ОТНОШЕНИЯ

Юридические факты как основания возникновения изменения и прекращения административно правовых

Основания возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты , т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения .

Юридический факт может возникать:

  • в результате действий лиц и органов;
  • в результате тех или иных событий .

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются действия:

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов — право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых — от воли людей не зависит.

Источник

Основания возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений

Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Жизненные факты, с которыми административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, называются юридическими фактами.

Таким образом, юридические факты – это обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия – это поведенческие акты, являющиеся результатом волеизъявления субъекта. По характеру действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Наиболее распространенным основание для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные действия участников управленческой деятельности. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают многочисленные правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Юридические факты, возникающие в результате выражения воли людей, в теории права именуются волевыми. Например, гражданин подает жалобу, которая влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между заявителем и исполнительным органом, должностным лицом, которому эта жалоба адресуется.

Характерным примером правомерных действий субъекта исполнительной власти является издание им в пределах своей компетенции правового акта, имеющего индивидуальный характер (по конкретному вопросу либо относящийся к конкретному адресату). Прямое юридическое последствие издания такого акта – возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения. Например, приказ о назначении конкретного лица на должность влечет за собой возникновение административно-правовых отношений, характеризуемых взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, которые появляются как у администрации, так и у назначенца.

Под неправомерным поведением (действия и бездействия) рассматривается такое поведение, которое вступает в противоречие действующим административно-правовым нормам, нарушает их. Наиболее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являются дисциплинарные проступки и административные правонарушения. К числу неправомерного поведения в виде бездействия, например, следует отнести непринятие должностными лицами предприятий торговли, общественного питания необходимых мер по обеспечению санитарных правил.

События – это юридические факты, не зависящие от воли участников управленческих отношений. В таком случае административно-правовые отношения возникают не в результате действия людей, а при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение и влекущие правовые последствия. Например, рождение человека (регистрация); достижение физическим лицом определенного возраста: 14 лет (общегражданский паспорт), 16 лет (административная ответственность), 18 лет (служба в Вооруженных силах РФ) и т.п.; стихийное бедствие и др.

В ряде случаев для возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения одного юридического факта недостаточно, так как закон требует совокупности таких фактов, то есть в данных ситуациях необходимо наличие определенного юридического состава. Например, для привлечения лица к административной ответственности недостаточно факта совершения противоправного деяния. В ряде случаев, кроме того, необходимо, чтобы возникли определенные последствия. Требуется также, чтобы лицо достигло установленного законом возраста, было вменяемым и т.д.

Иногда роль юридических фактов выполняют юридические презумпции и фикции[41]. Юридическая презумпция – не сам юридический факт, а лишь предположение о его существовании. Тем не менее, такое предположение вызывает определенные юридические последствия (презумпция невиновности). Юридическая фикция – это признание в качестве юридического факта некого обстоятельства, о котором заведомо известно, что оно существует, доказать или опровергнуть наличие которого не представляется возможным (признание гражданина умершим). Фикция используется для удобства правового регулирования в целях придания правоотношениям некой стабильности и определенности.

Юридические факты занимают центральное место в механизме правового регулирования общественных отношений[42], создают переход от общей модели прав и обязанностей, зафиксированной в юридической норме, к конкретной, воплощающейся в правоотношении[43].

Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Право граждан на обращение в исполнительный орган власти корреспондируется с обязанностью должностного лица этого органарассмотреть данное обращение по существу, в установленные сроки, известив о результатах такого рассмотрения заявителя.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6897 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Особенности юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;

административной правоспособности и дееспособности субъекта;

юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector