ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену по юридической психологии

Юридическая психология — (от психо. и. логия), наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека, имеющая своей задачей изучение отношение человека к праву и влиянию правовых норм на поведение человека.

  1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
  2. Методы юридической психологии.
  3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
  4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
  5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
  6. Общая характеристика познавательных процессов.
  7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
  8. Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
  9. Проявление закономерностей восприятия в следственной практике
  10. Индивидуальные особенности восприятия.
  11. Иллюзии восприятия.
  12. Восприятие пространства и времени.
  13. Понятие и виды памяти.
  14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
  15. Нарушения памяти.
  16. Нарушения мышления.
  17. Понятие и основные теории интеллекта.
  18. Способы активизация мыслительных процессов юриста.
  19. Особенности дивергентного мышления.
  20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
  21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
  22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
  23. Психоанализ. Психоаналитические теории о личности преступника.
  24. Гуманистическая школа психологии.
  25. Бихевиоризм. Теория формирования агрессивных форм поведения.
  26. Теории личности в отечественной психологии.
  27. Соотношение биологического, социального и психического в личности.
  28. Характер, его свойства и черты.
  29. Акцентуации характера.
  30. Воля в структуре личности.
  31. Мотивационная сфера личности.
  32. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
  33. Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
  34. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
  35. Психология осмотра места происшествия. Организационная и поисковая деятельность следователя.
  36. Психология осмотра места происшествия. Познавательная деятельность следователя (когнитивный диссонанс).
  37. Психология обыска. Особенности поисковой деятельности следователя.
  38. Психология обыска. Особенности психического состояния обыскиваемого. Рефлексивное мышление обыскиваемого при выборе места сокрытия искомого.
  39. Психология допроса свидетелей, потерпевших.
  40. Психология допроса подозреваемых.
  41. Психология допроса обвиняемых.
  42. Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
  43. Психология допроса несовершеннолетних.
  44. Психологические особенности очной ставки.
  45. Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого.
  46. Психология опознания (виды опознания, наблюдение за опознаваемым и опознающим).
  47. Психология следственного эксперимента.
  48. Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
  49. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
  50. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.
  51. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.
  52. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
  53. Психологические особенности (черты) личности преступника.
  54. Агрессия. Основные теории возникновения агрессивного поведения.
  55. Психология преступной группы.
  56. Нетрадиционные способы допроса. Использование психологических познаний.
  57. Психотехника речи юриста.
  58. Психология преступности несовершеннолетних.
  59. Проблема криминогенности психических аномалий (патопсихология).
  60. Мотивация преступного поведения.
  61. Психологические условия эффективной профессиональной деятельности юриста.

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru

с 9 до 21 ч. по Москве.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Источник

Вопросы к экзамену по дисциплине «Юридическая психология»

1. Предмет, задачи психологии. Юридическая психология как отрасль психологии.

2. Методы исследования в психологии.

3. История возникновения и развитие психологии.

4. Понятие о психике, происхождение и развитие психики.

5. Физиологические механизмы психической деятельности.

6. Понятие о внимании, его свойства и виды.

7. Понятие ощущения. Физиологические основы ощущений. Строение анализатора. Виды ощущений.

8. Понятие о восприятии, его свойства. Виды восприятия.

9. Понятие памяти, ее виды. Основные характеристики памяти.

10. Понятие о мышлении. Умственные действия и операции. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Виды мышления.

11. Понятие о языке и речи. Функции речи. Виды речи.

12. Понятие о воображении. Роль воображения в жизнедеятельности человека. Виды воображения.

13. Понятие личности в психологии.

14. Понятие направленности личности. Виды направленности.

15. Понятие эмоций. Виды эмоций. Их роль в жизнедеятельности человека. Конфликтные эмоциональные состояния.

16. Понятие о воле, ее функции. Волевая регуляция деятельности.

17. Понятие о способностях. Способности и задатки. Факторы развития способностей.

18. Понятие о темпераменте и его виды.

19. Определение характера. Структура характера.

20. Понятие группы. Виды групп. Влияние группы на личность.

21. Понятие правовой социализации личности.

22. Дефекты правовой социализации.

23. Предмет и задачи криминальной психологии.

24. Понятие личности преступника. Типология преступников.

25. Психологическая структура преступного поведения.

26. Типология преступных групп.

27. Состав и психология преступной группы.

28. Психологические особенности личности террориста.

29. Психологическая характеристика следственной деятельности.

30. Психологический аспект допроса.

31. Психологический аспект очной ставки.

32. Психологический аспект осмотра места происшествия.

33. Психологический аспект обыска.

34. Психологический аспект предъявления для опознания.

35. Психологический аспект следственного эксперимента.

36. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

37. Психологическая структура судебной деятельности.

38. Психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел.

39. Формирование убеждения и вынесение приговора судом.

40. Профессионально важные качества сотрудника правоохранительных органов.

Источник

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 страница

1.Предмет и объект юридической психологии.

Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Объектом изучения юридической психологии являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предметом юридической психологии является исследование и выявление психологических фактов, закономерностей и механизмов реализации людьми активности в области правотворчества и правореализации, а также психологическое обеспечение труда юристов и развитие психопрактики в различных сферах правовой реальности.

2. Задачи юридической психологии.

Задачи юридической психологии:

  • разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;
  • осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
  • обеспечить и глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведение человека;
  • психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации;
  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
  • раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
  • изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;
  • выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

3. Роль знаний по психологии в профессиональной деятельности юриста.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваются с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля и конечно стараются разобраться в сложностях их душевного мира, с тем чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Профессия следователя , прокурора, судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако, объем и качество таких знаний преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта личных данных того или иного работника.

Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуется также и обширные психологические знания. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов. Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного. В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение. Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

4. Методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии.

1. Методолого-теоретическая: разработка проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.

2. Аналитическая: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного поведения и преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказания, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.

3. Прогностическая: выработка научно обоснованных предложений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования.

4. Практическая: разработка и внедрение рекомендаций ЮП, направленных на повышение эффективности правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, на профессионально-акмеологическое развитие индивидуальных и коллективных субъектов юридического труда, участие специалистов-психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работе с девиантными людьми.

5. Психологические методы изучения личности и групп в юридической деятельности.

С их помощью изучают психологические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики — борьбы с преступностью и ее предупреждения.
Общенаучная методология:

—наблюдение (в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека),

—беседа (при исследовании личности на предварительном следствии),

—эксперимент (выявляет зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов; следственные эксперименты для проверки определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц),

—анкета (при исследовании механизма образования преступного умысла, при составлении профессиограммы следователя, при исследовании его профессиональной пригодности).

6. Методы психологического воздействия на личность и группы в юридической практике.

Эти методы применяют должностные лица, ведущие борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

1)убеждение — такое воздействие на психику осуждённого, при котором достигается понимание задачи и формируется согласие с необходимостью её выполнения.

2)внушение — имеет целью изменить отношения осуждённого к его негативным установкам, привить ему новые устремления (словесное, фильмы).

3)принуждение – действует устрашающе; чтобы осужденный понял, какое образ поведения более удобен и выгоден.

7. Методы судебно-психологической экспертизы.

Целью их является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Для установления наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия

Основные методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:

—метод психологического анализа материалов уголовного дела (исследование проблемы принятия решения);

—анамнестический (биографический) метод;

—методы наблюдения и естественного эксперимента (выявляет зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов; следственные эксперименты для проверки определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц);

—психоанализ (получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении, степени социальной запущенности и др.);

—инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

8. История развития юридической психологии.

Посошков (1пол. 18в.) — психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников.

Щербатов (2пол. 18в.) – поднял вопрос об УДО от отбытыя наказания, оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

2пол.19в.: Баршев, Янович-Яневский, Владимиров, Фрезе – идеи использования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Гофбауэр, Фридрих — попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Кон.19в.-нач.20в. – интенсивное развитие науки, проводятся эксперименты для определения достоверности свидетельских показаний (Штерн, Гросс, Кони, Хомяков). Ломброзо — попытался научно объяснить природу преступного поведения с позиции антропологии. Причины преступности как социального явления начали изучать Кетле, Вебер.

Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, психологами, медиками.

В настоящее время ведутся исследования в следующих направлениях: правосознание и правовая психология, криминальная психология, психология предварительного следствия, психология уголовного судопроизводства, исправительная психология, психология несовершеннолетних правонарушителей, судебно-психологическая экспертиза.

9. Понятие правовой психологии.

Правовая психология (юр.определение) — совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Правовая психология — представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.

правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

—Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

—Развитие правосознания (индивидуального, группового, профессионального);

—Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

—Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

10. Биологическое и социальное в структуре личности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности.

Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

—Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

—Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

—Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

—Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности — изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

11. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Психические состояния: уверенность/неуверенность, бодрость/подавленность, активность/пассивность, раздражительность, настроение, стресс, страх, аффект и т.д.

Психические свойства: направленность (цели, мотивы, установки, потребности), темперамент (динамика личности и поведение), характер (сильны/слабый, устойчивый/неустойчивый, убежденный/беспринципный, общительный/замкнутый), способности (ЗНУ).

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуациях, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями и реальным поведением индивидуума.

12. Типы темпераментов и использование знаний о них в деятельности юриста.

Темперамент – свойство личности, в котором выражена динамика личности и поведение. Различают следующие типы темпераментов:

Холерик: безудержный (тип высшей нервной деятельности), сильный, подвижный, неуравновешенный, внешне чрезмерно активный.

Сангвиник: сильный, подвижный, уравновешенный, внешне активный.

Флегматик: инертный, сильный, малоподвижный, уравновешенный, внешне вялый.

Меланхолик: слабый, подвижный малоподвижный, уравновешенный неуравновешенный, внешне скованный.

По темпераменту можно составить представление об уравновешенности или неуравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности в деятельности, о степени замкнутости или общительности. Эти знания позволяют наиболее продуктивно разви­вать с ними в нужном направлении диалог.

Свойства темперамента нередко проявляются в способах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции.

13. Использование знаний о характере в практике профессионального общения юриста.

Характер – система поведения, определяющая отношение к другим людям, окружающим, самому себе.

Характер это то, как человек выдерживает свои позиции в разнообразной обстановке: сильный/слабый. Его отношение к социальному явлению: убежденный/беспринципный. Отношение к деятельности: трудолюбивый/бездеятельный.

Отношение к другим людям: общительный (из человеколюбия/ищущий выгоду)/замкнутый (из-за личностных особенностей/в результате отрицательного отношения к людям). Отношение к самому себе: коллективист/эгоист.

Изучение характера свидетелей, потерпевших, особенно обвиняемых (подсудимых) и т.д. является необходимой предпосылкой полного, объективного исследования обстоя­тельств уголовного дела, разрешения гражданско-правового спора. В целях более глубокого изучения механизма преступления, причин его совершения. В тактических целях при проведении следственных (судебных) действий, особенно допроса. Знание характера подозреваемого помогает следователю принять наиболее правильное тактическое решение: о его задержании, об избрании меры пресечения, о выборе момента для проведения обыска, о порядке проведения очных ставок и других следственных действий. При проведении юристами воспитательной, предупредительной работы с гражданами.

14. Способности и криминальная направленность личности.
Основные понятия:

Способности – свойства, которые дают возможность успешно овладеть видами деятельности и совершенствоваться в них. (ЗНУ: частные, специальные, общие)

Направленность – устойчивое единство целей, мотивов, установок и потребностей личности.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. Антиобщественное мировоззрение.

Установка является своеобразным регулятором, сохраняющим относительную устойчивость направленности личности, психических процессов. У лиц, склонных к конфликтным отношениям с обществом, складывается стойкая асоциальная установка (корыстная, насильственная, корыстно-насильственная).

Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. В случае блокирования личностью важной потребности может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности «обходным», неправомерным путем. Под воздействием внешних факторов, мировоззрения потребности претерпевают внутреннюю перестройку, некоторые из них деформируются от позитивно-нейтрального до отрицательного качественного состояния.

15. Предмет и задачи психологии юридического труда.

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

—профессиограммы юридических профессий;

—индивидуального стиля и мастерства;

—воспитания профессиональных навыков и умений;

—подбора и расстановки кадров;

—стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

—профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

—профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

16. Личность юриста.

Личность юриста — это субьект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Немаловажным является рассмотрение свойств личности юриста.(ниже рассмотрены основные свойства личности юриста)

Личность рассматривается: на индивидуальном уровне; как портрет профессиональной группы (личность судей); как социальный тип (личность юриста в конце XX века).

Мировоззренческие свойства: отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

Интеллектуально-мыслительные свойства: общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

Психологические свойства личности: развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

Физические свойства: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.);

17. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

—правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

—властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

—экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);

—нестандартный, творческий характер труда юриста (специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);

—процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

18. Профессиограмма юриста.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Деятельность каждой юридической специальности в определенной степени состоит из следующих сторон: коммуникативной, социальной, поисковой, организационной, реконструктивной и удостоверительной,которые и являются основой профессиограммы юриста. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Значимость этой деятельности наиболее высока в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность — это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе её синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез).

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особую значимость эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных сотрудников, воспитателей ИТУ (исправительно-трудовые учреждения). В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи. Организаторская деятельность требует концентрации внимания на настойчивости, целеустремлённости, организованности и т.п.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.). Наряду с развитой письменной речью, следует развивать способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та, или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

19. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

Эффективность повышения юр.труда зависит от внешних факторов .При проведении допроса, влияет обстановка, наружность и поведение допрашиваемого, объективный критерий готовности к допросу, время допроса, научная организация труда, коммутативная сторона. Всё это влияет на результат деятельности. Большое значение имеет организация вызова на допрос, при котором должны учитываться процессуальные и тактические и психологические рекомендации. Так необходимо знать индивидуальные особенности личности допрашиваемого .

Внешний вид так же крайне важен : допрашиваемого не что не должно отвлекать , нужно произвести первое впечатление — в него входят психический логический и эмоциональные компоненты. Следователь должен быть воплощением закона и справедливости .

Следующий внешний фактор — это организация рабочего кабинета (его внешний вид) не должно быть лишних предметов , окна должны выходить на спокойные улицы ,правильное расположение рабочего места и стула для допрашиваемого , отсутствие посторонних лиц, цвет стен жёлтый ,зелёный , оттенки серебристого . Свет не яркий и не тусклый 100-150 ват .шумовой фон не превышает 40-50 дб. На столе необходимое , этаж кабинета 2 не выше , и последний фактор подготовленность следователя , отработка до допроса личности подозреваемого . Правильный выбор промежутка времени вызова на допрос ,интервал между допросами и время , нужно учитывать особенности личности его биолог.часы ( жаворонок или сова) .

20. Особенности познавательных процессов юриста, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

Память. В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого); 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Интуиция – метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода.

Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу. Профессиональная речь требует образования. В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно: заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе.

Наблюдательность (внимание, представление, ощущение, восприятие). Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки. Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель.

Воображение. Проявляется в силу творческого характера труда юриста.

21. Сенсорная организация представителей разных возрастов, профессий, ее изменение под воздействием внешних условий; использование знаний об этом в профессиональной деятельности юриста.

Сенсорная организация личности – присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительности и особенности их системного функционирования.

Чувствительность – потенциальная возможность человека, которая по-разному реализуется в различных условиях его жизнедеятельности. У каждого человека есть анатомо-физиологические задатки для развития определенных сенсорных способностей. Экстрасенсы обладают феноменальной чувствительностью.

Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях – одна из основных для человека. Длительная сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. В постоянном потоке нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь каждого человека с внешним миром.

Люди в зависимости от возраста описывают других людей: маленькие (дети) обращают внимание на одни признаки и особенности, а взрослые на другие, так и в соответствии со специальностью: учитель, врач, юрист будут каждый обращать внимание на разные признаки, черты, поведенческие моменты. Соответственно это связано и с теми показаниями которые они будут давать!

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1433 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть