ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология решает следующие задачи

Понятие, предмет и задачи юридической психологии, система и содержание юридической психологии

Юридическая психология — это самостоятельная отрасль науки, которая изучает различные психологичес­кие аспекты личности преступника, мотивы преступле­ния, психологию осужденного.

Юридическая психология совмещает несколько раз­личных областей знания для их прикладного приме­нения. Психологические особенности людей, их от­ношения, регулируемые при помощи различных правовых норм, нуждаются в изучении для наиболее успешной рабо­ты юриста. Ведь человек, подчиняющийся законам, соблю­дает определенные нормы поведения, принятые в обществе. В этом случае социальные нормы поведения, подкреплен­ные правом и моралью, становятся важной особенностью при характеристике личности человека.

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они име­ют схожие черты. Основное структурное отличие предме­та от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.

Объект психологической науки — психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой фор­мой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предмет юридической психологии — изучение психи­ческих закономерностей, психологических знаний, которые используются для правового регулирования, а также юри­дической деятельности.

Предмет юридической психологии включает комплекс­ное освоение юристами психологической реальности, не­посредственно граничащей с правовыми нормами. Научные знания психологии поведения людей в обществе рассмат­риваются через призму права, и, пересекаясь, они формируют новую науку, изучающую психологические особен­ности людей, их взаимодействие и влияние, основываясь на понятиях права.

Задачи юридической психологии следующие:

— создание государства, в котором будет преобладать система правовых отношений в обществе;

— реализация научного соединения знаний психоло­гических и юридических наук;

— выявление психологической и юридической сути ос­новных категорий права (т.е. способность приме­нять в юридической практике знания психологиче­ских основ для повышения профессионализма юриста);

— доступное объяснение юристам понятия психоло­гии поведения людей, являющихся непосредствен­ным объектом их профессиональной деятельности;

— обнаружение на примере деятельности людей, яв­ляющихся субъектами правонарушений, состояния их психики в условиях правоприменения, а также правоохранения;

— формирование (составление) рекомендаций, на­правленных на улучшение правового урегулирова­ния общественных отношений;

— решение задач в комплексном приложении психо­логических и правовых знаний для совершенство­вания работы правоохранительных органов.

Знания психологии необходимы юристу в его непосред­ственной профессиональной деятельности, для понимания основных положений уголовно-правовых категорий, важ­нейшие из которых — цель, мотив, а также личность пре­ступника, совершившего деяние.

Наряду с постоянными задачами могут ставиться и временные, связанные с освоением новых знаний ра­ботниками правоохранительных органов для улуч­шения качества правосудия. В своей профессиональной деятельности они тесно соприкасаются с такими психоло­гическими факторами, как общение с подследственным, свидетелем, а также потерпевшим. Ко всем из перечислен­ных категорий требуется особый подход.

Общая часть юридической психологии включает предмет, систему, принципы, методы, историю, а также связь данной науки с другими научными дисцип­линами.

Юридическая психология имеет структуру, которая со­стоит из следующих разделов, каждый из которых делится на подразделы.

Правовая психология — раздел юридической психоло­гии, изучающий правовую социализацию личности, психо­логию правосознания и правопонимания.

Судебная психология — раздел юридической психоло­гии, который подразделяется на два подраздела: психоло­гию судебного следствия и психологию судебного разби­рательства.

Психология судебного следствия изучает психологи­ческие особенности судебного следствия, психологию лич­ности следователя, психологию участников процесса, пси­хологию проведения следственных действий в системе расследования (психологию допроса, обыска, очной став­ки, опознания, осмотра места происшествия), порядок и ос­нования назначения судебно-психологической экспертизы.

Психология судебного разбирательства изучает ас­пекты судебной деятельности, психологию планирования и проведения судебного разбирательства, психологические особенности проведения судебного следствия, психологию допроса участников уголовного процесса, психологические особенности деятельности участников уголовного процес­са (прокурора, защитника), их речь, психологию судебных прений, психологию подсудимого, психологию вынесения законного и обоснованного приговора по делу.

Криминальная психология изучает понятие личности преступника, типы преступников, психологию соверше­ния преступления, психологические особенности совер­шения неосторожных преступлений, психологию вины и ответственности, психологию групповой и организован­ной преступности, психологию несовершеннолетних. Она разрабатывает рекомендации, направленные на профи­лактику и предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними, изучает психологические особен­ности личности потерпевшего, его поведения. Криминаль­ная психология разрабатывает определенную методику допроса потерпевшего.

Исправительная психология (пенитенциарная психо­логия) изучает психологию осужденного, жизнедеятельно­сти осужденного в условиях исправительного учреждения, ресоциализации осужденного, психологические особенно­сти адаптации к социальным условиям, приобщение его к трудовой деятельности. Главная задача — создание таких условий, при которых осужденный должен изменить свое отношение к совершенному деянию.

Психология гражданского судопроизводства изуча­ет психологию гражданских правоотношений; психологические особенности подготовки гражданских дел к рассмот­рению судом, организации судебного разбирательства, дея­тельности всех лиц, участвующих в рассмотрении граждан­ского дела в суде; психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе, его выступление; психо­логические особенности деятельности прокурора в граждан­ском судопроизводстве, его выступление, основания и по­рядок назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе; психологию принятия законного и обоснованного судебного решения; психологические аспек­ты деятельности арбитража, нотариата.

Источник

Психологическая работа в юридической сфере: задачи и проблемы.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов

Предмет юридической психологии— различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Задачи юридической психологии:

-разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;

-осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

-обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности — поведение человека;

-психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;

-раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

-раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

-изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;

-выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Юридическая психология решает проблемыпсихического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Юридическая психология имеет дело с приложением психологических знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминальную(установление вменяемости, мотивы), судебную(для проведения психологической экспертизы) и пенитенциарную (исправительную) психологию(психологическое изучение отдельных проявлений психики у отдельных осуждённых).Проблема псих.работы6профилактика с несовершеннолетними заключёнными; распространение культуры психологических знаний; профилактика профессиональной деформации сотрудников; реабилитация лиц осуждённых,тренинги для отбывших.

Криминальная психология занимается изучением комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, с формированием личности преступника, мотивов преступного поведения.

Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.

Пенитенциарная (исправительная) психология— отрасль юридической психологии, которая изучает психологические проблемы уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты наказания и исправительной работы в среде осужденных.

Основные сферы деятельности психологов:

— психологические основы предварительного расследования,

— психология судебной деятельности,

Актуальна проблема саморегуляции и психологической помощи сотрудникам правоохранительных органов в экстремальных условиях несения службы: личная профессиональная безопасность и бдительность, задержание правонарушителей, ведение переговоров с преступниками.

В рамках криминальной психологии рассматриваются психологические особенности преступных групп, особо — психологические аспекты неосторожной преступности.

Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления. При этом объем и содержание психологического изучения, необходимого для успешного расследования, определяются целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в первую очередь:

— установление вменяемости (т.е.способности быть виновным),

— форма вины (умысел или неосторожность),

— эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень ихарактер ответственности.

Применение психологических знаний может способствовать раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Квалифицированное применение знаний и методов психоло­гической науки в юридических делах возможно лишь с участием профессионального психолога.

Психолог на предварительном следствии может быть:

— консультантом по делу

Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Этот раздел психологии изучает факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.

Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков и психопатов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.

Основные направления работы:

— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов правовой социализа­ции личности, а также дефектов в психической саморегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

— разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных;

— осуществление необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты;

— разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления;

— восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения..

Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе.Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.

К значимым проблемам юридической психологии относится профилактика противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при которых формируется противоправное поведение личности. Особое значение при этом имеет выяснение роли микросреды: семьи и сверстников.

Очевидно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала. Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к зак­люченным. Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным.

Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений — одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией имеют ввиду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведения сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на уже­сточение наказания. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирателя неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соот ветствующей профилактической работы. В организации такой работы важная роль принадлежит психологу.

Карательная функция в исправительных учреждениях должна уступить место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector