ОТНОШЕНИЯ

Юридические лица как субъекты земельных отношений

Юридические лица как субъекты земельных правоотношений

Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Государство и муниципальные образования как субъекты земельных правоотношений.

Государство и МО участвуют в земельных правоотношениях посредством специальных органов власти и уполномоченных должностных лиц. Например от имени РФ: Росреестр, Росимущество. На региональном уровне: Минземимущество РБ, Министерство экологии РБ. На муниципальном уровне: КУМС и КУС.

РФ, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник земельных участков, владеющий, пользующийся и распоряжающийся ими.

Властные функции государства в земельных отношениях выражаются в издании государственными органами норма­тивных правовых и индивидуальных актов, обязательных для исполнения участниками земельных отношений на всей тер­ритории Российской Федерации, а также в возможности раз­личными средствами, включая принудительные, обеспечи­вать их исполнение.

А как собственник оно осуществляет правомочия владения, пользования, распо­ряжения и управления землей как объектом государственной собственности своей властью и не только в своих интересах, но и в интересах каждого собственника, землевладельца и земле­пользователя, во всеобщих интересах народов России, как ны­не живущих, так и будущих поколений.

Источник

2.1. Юридические лица, как субъекты права собственности на землю

В соответствии с п.1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных

отношений являются граждане, юридические лица, Российская

Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования. Данная норма, основанная на конституционном

принципе, в соответствии с которым земля может находиться в

частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ) является императивной.

Как отмечается Г.В. Чубуковым и М. Ю. Тихомировым, граждане,

юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской

Федерации, муниципальные образования являются субъектами не

только земельных, основанных на властном подчинении одной

стороны другой (п. 1, 2 ст. 3 ЗК РФ), но и гражданско ‐ правовых

отношений (подп. 11 ст. 1, п. 3 ст. 3 ЗК РФ). В связи с этим авторы

приходят к выводу о том, что используемое понятие «земельные

отношения» является собирательным (т.е. подразумеваются как

публичные, так и гражданско ‐ правовые отношения). Также авторами

делается вывод о том, что в имущественных отношениях по владению,

пользованию и распоряжению земельными участками граждане и

юридические лица выступают как субъекты гражданско ‐ правовых

отношений, а в вопросах охраны земель, использования земельных

участков в соответствии с их целевым назначением и иных подобных

отношениях указанные лица являются участниками властных

Характеризуя юридическое лицо, как субъект права

собственности на землю, необходимо отметить, что согласно ст. 48 ГК

РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении

обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим

имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять

имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,

быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь

самостоятельный баланс или смету.

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие

лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством

определенными правами и обязанностями, достаточными для участия

в тех или иных правоотношениях. Степень наделенности правомочиями

в земельных правоотношениях является главным критерием,

определяющим правовой статус субъектов земельных

Б.В. Ерофеев выделяет следующие обстоятельства, от которых

зависит объем правомочий субъектов земельных правоотношений2:

1. От вида субъекта. Юридические лица обладают

специальными правомочиями в отношении земельных участков,

закрепленными в уставе.

2. От поведения субъекта, имеющего юридическое значение.

Так, юридическое лицо, имеющее в собственности земельный участок,

обязано использовать его в соответствии с целевым назначением, в

противном случае использование земельного участка не по целевому

назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий

субъекта, ведущего себя подобным образом.

3. От обстановки, в которой осуществляет свои функции субъект

правоотношений, если она предусмотрена в законе. Например,

порядок хозяйственного использования земель, загрязненных

тяжелыми металлами и подвергшихся радиоактивному загрязнению,

определяется законодательством России, то есть общая свобода

правомочий субъектов регламентирована специальными правовыми

Правомочия субъектов земельных правоотношений, по общему

правилу, подразделяются на общие (присущие всем видам субъектов) и

специальные (присущие только отдельным категориям). Как уже

указывалось в ходе исследования, на протяжении долгого времени в

нашей стране монопольным собственником земель (земли) было

государство. Однако переход страны к рыночной экономике вызвал

острую необходимость изменения сложившихся земельных

правоотношений. Теперь субъектами земельных правоотношений

являются Российская Федерация, ее субъекты, физические и

юридические лица. Административно ‐ территориальные единицы

выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности

на землю, находящуюся в пределах их границ или черты

соответствующих поселений. Все остальные субъекты земельных

правоотношений – органы государственной власти и местного

самоуправления, физические и юридические лица – выступают

участниками таких видов отношений, как управление и пользование

землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица,

кроме того, участниками отношений частной и общей собственности на

В связи с этим, считается целесообразным, отметить

следующее. Наша страна обладает большими земельными ресурсами,

но, к сожалению, это национальное богатство и достояние

используется крайне неэффективно. Большое количество гектаров

земли было выведено из сферы хозяйственного использования, что во

многом приводит к деградации и снижению плодородий почв.

Несмотря на такие негативные тенденции, в нашей стране долгое

время финансирование мероприятий в сфере землепользования

осуществлялось по остаточному принципу, что создало угрозу

ликвидации системы землеустройства. Кроме того, земельные

отношения крайне политизированы. Единственным выходом из данной

ситуации было установление основных направлений государственной

земельной политики и разработка системы стратегических и

тактических мероприятий по развитию земельной реформы в

Российской Федерации. На первом этапе земельных преобразований

произошли значительные преобразования. Была, как уже указывалось,

ликвидирована монополия государственной собственности на землю.

Проведена реорганизация 23,5тыс. колхозов и совхозов, осуществлена

приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников

бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей.

Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств

(270,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га

земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32

млн.га. Собственниками приватизированных предприятий и иных

объектов недвижимости выкуплено свыше 10 тыс. земельных участков

под такими предприятиями и объектами.

Органам местного самоуправления передано в ведение 36,4

млн. га земель (153,3 тыс. сельских населенных пунктов с

прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа

из 7,5 млн. га земли в собственность граждан и юридических лиц

передано 6 процентов земли. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы,

удостоверяющие права на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс.

юридических лиц и крестьянских хозяйств1.

Итак, для того чтобы юридическое лицо могло выступать в

качестве субъекта земельных правоотношений, в частности являться

собственником земельного участка, оно должно обладать земельной

правосубъектностью, состоящей из земельной правоспособности и

земельной дееспособностью. Земельная правоспособность

представляет собой возможность лица иметь земельные права и

обязанности. Под земельной дееспособностью в теории права

понимается способность лица своими действиями приобретать и

осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

Юридические лица приобретают правовой статус субъекта земельных

правоотношений с момента государственной регистрации их уставов и

внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Значение государственной регистрации юридических лиц, ее

рациональной организации, полноты единого реестра юридических

лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для

любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в

системе автономно действующих субъектов рыночного товарно ‐

денежного гражданского оборота. Только такая регистрация

обеспечивает возможность получения необходимой информации при

выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует

устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и

изменения правового статуса юридических лиц. Юридическое лицо

считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты

возникает его правоспособность, а, следовательно, и земельная

Государственная регистрация юридического лица ‐ это акт

регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в

государственный реестр сведений о создании, реорганизации и

ликвидации юридических лиц и иных сведений о них1.

Правосубъектность юридических лиц является специальной, так

как ее объем и содержание определяется наряду с нормами закона и

учредительными документами, в которых сформулированы и

закреплены цели деятельности юридического лица. При этом следует

обратить внимание на то, что в отличие от несельскохозяйственных

предприятий, деятельность которых имеет многоцелевой характер и не

всегда реализуется участниками, сельскохозяйственные юридические

лица во всех случаях реализуют свою земельную правоспособность. Это

связано, прежде всего, с тем, что земельные участки в сельском

хозяйстве представляют собой незаменимое средство производства, и

без них деятельность сельскохозяйственных предприятий, учреждений,

организаций не имеет смысла.

Основополагающие положения правосубъектности закреплены

в рамках Земельного кодекса, в котором законодатель прописал

возможность приобретения юридическими лицами прав и

обязанностей собственников, арендаторов земли. Наряду с

правомочиями субъектов земельных правоотношений предусмотрены

определенные свободы в использовании земель. Так, вмешательство в

связанную с использованием земли деятельность собственников

земельных участков ‐ юридических лиц со стороны государственных,

муниципальных и других органов и организаций запрещается, за

исключением случаев, установленных законодательством Российской

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод

субъектов правоотношений образует их правовой статус, который

обусловлен следующими обстоятельствами:

Рисунок 1. Обстоятельства, которыми обусловлен правовой статус

субъектов земельных правоотношений

Собственность юридических лиц на земельные участки

относится к частной форме собственности. Наличие у юридического

лица обособленного имущества, как закреплено в нормах права,

является одним из непременных его признаков. Законодатель

допускает возможность обладанием имуществом не только на праве

собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном

Следует отметить, что диапазон юридических лиц, которые

могут иметь имущество в собственности, в частности, земельные

участки, довольно широк. В соответствии с волей законодателя к

юридическим лицам относятся хозяйственные общества и

товарищества, производственные и потребительские кооперативы,

Правовой статус субъектов земельных

правоотношений общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы. Как

указывается С.В. Лобановым, Гражданским кодексом РФ выделяется,

основные различия правового положения товариществ и обществ,

характеризующие их как субъектов частной собственности на землю:

‐ товарищество, несмотря на обладание собственной

правосубъектностью, рассматривается как договорное объединение.

Оно действует на основании учредительного договора, а не устава, как

большинство других юридических лиц;

‐ в связи с тем, что товарищество, есть объединение лиц,

предполагающих совместно осуществлять предпринимательскую

деятельность, его участниками могут быть только индивидуальные

предприниматели и коммерческие организации, тогда как для участия

в обществах подобное ограничение не предусмотрено;

‐ участники товарищества при всех обстоятельствах несут

неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам.

На участников общества такая ответственность может быть возложена

лишь по ограниченному кругу оснований (ст. 56, 95, 105 ГК РФ);

‐ товарищество не может быть создано одним лицом, а для

общества такая возможность допускается;

‐ у товариществ отсутствует система органов, характерная для

общества. Дела товарищества ведут сами участники, в то время как в

обществе эти функции могут осуществлять наемными лицами;

‐ участие в обществе передается более свободно, чем в

Анализируя правовые нормы можно выделить общие

закономерности, характеризующие осуществление права

собственности юридическими лицами.

1. По общему правилу, все юридические лица подразделяются

на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной

цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом

распределяют между своими участниками (учредителями). Это –

хозяйственные товарищества и общества, производственные

кооперативы, государственные и муниципальные унитарные

предприятия. Ни в каких иных организационно ‐ правовых формах,

кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п.

2 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, законодатель намерено ограничил

перечень профессиональных участников оборота. Статус коммерческой

организации дает возможность весьма широкого участия в

гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной

правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям,

за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление

повышенных требований к деятельности соответствующего

К некоммерческим организациям относятся потребительские

кооперативы, общественные и религиозные организации

(объединения), учреждения, фонды и другие, прямо предусмотренные

законом виды юридических лиц. Гражданский кодекс не содержит

исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но

предусматривает возможность их появления только в формах,

установленных законом. Некоммерческие организации вправе

осуществлять предпринимательскую деятельность, которая должна

соответствовать таким условиям, как:

‐ такая деятельность должна служить достижению

поставленных перед организацией некоммерческих целей и

соответствовать этим целям по своему характеру;

‐ полученную прибыль некоммерческая организация не может

распределять между своими участниками, а должна направлять на

достижение установленных для нее учредителями целей1.

В соответствии с таким делением, юридические лица, в

соответствии с их организационно ‐ правовой формой, наделяются либо

общей правоспособностью, либо специальной, что напрямую

определяет содержание принадлежащему юридическому лицу права

собственности, пределах и способах его осуществления. Не смотря на

то, что комплект правомочий собственника является неизменным и

состоит из триады правомочий: владение, пользование и

распоряжение, по своим характеристикам (границам, содержанию) не

является одинаковым. Естественно, коммерческие организации

обладают большим объемом правомочий – это вытекает из их

правового статуса. Соответственно, некоммерческие организации, в

силу законодательных ограничений, обладают правомочиями

собственности по содержанию и границами более узкими, чем

коммерческие юридические лица.

2. Как задачи (функции) организации, так и ее структура

закрепляются в ее учредительных документах – уставе, учредительном

договоре либо в общем положении об организациях данного вида. В

них обязательно должен быть определен предмет и цели деятельности

данного юридического лица. Наличие такого рода документов и

является формальным выражением организационного единства как

признака юридического лица. В большинстве случаев учредительным

документом предприятия является его устав, но в некоторых случаях

эту роль выполняют два учредительных документа – устав и

учредительный договор, а иногда ‐ только учредительный договор2.

Правовой режим имущества, находящегося в собственности

юридического лица должен быть определен в учредительных

документах, так как именно в них отражается воля учредителей

организации. Кроме того, стоит отметить, что определенное количество

правовых норм содержат в себе отсылку к учредительным документам,

которые имеют особенно важное значение при возникновении какого ‐

либо спора, требующего рассмотрения и разрешения.

3. Большинство юридических лиц, обладающих статусом

субъекта земельных правоотношений, так как они являются

собственниками земельных участков, основаны на принципе

добровольного членства (добровольного участия). Участники таких

юридических лиц основывают их имущественную базу посредством

внесения необходимых платежей (взносов, вкладов и пр.).

И, естественно, что лица, передающие организации свои

земельные участки имеют заинтересованность в том, каким образом

будут использоваться такие участки, так как учредители (участники)

рассчитывают на получение дохода от переданного в собственность

юридического лица имущества. В силу этого данная категория лиц не

безразлична к осуществлению деятельности юридического лица,

которая связана с осуществлением права собственности,

осуществлению исполнительно ‐ распорядительных функций в

отношении принадлежащего данному юридическому лицу имуществу.

Это заключается в контроле над использованием имущества в

соответствии с целевым назначением такого земельного участка. То

есть при исполнении права собственности юридического лица,

установлении параметров его деятельности имеет место сочетание

актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего

собрания и генерального директора), где решающее значение

придается актам коллегиальных органов.

Законодательное подкрепление данного вывода, мы можем

найти в рамках Федерального закона «Об акционерных обществах»1. В

ст. 79 данного закона прописан порядок одобрения крупной сделки.

По, общему правилу, решение об одобрении крупной сделки,

предметом которой является имущество, стоимость которого

составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов

общества, принимается всеми членами совета директоров

(наблюдательного совета) общества единогласно. В случае, если

единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по

вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению

совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об

одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего

собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной

сделки принимается общим собранием акционеров большинством

голосов акционеров ‐ владельцев голосующих акций, принимающих

участие в общем собрании акционеров.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований

законодательства, может быть признана недействительной по иску

общества или акционера.

4. Юридические лица являются едиными и единственными

собственниками своего имущества, в том числе имущества,

переданного им в качестве вкладов (взносов) участников (членов).

Следовательно, учредители (участники) не имеют на имущество

юридического лица никаких вещных прав. Никакой долевой,

коллективной или иной собственности учредителей (участников,

членов) на имущество юридического лица не возникает. Исключение

составляет имущество унитарного предприятия и учреждения, которое

остается объектом права собственности учредителей и потому принадлежащее этим юридическим лицам на ограниченном вещном

праве. Если учредители рассчитывают на получение прибыли от

переданного в собственность юридического лица имущества, то взамен

утраченного права собственности они приобретают права требования к

такой организации. В состав этих прав требования входят, право на

участие в распределении прибыли и право на получение части

имущества, оставшегося после ликвидации организации и расчетов со

всеми кредиторами. Если же создается некоммерческая организация,

учредители не приобретают никаких прав на ее имущество. Это, в

частности, означает отсутствие права на возврат имущества при выходе

из такой организации1.

В связи с участием в образовании имущества юридического

лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права

в отношении этого юридического лица либо вещные права на его

имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники

имеют обязательственные права, относятся хозяйственные

товарищества и общества, производственные и потребительские

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители

имеют право собственности или иное вещное право, относятся

государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том

числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители

(участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и

религиозные организации (объединения), благотворительные и иные

фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)2.

Юридические лица различаются по своим учредителям и целям

деятельности и имеют в зависимости от этого различные

организационно ‐ правовые формы. Для правильного понимания

юридических лиц, как субъектов права собственности необходима их

классификация, которая может проводиться по различным

основаниям1. В действующем законодательстве все юридические лица

подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Однако такая

классификация не позволит в полной мере охарактеризовать

юридические лица, как субъекты права собственности, так как

организации могут входить в одну группу, но правовой режим их

имущества может быть неодинаков.

В связи с этим считается целесообразным согласиться с С.В.

Лобановым, который указывает на то, что с точки зрения наиболее

полного выявления, как общих черт, так и особенностей, присущих

юридическим лицам именно как субъектам права собственности,

представляется оправданным подразделение их на хозяйственные

товарищества и общества; производственные и потребительские

кооперативы; общественные и религиозные организации;

благотворительные и иные фонды; объединения (ассоциации и

Право частной собственности граждан и юридических лиц на

земельные участки – право владеть, пользоваться и распоряжаться

земельными участками с соблюдением обременений и иных условий,

установленных законом. Первое правомочие – это правомочие

владения. По общему правилу, под владением понимается

непосредственное обладание вещью, осуществление физического или

хозяйственного господства над нею.

Правомочие владения земельным участком означает

фактическое обладание им на законных основаниях. В отличие от

владения обычным имуществом, которое собственник может

переместить в нужное для него место, владение землей представляет

собой определенную условность, поскольку земля не перемещаема и

господство над ней ограничено1.

Правомочие пользования среди других правомочий

собственника имеет первостепенное значение, в силу того, что именно

с его осуществлением достигается цель, для которой вещь

изготавливается или приобретается.

Право пользования землей – допустимая законом возможность

хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее

полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения

потребностей общества. Это право выражается в двух основных

формах: во ‐ первых, право собственника по использованию земельного

участка и способ, которым допустимо реализовывать право

собственника; во ‐ вторых, в форме свободного хозяйствования на земле

путем возведения строений и сооружений, осуществления

мелиоративных работ и так далее.

Конституция закрепляет, что владение, пользование и

распоряжение землей их собственниками осуществляется свободно.

Однако свободное хозяйствование на земле нельзя понимать как

произвольное. В статьях Конституции предусмотрено два условия,

которые не направлены на ущемление деятельности собственника:

свободное хозяйствование не должно наносить ущерба окружающей

среде и законным интересам других лиц. В п. 3 ст. 36 КРФ

устанавливается, что условия и порядок пользования землей

определяются на основе федерального закона в форме выбора способа

свободной реализации своих прав. Общим правилом является рациональная организация территории, защита земли от процессов

Третьим правомочием является правомочие распоряжения,

которое позволяет определить юридическую судьбу собственности.

Посредством распоряжения может быть прекращено право

собственности на вещь, либо отдельные правомочия собственника

переходят к другим лицам. Право распоряжения земельным участком

заключается в возможности определять юридическую судьбу

земельного участка посредством совершения различных сделок или

Право частной собственности на земельные участки, точнее

содержание этого права, заключается в совокупности прав и

обязанностей собственников земельных участков. Право частной

собственности на землю было впервые признано в Законе РСФСР от 23

ноября 1990 г. «О земельной реформе»2, отменившем монополию

государства на землю и установившем на нее две основные формы

собственности: государственную и частную. Предусмотренные данным

Законом нормы о праве частной собственности на землю нашли

развитие в последующем законодательстве. Ныне право частной

собственности на землю граждан и их объединений прямо закреплено

в Конституции Российской Федерации, в ст. 36 которой установлено, что

граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности

землю. Владение, пользование и распоряжения землей и другими

природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной статьи, осуществляется

их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей

среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Специфика этих правоотношений обусловлена особым характером объекта

Типичным свойством права частной собственности на землю

является наличие прав, которые предоставлены законодателем

юридическим лицам, схожие с правами физических лиц. При этом

правовое положение юридических лиц, в данном случае, является

специфичным. Как отмечается С.В. Корастылевым, такая специфичность

выражается в правоспособности, предусмотренной земельным и

гражданским законодательством, которая подразумевает ее

существование, если сельское хозяйство или иная деятельность,

связанная с наличием специальных возможностей в процессе

осуществления своих правомочий собственника по отношению к

земельным участкам, входит в законные или уставные цели, если оно

располагает необходимыми средствами производства, специалистами

По общему правилу, объем правоспособности юридического

лица подлежит закреплению в учредительных документах. В том

случае, если в этих документах не будет закреплен исчерпывающий

перечень видов деятельности предприятия, то такое юридическое лицо

может заниматься любым видом предпринимательской деятельности,

не противоречащей закону. Это так называемая общая

правоспособность юридического лица. Наряду с общей существует и

специальная правоспособность присущая некоммерческим

организациям, которые должны четко закрепить в своих

учредительных документах объем и характер предпринимательской

деятельности, зависящий от целей и задач созданного юридического

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что

некоммерческие юридические лица, имеющие земельный участок на

праве частной собственности должны не только соблюдать целевое

назначение использования земель, но и осуществлять

распорядительные действия с земельным участком в соответствии с

целями деятельности организации.

Правоспособность и дееспособность юридического лица

реализуется через его органы, формирующие и выражающие вовне его

волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица

не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают

в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия

признаются действиями юридического лица1.

Анализ деятельности юридических лиц, имеющих на праве

собственности земельные участки, позволяет сделать вывод о том, что

такие организации иногда сталкиваются с трудностью формирования

такого органа. В связи с этим, думается согласиться с мнением С.В.

Лобанова, который отмечает, что наиболее приемлемой формой

участия в гражданском обороте юридических лиц является

осуществление таких действий их участниками непосредственно,

которые, в соответствии с законодательством, признаются действиями

самого юридического лица2.

В ст. 40 Земельного кодекса закреплены права собственников

земельных участков на использование земельных участков. Нормы п. 1

указанной статьи регулируют правомочия собственников только в

сфере использования принадлежащих им земельных участков и не

затрагивают двух других правомочий собственников ‐ по владению и

распоряжению соответствующим имуществом.

Объем прав юридических лиц на земельные участки

определяется с учетом положений ст. 40, 41 Земельного кодекса. В

соответствии с п. 1 ст. 43 ЗК и п. 1 ст. 9 ГК РФ юридические лица по

своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские

права. Под осуществлением права понимают поведение лица,

соответствующее содержанию принадлежащего ему права, т.е.

реализацию права в конкретных реальных действиях управомоченного

лица. Субъективное гражданское право предоставляет лицу, которому

это право принадлежит, возможность определенного поведения.

Осуществление же права является реализацией этих возможностей.

Проявлением свободы поведения служит широкое усмотрение лица

при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных

Отказ юридического лица от осуществления принадлежащего

ему права на земельный участок ‐ акт субъективного волеизъявления,

который, как правило, не влечет правовых последствий.

Во ‐ первых, согласно п. 2 ст. 9 ГК РФ, отказ юридических лиц от

осуществления принадлежащих им прав, не влечет прекращения этих

прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Недействительными будут соглашения, в силу которых собственник

земельного участка отказывается, например, от права на возведение на

своем земельном участке зданий, строений и сооружений в

соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным

использованием. Однако если возможность отказа от осуществления

права предусмотрена законом, то такой отказ может прекратить

действие соответствующего права.

Во ‐ вторых, отказ юридического лица ‐ собственника земельного

участка от своих прав на соответствующие участки не влечет

прекращения юридических обязанностей указанных лиц. Кроме того,

необходимо иметь в виду, что условия и порядок отказа лица от права

на земельный участок регламентированы законодательством (ст. 53

Итак, юридическое лицо – собственник земельного участка

имеет следующие права:

1) использовать в установленном порядке для собственных

нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные

полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды,

обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской

2) возводить жилые, производственные, культурно ‐ бытовые и

иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым

назначением земельного участка и его разрешенным использованием с

соблюдением требований градостроительных регламентов,

строительных, экологических, санитарно ‐ гигиенических,

противопожарных и иных правил, нормативов. Разрешенное

использование ‐ это использование земельных участков с учетом

ограничений на использование земель, устанавливаемых

В сфере земельных отношений применяются и должны

соблюдаться строительные и иные нормы и правила2;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием

оросительные, осушительные, культуртехнические и другие

мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в

соответствии с установленными законодательством экологическими,

строительными, санитарно ‐ гигиеническими и иными специальными

4) отчуждать земельный участок путем осуществления

гражданско ‐ правовых сделок;

5) устанавливать ипотеку на земельный участок в соответствии с

Федеральным законом «Об ипотеке»1;

6) получать компенсацию стоимости принадлежащей ему земли

по договорной цене в случае выкупа земельного участка для

государственных или муниципальных нужд;

7) передавать земельный участков в качестве вклада в уставный

(складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества);

8) получать компенсацию в случае установления ограничений,

препятствующих дальнейшему освоению участка;

9) самостоятельно хозяйствовать на земельном участке в

соответствии с его целевым назначением и правовым режимом;

10) осуществлять другие права на использование земельного

участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса, собственники

земельных участков обязаны:

1) использовать земельные участки в соответствии с их

целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории

земель и разрешенным использованием способами, которые не

должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как

2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные

знаки, установленные на земельных участках в соответствии с

3) осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать

порядок пользования лесами, водными и другими природными

4) своевременно приступать к использованию земельных

участков в случаях, если сроки освоения земельных участков

5) своевременно производить платежи за землю;

6) соблюдать при использовании земельных участков

требования градостроительных регламентов, строительных,

экологических, санитарно ‐ гигиенических, противопожарных и иных

7) не допускать загрязнение, захламление, деградацию и

ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

8) выполнять иные требования, предусмотренные ЗК,

Считается целесообразным рассмотреть статус иностранного

юридического лица, как субъекта права собственности на земельные

Вопрос о предоставлении земельных участков иностранным

лицам оставался дискуссионным. Статьей 7 Земельного кодекса РСФСР

прямо устанавливался запрет на передачу в собственность

иностранным гражданам земельных участков. После признания

недействующей ст. 7 Земельного кодекса РСФСР в силу Указа

Президента РФ от 24.12.93 № 2287 «О приведении земельного

законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ»1 практически

сохранялась неопределенность по данному вопросу.

В законодательстве сохранялись лишь косвенные

подтверждения о возможности передачи земельных участков в

собственность иностранным юридическим лицам под объектами

собственности, расположенными на земельном участке. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 09.07.99 № 160 ‐ ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»1

предусмотрены гарантии предоставления иностранному инвестору

права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания,

сооружения и иное недвижимое имущество. Иностранным инвесторам

гарантируется приобретение права на земельные участки2.

Новый Земельный кодекс предусмотрел возможность

получения иностранными лицами земельных участков в собственность.

Однако данный вопрос в Земельном кодексе не нашел специальной

главы, а положения о правах иностранных лиц отражены в различных

пунктах различных статей Кодекса3.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ иностранным

юридическим лицам земельные участки предоставляются в

собственность только за плату, при этом размер устанавливается в

соответствии с Земельным кодексом РФ. В соответствии с п.2 ст. 5 ЗК

права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных

юридических лиц на приобретение в собственность земельных

участков определяются в соответствии Земельным кодексом,

Иностранные юридические лица ‐ собственники зданий,

строений, сооружений имеют право на приобретение земельных

участков в собственность в порядке, установленном ст. 36. Пунктом 9 ст.

данной статьи устанавливается право иностранных юридических лиц на

получение земельных участков.

Анализируя данную правовую норму, мы можем сделать вывод

о том, что иностранные юридические лица имеют право на получение

земельных участков на праве собственности только в случаях, когда на земельном участке расположено здание, строение, сооружение,

являющееся собственностью этих лиц. Предоставление свободных от

застроек участков этим лицам на праве собственности Земельным

кодексом не оговаривается.

Следовательно, законодателем в рамках Земельного кодекса

конкретизировано право иностранного юридического лица на

получение земельных участков на праве собственности при

нахождении на этих земельных участках зданий, строений или

сооружений, являющихся его собственностью.

В п. 3 ст. 15 ЗК установлено правило, в соответствии с которым

иностранные юридические лица не могут обладать на праве

собственности земельными участками, находящимися на приграничных

территориях, перечень которых устанавливается Президентом

Российской Федерации в соответствии с федеральным

законодательством о Государственной границе Российской Федерации,

и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector