ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология виды эмоций

Вопрос 16. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка юристом в практической деятельности.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от по­знавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживанияхЭмоции – это кратковременные переживания человека, которые выражают его отношение к происходящему.

В юридической практике необходимо учитывать следующее:

выход эмоций из-под контроля оказывает сильное воздействие на поведение человека, настроение, мышление;

эмоции могут переходить в чувство враждебности, которое лежит в основе противоправного поведения;

в ситуациях, имеющих неопределенный характер, субъект испытывает амбивалентные эмоциональные состояния (повышенная тревога, напряженность и т.д.).

Самому юристу-практику также необходимо владеть языком эмоций и чувств. Это способствует распознаванию эмоциональных состояний клиента и выразительности форм реагирования на происходящее в процессе коммуникаций.

Кратко рассмотрим состояния эмоциональной напряженности, которые активно влияют на поведение лиц, участвующих в системе «человек–право»: тревога, страх, стресс и его разновидности – фрустрация, аффект, страдание.

Состояние тревоги возникает в результате предчувствия или неопределенной, необратимо приближающейся опасности.

Страх является эмоциональной реакцией на конкретную, объективно существующую угрозу. Основными причинами появления страха являются: ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности, непреодолимой опасности для себя и своих близких. Особой разновидностью страха являются фобии – навязчивость, неадекватные переживания, которые имеют в своей основе боязнь конкретного содержания (открытого, закрытого пространства, высоты, животных и т.д.).

При оценке различных действий субъекта в системе «человек–право» юристу необходимо знать последствия переживания страха: снижение остроты восприятия; нарушение мышления; искажение оценки расстояния между предметами; фрагментарность воспоминаний; суженность сознания (растерянность, непонимание происходящего).

Стресс– это состояние психической напряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, его организма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями (в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.

Аффект – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, который быстро овладевает субъектом, очень бурно протекает и характеризуется значительными изменениями сознания и снижением контроля над волей. Юристу следует отличать патологический аффект от собственно аффекта (называется «физиологический» аффект).

Знание определенных признаков аффекта помогает суду, следователю, адвокату путем работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми собрать необходимую информацию и произвести анализ содеянного человеком в состоянии аффекта.

Признаки аффекта: внезапность возникновения аффективного возбуждения для самого субъекта, интенсивность эмоциональных переживаний (проявляется в зажиме мышечной системы); изменение сознания, его «суженность» и концентрация мышления на аффективных переживаниях, которые идут в ущерб собственным интересам и планам самого субъекта; частичная амнезия (забывание) происшедшего, постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, оглушенность, заторможенность.

Вопрос 17. Индивидуально психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Важнейшими структурными компонентами, определяющими личностные особенности каждого человека, являются темперамент, характер и способности.

Темперамент — это совокупность индивидуальных, от­носительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. Темперамент— относительно устойчивое образование, поскольку его физиологи­ческой основой являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности. Свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на перцептивные процессы, память, внимание, двигательные навыки человека.

И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил ведущую роль в динамических процессах центральной нервной системы . Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Сила нервной системы. Это самый важный показатель типа нервной системы, который проявляется в ее способности выдерживать длительное воздействие нагрузок, не приходя в состояние запредельного торможения. Уравновешенность нервной системы. Данное свойство означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Подвижность нервных процессов. Подвижность характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможе­ния.

а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвиническоготемперамента; б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соот­ветствует темпераменту флегматика; в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту; г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

В психологии наиболее выражено проявляющиеся при определенных условиях черты личности называют акцентуациями. Под акцентуациями личности понимают усиление отдельных её черт, при котором (усилении) наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психотравмирующих воздействий (факторов) при хорошей или повышенной устойчивости к другимАкцентуации – это, в сущности, те же индивидуальные черты, имеющие при определённых условиях тенденции к переходу в патологическое состояние.

Демонстративный тип: потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий; преувеличение.

Педантичный тип: повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности.

Застревающий тип.:длительностью эмоционального отклика, переживаний. обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.

Возбудимый тип:выраженная импульсивность поведения, крайне низкая терпимость.

Гипертимический тип: постоянное пребывание в приподнятом настроении, в сочетании высокой активностью и жаждой деятельности. общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь.

Дистимический : сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.

Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип): смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны.

Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип). бурная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. Тревожный тип: повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью.

Эмотивный тип: высокая чувствительность. мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость Экстравертированный тип: легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Интровертированный тип.

Источник

Эмоции и чувства — Лекции по юридической психологии

Эмоции и чувства, как и др. психические явления, это различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. Деятельность работников юр-го труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат. emoveo — «волновать») – общая реакция организма на жизненно значимые воздействия. Отражает переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности.

Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (радость, разочарование и т.п.).

Источники эмоций следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности.

сигнальная функция эмоций — сигнализирует другим людям о переживаемых эмоциях; сопровождается мимическими (мышц лица), пантомимическими (мышц тела) движениями, изменениями голоса, вегетативными изменениями (покраснение кожи);

регулятивная функция — выражается в том, что регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия.

Физиологической основой эмоций являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этом соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях различно. Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях, передаются в кору и др. отделы головного мозга, влияют на протекание нервных процессов, положивших начало эмоции.

Различают три пары простых эмоциональных переживаний:

— УДОВОЛЬСТВИЕ — НЕУДОВОЛЬСТВИЕ. Удовлетворение требований предъявляемых организмом к среде отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие.

— НАПРЯЖЕНИЕ — РАЗРЕШЕНИЕ. Связаны с созданием нового или ломкой старого образа жизни. Завершение его переживается как эмоция разрешения.

— ВОЗБУЖДЕНИЕ — УСПОКОЕНИЕ. Определяется импульсами, идущими в кору из подкорки. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, субъективно переживается как успокоение.

Эмоции всегда сопровождаются рядом вегетативных явлений — изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (побледнение кожи). Поэтому в эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах, проявляются наиболее существенные особенности личности.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, т.е. образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова. Слово позволяет человеку усваивать эмоциональный опыт других людей. С его помощью человек может осознавать и регулировать свои переживания, подчинять их требованиям долга, оказывать влияние на эмоции других людей и т.д.

В процессе развития человека сложились системы положительных и отрицательных эмоций. Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия. Многообразные положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции вызываются при неудовлетворении потребностей личности.

Если предметы и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворением потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него.

Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные – его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В зависимости от того, какое состояние вызывают эмоции различают:

— активизирующие деятельность – стенические — повышающие активность, вызывают подъем, бодрость (радость, гнев);

— угнетающие жизнедеятельность – астенические — уменьшают активность человека, (печаль, тоска, уныние).

Одни и те же эмоции могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека.

Чувства – более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство долга, совесть, гордость).

Выделяют три группы чувств. Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения: человек, способный откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение. Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, между кот-ми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви – ненависть, коллективизму – эгоизм и т. п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут переживаться человеком с различной глубиной, в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью.

Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть