О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. — N 1.

Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. — N 2.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова //
Юридическая психология. – 2009. — N 1.

Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. — 2011. — N 1.

Источник

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Юридическая психология» ПСО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное Бюджетное Профессиональное

(ГБПОУ «Колледж полиции»)

по выполнению практических работ

по дисциплине Юридическая психология

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 030912 «Право и организация социального обеспечения»

комиссией_ ___________________ _

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения______________________

код, наименование профессии/специальности

от «__» _________ 20___ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Заместитель директора по учебной работе

Составитель (автор) : ____Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Юридическая психология разработаны на основе р абочей программы учебной дисциплины «Юридическая психология», которая является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Колледж полиции» в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Д исциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Рабочая программа учебной дисциплины «Юридическая психология» предусматривает изучение психологических основ юридической профессии и преступности, её причин, условий и особенностей её предупреждения, а также личности преступника. Данная программа содержательно связана с другими психологическими дисциплинами: «Основы психологии», «Психология социально-правовой деятельности» и «Психология общения».

В результате обучающиеся должны знать:

р оль и место юридической психологии в системе научных отраслей

знания, ее методологические основы; предмет и методы юридической психологии; основные этапы формирования юридической психологии;

психические процессы, их роль и значение в психической

деятельности человека, критерии их оценивания юристом в процессе правоприменительной деятельности;

личность, типологии личности, правосознание;

психологические особенности личности преступников различных

категорий, специфика преступного поведения, психология преступных групп, психология потерпевшего, психологические особенности отдельных следственных действий.

судебно-психологическая экспертиза и ее значение в правоприменительной деятельности;

5. основные понятия пенитенциарной психологии, социально-психологические особенности личности заключенных, основные средства исправления заключенных.

Практические работы по дисциплине «Юридическая психология» проводятся с целью научить:

применять в практике проведения следственных и оперативно –

розыскных мероприятий психологические знания, применять на практике технику составления психологического портрета;

дифференцировать особенности протекания различных психических

процессов и учитывать эти особенности в правоприминительной деятельности, диагностировать состояния психического напряжения;

диагностировать ложь, оценивать моральный вред, нанесенный потерпевшему.

применять в практике проведения допросов, опросов и др.

следственных и оперативно — розыскных мероприятий психологические знания.

применять на практике технику составления психологического

Дифференцировать особенности протекания различных психических

процессов и учитывать эти особенности в практике проведения допросов, опросов и др. следственных и оперативно — розыскных мероприятий, оценке их уголовно-правового значения.

Диагностировать состояния психического напряжения;

Диагностировать ложь, оценивать моральный вред, нанесенный потерпевшему.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема 1.3. Основные методы юридической психологии

Цели: формирование навыка выбора метода психологического исследования, согласно целям и задачам правоприменительной деятельности.

Применение методов юридической психологии в различных видах правоприменительной деятельности. Выбор метода в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности юриста (с использованием учебного видео, фотоматериала)

Задание: работа в подгруппах. Перед учащимися ставятся задачи, решение которых предусматривает использование методов юридической психологии. Учащиеся должны подобрать соответствующие, в наибольшей степени подходящие методы.

Составление психологического портрета серийного убийцы

Метод анализа документации

какие методы юридической психологии вам известны?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №2 (2 часа)

Тема 2.1. Ощущения и восприятие , их роль и значение в психической деятельности.

Цели: формирование навыка психологической диагностики собеседника — его доминирующей репрезентативной системы и учитывания полученных данных при сборе свидетельских показаний.

Задание №1: работа в парах. Определите репрезентативную систему восприятия собеседника, используя данные таблицы:

Смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь

Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю

Звучать, слышать, тон, громкий

Понимать, знать, анализировать, интересно, логично

Голова вверх, спина прямая

Спина согнута, голова опущена

Голова склонена набок

Прямая поза, руки скрещены

На уровне головы, шеи

На уровне грудной клетки

На уровне грудной клетки

Неглубокое, верхом легких

Глубокое дыхание, низ живота

Ровное дыханье всей грудью

Быстрая, громкая, высокий тон

Медленная, негромкая, низкий грудной голос

Выразительная, мелодичный голос

Часто в одну сторону и вниз

Через головы других

«Видеть, чтобы слышать»

Приблизится поближе. «Чувствовать, чтобы слышать»

«Не видеть, чтобы слышать»

Никакого контакта глазами

Движения глаз (для наблюдающего)

Вверх влево, вверх вправо, прямо

Вниз влево, иногда вниз перед собой

Влево, вправо, по горизонтали, вниз вправо

В сторону, вправо, голова поднята вверх

Бледнеет во время монолога

Розовеет во время монолога

Нормальный во время монолога

Нормальный во время монолога

Отметьте знаком «+» поведенческие предпочтения собеседника.

Определите репрезентативную систему восприятия собеседника по результатам исследования, сложив показатели каждого столбца. Сделайте вывод.

Задание №2 : и ндивидуальная работа: Определите личную репрезентативную систему восприятия, выполнив тест.

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Подготовьте чистый бланк для ответов (табл. 3).
Заполните бланк, оценив варианты ответов следующим образом: 1-й ранг присваивается наиболее подходящему для вас ответу, 2-й ранг – ответу, подходящему в меньшей степени, 3-й ранг – ответу, который в еще меньшей степени нравится вам и т. д.

1. Я, скорее всего, скажу:

а) важные решения – это дело чувств;

б) важные решения зависят от моего настроения;

в) важные решения зависят от моей точки зрения;

г) важные решения – это дело логики и ума.

2. На меня, скорее, окажет влияние тот:

а) у кого приятный голос;

б) кто хорошо выглядит;

в) кто высказывает разумные мысли;

г) кто оставляет у меня хорошее чувство.

3. Если я хочу узнать, как вы поживаете:

а) я посмотрю на вашу внешность;

б) я проверю, что вы чувствуете;

в) я прислушаюсь к звукам вашего голоса;

г) я обращу внимание на то, что вы говорите.

а) модулировать полноту звуков в стереосистеме;

б) сделать выводы по интересующей меня проблеме;

в) выбрать комфортабельную мебель;

г) найти богатые комбинации красок.

5. Оцените варианты ответов:

а) мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;

б) мои уши всегда настроены на окружающие звуки;

в) я хорошо чувствую себя в одежде, облегчающей мое тело;

г) когда я смотрю на предмет, могу рассказать о нем в ярких красках.

6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:

а) им следует узнать о моих чувствах;

б) им следует посмотреть, как я одет;

в) им следует послушать, что я говорю;

г) им следует прислушаться к интонации моего голоса.

а) услышать факты, о которых вы знаете;

б) увидеть картины, которые вы нарисовали;

в) узнать о ваших чувствах;

г) послушать интонацию вашего голоса.

8. Оцените варианты ответов:

а) когда я вижу что-то, верю этому;

б) когда я слышу сообщение, я ему верю;

в) я верю себе, когда чувствую что-то;

г) в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.

9. Оцените варианты ответов:

а) обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;

б) я могу нарисовать лицо, одежду членов моей семьи, отобразив мельчайшие подробности внешнего облика;

в) я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;

г) я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.

10. Оцените варианты ответов:

а) я учусь понимать какие-то новые факты;

б) я учусь делать какие-то вещи;

в) я учусь слушать новое;

г) я учусь видеть новые возможности.

11. Когда думаю о принятии важного решения, то я:

а) чувствую правильный выбор;

б) прислушаюсь к внутреннему голосу;

в) остановлюсь на видимом результате;

г) проанализирую несколько вариантов решения.

12. Оцените варианты ответов:

а) мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;

б) мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;

в) хорошая мысль – вспомнить, что говорил мой друг;

г) мне легко вспоминать свои чувства по поводу переживаний своего друга.

Обработайте результаты. В заполненный цифрами бланк ответов перенесите из таблиы соответствующие буквы (А, В, К, Л).

Бланк ответов и оценок

Примечание. А – аудиальная репрезентативная система; В – визуальная репрезентативная система; К – кинестетическая репрезентативная система; Л – «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».

Подсчитайте количество баллов по каждой из букв, сложив цифры, соответствующие данным буквам. Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму, будет наиболее важной, значимой системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной у человека. Сделайте выводы.

Задание №3: работа в парах. Учащиеся сравнивают результаты визуальных наблюдений и результаты теста партнера. Делают выводы о степени совпадения результатов наблюдения и объективных данных диагностики.

Задание №4: индивидуальная работа. у чащиеся формулируют просьбу для аудиалиста, визуалиста, кинестетика, логика, используя лексические особенности соответствующей репрезентативной системы восприятия.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

1. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: слышать, стук, смех, громкий, шелестящий, мелодичный?

2. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: смотреть, алеет, взгляд, красный, светлый, зоркий?

3. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: чувствовать, холод, шероховатый, гранитный, жаркий?

4. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: думать, рассуждать, анализ, логичный, рациональный?

5. С какой репрезентативной системой восприятия человек предпочитает короткую дистанцию в общении?

6. Какие системы имеют общие поведенческие проявления?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология общения А.П. Панфилова Академия, 2013

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №3 (2 часа)

Тема 2.2. Внимание и память , их роль и значение в психической деятельности.

Цели: формирование навыка анализа свидетельских показаний с учетом знаний о природе и специфики внимания и памяти использование результатов анализа показаний при интерпретации свидетельских показаний.

Задание №1: работа в подгруппах. Выполнение задания предполагает предварительную подготовку: подборка из известных им кинофильмов сцен совершения преступных действий, которые предполагают наличие свидетелей этих действий. Продолжительность фрагмента не более 5 минут.

Задание №2: работа в подгруппах. Участники подгрупп демонстрируют подготовленный видеоматериал другой подгруппе, перед которой ставится задача: какие вопросы необходимо поставить следователю) перед свидетелями преступления ( с учетом знания учащимися порядка преступных действий), чтобы получить набольшее количество значимой информации полезной для следствия. Необходимо учитывать динамику запоминания и забывания информации, специфику распределения внимания и т.д. и аргументировать свою позицию теоретическими знаниями.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Какие психофизиологические механизмы обуславливают динамику запоминания информации?

Какими раздражителями обусловлена реакция непроизвольного внимания?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема 2.3. Мышление и воображение, их роль и значение в психической деятельности.

Цель: формирование навыка р ешения задач, предполагающих активное использование значимых для юриста особенностей мышления (например, гибкость, вариативность, широта и глубина, творческость и др.).

Задание №1: индивидуальная работа. Вам необходимо не отрывая карандаша от бумаги соединить девять точек, нарисованных ниже четырьмя прямыми линиями так, чтобы ни одна точка не осталась вне линии.

Рекомендации: Отметьте время начала и окончания работы над решением задачи. Можете оформить в виде записи этапы ее решения, даже те, которые не привели к правильному ее решению, т.е. всю последовательность Ваших мысленных операций, отношения к решению задачи и появившиеся после завершения работы чувства.

Задание №2: работа в подгруппах. Один бедный человек задолжал скупщику значительную сумму денег. Скупщик может посадить его за это за решетку. Но у бедного человека есть дочь. Красавица неписаной красоты. Скупщик давно желал взять ее себе в жены, но никак не мог добиться согласия ее отца, да и сама она не хотела выходить замуж за старого и уродливого, жирного и дряхлого скупщика. И вот он решает обманом добиться ее руки. Условие его таковы: он кладет в кошелек два камушка — черный и белый. Дочь сама должна решить свою судьбу и судьбу своего отца. Если она вытащит из кошелька черный камушек, она должна выйти за него замуж. Белый камушек принесет ей свободу, а отца избавит от долгов. Но хитрый скупщик решил не испытывать судьбу и вместо того, чтобы положить камушки разных цветов, бросил в кошелек два черных камушка. Дочь заметила подмену, но поздно. Вопрос: Каким образом она добилась своей свободы и избавила своего отца от уплаты долга.

Задание №3: и ндивидуальная работа. Перечислите как можно больше способов употребления предмета, отличающееся от обычного употребления. Время выполнения задачи : 3 мин. Предложите минимум 10 способов.

Задание №4 : индивидуальная работа. Привести как можно больше определений для заданного слова. Время выполнения задачи : 3 мин.

Задание : Приведите как можно больше определений для слова «Книга». Например: красочная книга. Какая еще бывает книга? Предложите минимум 20 определений.

Задание №5 : индивидуальная работа. Придумать предложение из 5-х слов, в котором каждое слово начинается с определенной указанной буквы. Время работы 5 минут.

Например, Утка Плавает Вдоль Высокого Берега.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Какие характеристики мыслительного процесса были особенно важны при выполнении каждого из предложенных заданий?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №5 (2 часа)

Тема 2.4. Аффект, его уголовно-правовое значение; симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Цель: Оценка склонности к аффективному состоянию у учащихся.

Задание: индивидуальная работа: самодиагностика учащихся склонности к аффективному поведению (В. В. Бойко). Анализ результатов диагностика.

Как можно описать особенность психической активности человека состоянии аффекта?

Какие есть способы диагностики состояния аффекта?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №6 (2 часа)

Тема 4.2. Психологическая характеристика серийных убийц.

Цель: Освоение технологии составления психологического портрета серийного убийцы.

Задание: работа в подгруппах: составление психологического портрета серийных убийц по предложенной учащимся схеме описания на основании фото, видео и биографического материала.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Назовите основные психологические черты преступников категории «серийные убийцы».

Назовите основные социально-психологические факторы, влияющие на формирование личности «серийного убийцы».

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №7 (2 часа)

Тема 4.4. Психология преступных групп.

Цели: формирование навыка анализа действий отдельных членов преступных групп и преступной группы в целом.

Задание: работа в подгруппах. Учащиеся описывают динамику и этапы становления преступной группы А.Белого (по материалам художественного многосерийного фильма «Бригада») на основании ранее просмотренного видеоматериала.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Какие основные типы преступных групп вам известны?

Какие социально-психологические факторы обуславливают формирование и функционирование различных видов преступных групп?

Какие структурно-функциональные изменения претерпевала на протяжении фильма преступная группа А. Белого?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №8 (2 часа)

Тема 4.5. Психология терроризма.

Цель: формирование навыка психологического анализа действий террористической преступной группы.

Задание: работа в подгруппах. У чащимся предлагаются фото, видео и печатный документальный материал с целью анализа и выявления ими изученных на занятии типов террористических актов, ролевых моделей поведения участников террористической группы.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Какие типы террористических актов вам известны?

Какие ролевые модели поведения участников террористических групп вам известны?

Какие социально-психологические факторы обуславливают формирование террористической группы?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №9 (2 часа)

Тема 4.8. Психология потерпевшего.

Цели: 1. формирование навыков установления психологического контакта;

2. ознакомление с видеоматериалом — инструкцией по оказание экстренной психологической помощи потерпевшим.

Задание №1: работа в парах: учащиеся разбиваются на пары, один участник реализует поведение человека не заинтересованного в установлении контакта с представителем овд. Второй участник должен использовать весь арсенал ранее рассмотренных приемов установления психологического контакта. Далее участники меняются ролями. После завершения упражнения партнеры делятся впечатлениями: насколько возрастало желание откликнутся на попытки установления контакта и какие действия вызывали негативные чувства.

Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)

Какие ключевые позиции необходимо учитывать при установлении психологического контакта с потерпевшим?

Какие приемы оказания экстренной психологической помощи вам известны?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №10 (2 часа)

Тема 4.9. Психология отдельных следственных действий: осмотр места происшествия, обыск, опознание, допрос, следственный эксперимент .

Цель: формирование психологических навыков н ейтрализации агрессивного поведения участников допроса.

Задание: работа в подгруппах: моделирование и инсценировка учащимися ситуации допроса с применением психологических приемов нейтрализации агрессивного поведения участников допроса.

Какие психологические приемы нейтрализации агрессивного поведения вам известны?

Существует ли специфика применения этих приемов в ситуациях обыска, опознания, допроса, следственного эксперимента?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Психологическая подготовка личного состава ОВД Столяренко A.M. М., 2003.

Практическое занятие №11 (2 часа)

Тема 4.11. Психология лжи. Виды и диагностика лжи

Цели: формирование навыка анализа свидетельских показаний.

Задание №1: работа в подгруппах: анализ видео и фотоматериала материала на основании полученных знаний о признаках лжесвидетельствования.

Задание №2: работа в подгруппах. Условия: по делу об убийстве важные показания о скрывшемся преступнике могла дать свидетельница В. Однако по имевшимся у следователя данным, она была «трудным» свидетелем. Это обусловливалось ее длительной интимной связью с подозреваемым, а также ее психическими особенностями – низким уровнем развития, но склонностью к фантазированию, реактивностью, связанной с быстрым переходом от апатии к сильному эмоциональному возбуждению.

Когда следователь первый раз допрашивал В. Он да возможность ей высказать все, что она хотела, не прерывал ее, хотя она явно уклонялась говорить правду даже по очевидным вещам. На следующем допросе, когда следователь стал уличать ее во лжи, она замкнулась. На третьем допросе следователь перечислил противоречия, содержавшиеся в ее предыдущих показаниях. Свидетельница, видимо, поняла, что он все более и более знает обстоятельства дела, почувствовала тревогу и с просила: «Значит, и меня вы считаете причастной к убийству?» Следователь спокойно сказал, что она и сама может ответить на этот вопрос и дать правдивые показания. В. Сначала заплакала, но убедившись, что на следователя это не произвело впечатления, быстро успокоилась и рассказала правду.

Какие приемы психического воздействия, непосредственно направленные на

преодоление установки на ложь использовал следователь?

Какие признаки поведения и речи свидетельствуют о лжи и неискренности? Как

они психологически могут блокироваться?

Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2013

Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2012.

Юридическая психология: Учебник для вузов В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009

Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2002.

Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2003.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть