Юридическая психология решает следующие задачи
Понятие, предмет и задачи юридической психологии, система и содержание юридической психологии
Юридическая психология — это самостоятельная отрасль науки, которая изучает различные психологические аспекты личности преступника, мотивы преступления, психологию осужденного.
Юридическая психология совмещает несколько различных областей знания для их прикладного применения. Психологические особенности людей, их отношения, регулируемые при помощи различных правовых норм, нуждаются в изучении для наиболее успешной работы юриста. Ведь человек, подчиняющийся законам, соблюдает определенные нормы поведения, принятые в обществе. В этом случае социальные нормы поведения, подкрепленные правом и моралью, становятся важной особенностью при характеристике личности человека.
Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.
Объект психологической науки — психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.
Предмет юридической психологии — изучение психических закономерностей, психологических знаний, которые используются для правового регулирования, а также юридической деятельности.
Предмет юридической психологии включает комплексное освоение юристами психологической реальности, непосредственно граничащей с правовыми нормами. Научные знания психологии поведения людей в обществе рассматриваются через призму права, и, пересекаясь, они формируют новую науку, изучающую психологические особенности людей, их взаимодействие и влияние, основываясь на понятиях права.
Задачи юридической психологии следующие:
— создание государства, в котором будет преобладать система правовых отношений в обществе;
— реализация научного соединения знаний психологических и юридических наук;
— выявление психологической и юридической сути основных категорий права (т.е. способность применять в юридической практике знания психологических основ для повышения профессионализма юриста);
— доступное объяснение юристам понятия психологии поведения людей, являющихся непосредственным объектом их профессиональной деятельности;
— обнаружение на примере деятельности людей, являющихся субъектами правонарушений, состояния их психики в условиях правоприменения, а также правоохранения;
— формирование (составление) рекомендаций, направленных на улучшение правового урегулирования общественных отношений;
— решение задач в комплексном приложении психологических и правовых знаний для совершенствования работы правоохранительных органов.
Знания психологии необходимы юристу в его непосредственной профессиональной деятельности, для понимания основных положений уголовно-правовых категорий, важнейшие из которых — цель, мотив, а также личность преступника, совершившего деяние.
Наряду с постоянными задачами могут ставиться и временные, связанные с освоением новых знаний работниками правоохранительных органов для улучшения качества правосудия. В своей профессиональной деятельности они тесно соприкасаются с такими психологическими факторами, как общение с подследственным, свидетелем, а также потерпевшим. Ко всем из перечисленных категорий требуется особый подход.
Общая часть юридической психологии включает предмет, систему, принципы, методы, историю, а также связь данной науки с другими научными дисциплинами.
Юридическая психология имеет структуру, которая состоит из следующих разделов, каждый из которых делится на подразделы.
Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий правовую социализацию личности, психологию правосознания и правопонимания.
Судебная психология — раздел юридической психологии, который подразделяется на два подраздела: психологию судебного следствия и психологию судебного разбирательства.
Психология судебного следствия изучает психологические особенности судебного следствия, психологию личности следователя, психологию участников процесса, психологию проведения следственных действий в системе расследования (психологию допроса, обыска, очной ставки, опознания, осмотра места происшествия), порядок и основания назначения судебно-психологической экспертизы.
Психология судебного разбирательства изучает аспекты судебной деятельности, психологию планирования и проведения судебного разбирательства, психологические особенности проведения судебного следствия, психологию допроса участников уголовного процесса, психологические особенности деятельности участников уголовного процесса (прокурора, защитника), их речь, психологию судебных прений, психологию подсудимого, психологию вынесения законного и обоснованного приговора по делу.
Криминальная психология изучает понятие личности преступника, типы преступников, психологию совершения преступления, психологические особенности совершения неосторожных преступлений, психологию вины и ответственности, психологию групповой и организованной преступности, психологию несовершеннолетних. Она разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику и предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними, изучает психологические особенности личности потерпевшего, его поведения. Криминальная психология разрабатывает определенную методику допроса потерпевшего.
Исправительная психология (пенитенциарная психология) изучает психологию осужденного, жизнедеятельности осужденного в условиях исправительного учреждения, ресоциализации осужденного, психологические особенности адаптации к социальным условиям, приобщение его к трудовой деятельности. Главная задача — создание таких условий, при которых осужденный должен изменить свое отношение к совершенному деянию.
Психология гражданского судопроизводства изучает психологию гражданских правоотношений; психологические особенности подготовки гражданских дел к рассмотрению судом, организации судебного разбирательства, деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела в суде; психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе, его выступление; психологические особенности деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве, его выступление, основания и порядок назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе; психологию принятия законного и обоснованного судебного решения; психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата.
Психологическая работа в юридической сфере: задачи и проблемы.
Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов
Предмет юридической психологии— различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Задачи юридической психологии:
-разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;
-осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
-обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности — поведение человека;
-психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;
-раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
-раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
-изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;
-выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Юридическая психология решает проблемыпсихического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.
Юридическая психология имеет дело с приложением психологических знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминальную(установление вменяемости, мотивы), судебную(для проведения психологической экспертизы) и пенитенциарную (исправительную) психологию(психологическое изучение отдельных проявлений психики у отдельных осуждённых).Проблема псих.работы6профилактика с несовершеннолетними заключёнными; распространение культуры психологических знаний; профилактика профессиональной деформации сотрудников; реабилитация лиц осуждённых,тренинги для отбывших.
Криминальная психология занимается изучением комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, с формированием личности преступника, мотивов преступного поведения.
Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.
Пенитенциарная (исправительная) психология— отрасль юридической психологии, которая изучает психологические проблемы уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты наказания и исправительной работы в среде осужденных.
Основные сферы деятельности психологов:
— психологические основы предварительного расследования,
— психология судебной деятельности,
Актуальна проблема саморегуляции и психологической помощи сотрудникам правоохранительных органов в экстремальных условиях несения службы: личная профессиональная безопасность и бдительность, задержание правонарушителей, ведение переговоров с преступниками.
В рамках криминальной психологии рассматриваются психологические особенности преступных групп, особо — психологические аспекты неосторожной преступности.
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления. При этом объем и содержание психологического изучения, необходимого для успешного расследования, определяются целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.
К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в первую очередь:
— установление вменяемости (т.е.способности быть виновным),
— форма вины (умысел или неосторожность),
— эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень ихарактер ответственности.
Применение психологических знаний может способствовать раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Квалифицированное применение знаний и методов психологической науки в юридических делах возможно лишь с участием профессионального психолога.
Психолог на предварительном следствии может быть:
— консультантом по делу
Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Этот раздел психологии изучает факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.
Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков и психопатов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.
Основные направления работы:
— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов правовой социализации личности, а также дефектов в психической саморегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;
— разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных;
— осуществление необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты;
— разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления;
— восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения..
Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе.Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.
К значимым проблемам юридической психологии относится профилактика противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при которых формируется противоправное поведение личности. Особое значение при этом имеет выяснение роли микросреды: семьи и сверстников.
Очевидно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала. Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным. Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным.
Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений — одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией имеют ввиду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведения сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на ужесточение наказания. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирателя неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соот ветствующей профилактической работы. В организации такой работы важная роль принадлежит психологу.
Карательная функция в исправительных учреждениях должна уступить место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного.