ПСИХОЛОГИЯ

Ювенильность в психологии это

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Книги по психологии

Статти по психологии

Периодика

Авторизация

Глава 2 (В). Ювенильный характер

1. Сущность характера

Общая группа инфантильно-ювенильных характеров составляет континуум, на одном полюсе которого расположены холодные, расчетливые, стервозные эгоцентрики-истерики, а на другом — мягкие, безвольные, беспечные неустойчивые натуры. Всю группу объединяет душевная незрелость по типу дисгармонического инфантилизма. Как бы посредине между истериками и неустойчивыми находятся люди ювенильного склада.

Таким образом, ювенилы содержат в своем характере что-то от истерического и что-то от неустойчивого полюсов. В ювенилах больше позы и внутренней собранности, чем в неустойчивых, но они мягче, теплее и душевней, чем истерики. Друг от друга ювенилы отличаются разной пропорцией сочетания истерических и неустойчивых черт. В ком-то больше истерического, в ком-то больше от неустойчивых. Многие ювенилы отличаются душевной симпатичностью, которую они, в отличие от неустойчивых, умеют еще и красиво подчеркнуть.

Для того чтобы с неустойчивым или ювенилом возник хороший контакт, нужно стать для него интересным собеседником. Для этого надо суметь живо поддерживать разговор на тему его сегодняшних увлечений. Излишней дидактики и морализма эти люди не переносят.

В случае психологической помощи следует помнить, что слова и обещания таких людей обычно оказываются ненадежными. Например, ювенильный человек, узнав от врача, что допился до алкоголизма, пугается вплоть до эмоционального шока, выразительно раскаивается, утверждает чеканя слова, что теперь-то уж он точно «завяжет». Но стоит ему попасть в свою пьющую компанию, как приятели снова уговорят его на еще только один разок, и пьяное болото вновь его затянет. А то порой достаточно просто взглянуть на эйфоричное в предвкушении выпивки лицо своего дружка, и тяга к выпивке заставляет забыть его все свои «железные» клятвы. У людей с неустойчивым или ювенильным характером подобные срывы бывают не только по отношению к алкоголю, но и в других областях жизни.

Источник

Ювенильный период развития человека

Мало кто подозревает, что у человека есть свой онтогенез — история собственного развития как индивида. Она берет свое начало от момента оплодотворения материнской яйцеклетки и заканчивается со смертью человека. Основные периоды — детство, юность, зрелость, старость. Особый интерес с точки зрения анатомии, физиологии и психологии представляет так называемый ювенильный период.

Периодизация жизненного цикла человека

Возрастные особенности определяют своеобразные периоды формирования и развития психических и анатомо-физиологических качеств человека.

В онтогенезе человека выделяют такие основные периоды: 1-й — внутриутробный, или пренатальный: от момента зачатия до рождения; 2-й — постнатальный: от рождения до смерти индивида. Каждый из них включает в себя особые, очень важные циклы развития человеческой особи.

Это полная периодизация развития, а частичная включает в себя ту ее часть, которая интересует конкретную науку. Любая из человековедческих дисциплин опирается на научные данные, определяя границы того или иного жизненного цикла индивида. Расхождения объясняются особенностями самого предмета периодизации: в психологии это развитие психических процессов, в педагогике — процесс социализации индивида с учетом стадий его психофизиологического созревания.

Постнатальная стадия развития

Этот большой отрезок жизненного цикла включает в себя:

  1. Ювенильный период развития — до 21 года у женщин, до 22 лет у мужчин, то есть он длится от рождения до полового созревания индивида.
  2. Зрелый — период взрослости, половой зрелости.
  3. Старость — от 55 лет у женщин и от 60 у мужчин.

Развитие любого организма индивидуально, поскольку на него влияют и наследственные факторы, и условия существования: качество питания, ухода, особенности природной и воспитательной среды и пр. Поэтому люди, рожденные в одно время, различаются по психофизиологическим показателям. Следовательно, если любые процессы в организмах людей протекают с индивидуальной интенсивностью и длительностью, то биологический возраст человека может существенно не соответствовать календарному.

Фаза роста и созревания

Так можно с полной уверенностью назвать ювенильный период развития человека. Каждый его этап — это формирование и совершенствование психофизиологических качеств, служащих подготовительной ступенькой для возникновения и развития следующих, более сложных:

  • 1-й месяц жизни — период новорожденности: приспособление всех систем организма к новой среде с опорой на врожденные рефлексы;
  • от 1 месяца до года — грудной: интенсивное психофизиологическое развитие. С развитием функций мозга появляется лепетная речь, а затем первые слова, совершенствуются слух, зрение, моторика;
  • 1-3 года — преддошкольный возраст, раннее детство: рост всех систем организма, бурное речевое, психоэмоциональное развитие;
  • 3-6 лет — дошкольный возраст: основной вид деятельности — игра, активное познание окружающего;
  • 6-17 лет — школьный возраст: учеба — главное занятие, активно усваиваются социальные правила и нормы, происходит духовно-нравственное развитие.

К концу ювенильного периода достигается половая (физиологическая), психологическая и социальная зрелость. Индивид должен обладать самоконтролем и устойчивостью к внешним негативным влияниям, стремлением к самосовершенствованию, готовностью к социальному взаимодействию и ответственности перед обществом за свои поступки.

Особенности и признаки полового созревания

Характеристика ювенильного периода будет неполной, если не уделить внимания такой его важной части, как пубертат. Этим словом обозначается период полового созревания организма. У мальчиков он длится примерно с 10-11 до 16 лет, а у девочек — с 9 до 15-16. Внешние признаки пубертата появляются позже, чем начинается гормональная перестройка организма. При этом возможны существенные индивидуальные колебания у детей обоих полов, что зачастую является предметом их серьезных переживаний при сравнивании себя со сверстниками.

Наиболее типична следующая последовательность проявлений полового созревания.

  1. Увеличение размеров яичек и мошонки.
  2. Начало роста волос на лобке.
  3. Удлинение пениса.
  4. Огрубение голоса.
  5. Появление волос в подмышках.
  6. Ночные поллюции в связи с интенсивной выработкой спермы.
  7. Резкое увеличение роста.
  8. Рост размеров предстательной железы.
  9. Пик роста физической силы.
  1. Резкое увеличение темпов роста.
  2. Появление волос на лобке (пушок).
  3. Изменения размеров груди, округление бедер, появление волос в подмышках.
  4. Рост размеров половых органов (матки, влагалища, клитора, половых губ).
  5. Рост и потемнение волос на лобке.
  6. Рост груди, потемнение сосков, волос в подмышках.
  7. Замедление роста тела.
  8. Начало менструаций (менархе).
  9. Завершение формирования груди, роста волос на лобке, в подмышках.
  10. Примерно через год после начала менструаций организм девушки способен к зачатию.

В начале пубертата у части мальчиков могут начать округляться бедра. Или станут видимыми изменения груди: примерно в середине этого периода она может увеличиваться, наблюдается потемнение околососкового кружка. Со временем эти процессы замедляются и исчезают.

Сложности психологического созревания девочек

Ювенильный и пубертатный периоды онтогенеза характеризуются не только физиологическими, но и психологическими проблемами. Гормональная перестройка может вызывать эмоциональную неустойчивость, негативные поведенческие реакции на внешние события.

Девочка в подростковом возрасте, как правило, старается выглядеть и вести себя, как настоящая женщина. Поэтому появление первой менструации — символ пропуска в эту взрослую жизнь. У нее появляется чувство собственной значимости, полноценности, равенства с подругами, у которых это событие уже произошло. Стремление к взрослости может привести к отчуждению девочки от родителей, увеличивает конфликтность с матерью. Она стремится к личностной автономности, хочет быть самостоятельной.

Другие же могут со страхом, брезгливостью воспринять изменения в своем теле, если окружающие (мать, сестры, подруги) собственным отношением формируют у них такое представление об этом естественном физиологическом процессе. Психологический дискомфорт вызывается болью в спине, внизу живота и другими неприятными ощущениями.

Раннее начало полового созревания, внешние изменения (быстрый рост тела, увеличение веса) могут вызвать у одних девочек стресс, чувство стыда, а у других, наоборот, гордости и превосходства над сверстниками. Отсюда — изменения в поведении: замкнутость и раздражительность или же неуправляемость, близкие отношения с мальчиками при психологической незрелости.

Особенности психологического развития мальчиков

Тревожность и состояние неуверенности в себе характерны и для мальчиков в ювенильный и пубертатный периоды, когда появляются первые ночные эякуляции, эротические сны и фантазии, резко увеличивается рост, ломается голос. С одной стороны, это повод для подростковой гордости, а с другой — для стыда и неуверенности: «А все ли со мной в порядке?» Внезапные, неуправляемые эрекции могут привести к замкнутости, стремлению избегать ситуаций, когда подросток оказывается на виду у других людей (выступления перед аудиторией, вечеринки, встречи).

По сравнению с поздно созревающими рано созревающие мальчики, как правило, более развиты физически, увереннее чувствуют себя среди сверстников и старших, стремятся активно участвовать в решении взрослых проблем, быстрее начинают общение с девочками. В компаниях сверстников часто становятся лидерами.

Ученые определили, что психологически более уязвимы мальчики, созревающие поздно: им свойственны внутренняя напряженность, неуверенность в себе, тревожность, импульсивное поведение. Внешние недостатки (небольшой рост, вес, недостаточная физическая сила) они возмещают стремлением быть в центре внимания, популярными во что бы то ни стало в среде сверстников и у взрослых.

У мальчиков в пубертатном периоде, как и у девочек, наблюдается отчуждение от родителей, повышенная конфликтность отношений (особенно с матерью). Подростки склонны к необдуманным решениям и поступкам из-за стремления доказать окружающим свою взрослость и самостоятельность.

Эндогенные факторы

Неравномерность, несинхронность развития и роста разных органов человеческого тела и отдельных индивидуумов в ювенильный период объясняются несколькими причинами:

  • зависимостью от пола индивида;
  • наследственностью;
  • влиянием окружающей природной и социальной среды.

Наследственные факторы, или эндогенные, определяют внешний вид (семейное сходство, национальные признаки) человека, его телосложение, темпы онтогенетического развития. Признаки генетической наследственности могут проявляться на разных этапах онтогенеза, но уменьшаются в пубертатном периоде.

Внешние условия онтогенеза

Экзогенные факторы, то есть средовые условия роста и развития личности, поддаются в большой степени сознательному регулированию со стороны семьи и социума:

  • социальные и материальные условия;
  • психологические;
  • экологические.

Климат как еще один фактор онтогенеза не зависит от воли людей, но тоже влияет на сроки пубертатного периода. Например, половое созревание северных людей происходит позднее, чем у тех, кто проживает в умеренном климате.

Чем лучше питание, уход, санитарные условия, материальное обеспечение человека в ювенильный период, тем выше темпы его психофизиологического развития. В этом отношении заметно чаще отстают дети из малообеспеченных семей от сверстников из богатых.

Выработка в детском организме гормона роста может несколько затормозиться, если ребенок испытывает частые стрессы, неуважительное, пренебрежительное отношение к себе и своим потребностям. Его физическое развитие может быть ниже, чем у детей из семей с благополучным психологическим климатом.

Важнейшими для нормального развития и здоровья человека, в том числе и в ювенильный период, являются экологические условия его существования. Загрязнения почвы, воды, пищи, воздуха промышленными и бытовыми отходами, неумеренное использование химических веществ, неумение или нежелание людей заботиться о здоровом бытовом климате — это причины искажений природных процессов развития человека.

Источник

Ювенильный характер

Глава 2 (В). Ювенильный характер

1. Сущность характера

Общая группа инфантильно-ювенильных характеров составляет континуум, на одном полюсе которого расположены холодные, расчетливые, стервозные эгоцентрики-истерики, а на другом — мягкие, безвольные, беспечные неустойчивые натуры. Всю группу объединяет душевная незрелость по типу дисгармонического инфантилизма. Как бы посредине между истериками и неустойчивыми находятся люди ювенильного склада.

Таким образом, ювенилы содержат в своем характере что-то от истерического и что-то от неустойчивого полюсов. В ювенилах больше позы и внутренней собранности, чем в неустойчивых, но они мягче, теплее и душевней, чем истерики. Друг от друга ювенилы отличаются разной пропорцией сочетания истерических и неустойчивых черт. В ком-то больше истерического, в ком-то больше от неустойчивых. Многие ювенилы отличаются душевной симпатичностью, которую они, в отличие от неустойчивых, умеют еще и красиво подчеркнуть.

Для того чтобы с неустойчивым или ювенилом возник хороший контакт, нужно стать для него интересным собеседником. Для этого надо суметь живо поддерживать разговор на тему его сегодняшних увлечений. Излишней дидактики и морализма эти люди не переносят.

В случае психологической помощи следует помнить, что слова и обещания таких людей обычно оказываются ненадежными. Например, ювенильный человек, узнав от врача, что допился до алкоголизма, пугается вплоть до эмоционального шока, выразительно раскаивается, утверждает чеканя слова, что теперь-то уж он точно «завяжет». Но стоит ему попасть в свою пьющую компанию, как приятели снова уговорят его на еще только один разок, и пьяное болото вновь его затянет. А то порой достаточно просто взглянуть на эйфоричное в предвкушении выпивки лицо своего дружка, и тяга к выпивке заставляет забыть его все свои «железные» клятвы. У людей с неустойчивым или ювенильным характером подобные срывы бывают не только по отношению к алкоголю, но и в других областях жизни.

2. Особенности истерического реагирования

В заключение объяснения группы инфантильно-ювенильных характеров хочу подчеркнуть, что понятие истерический характер и истерическое реагирование (невроз, психоз) имеют разное значение. В классическом понимании Э. Кречмера, выраженном в его работе «Об истерии», первая особенность истерического реагирования сводится к возврату к древним, инстинктивным защитным механизмам. Их легко наблюдать у животных. Прежде всего это две универсальные реакции: «двигательная буря» и «мнимая смерть». Пример двигательной бури наблюдается у мухи, попавшей между створок окна. Она яростно бьется, пока не найдет выхода, после чего двигательная буря сразу стихает. «Мнимую смерть» легко увидеть, резко взяв божью коровку в руки; она затихнет, как мертвая. Обе эти реакции относительно целесообразны, так как первая помогает найти выход, а вторая сохранить жизнь, потому что многие хищники брезгуют падалью.

Вторая особенность истерического реагирования по Кречмеру заключается в тенденции поиска выхода из затруднительного положения через уход в истерическую симптоматику — так называемый «дефект совести по отношению к здоровью» и «условная приятность или желательность» болезненного симптома. В своей книге «Об истерии» Кречмер приводит следующий пример. «Если девушке предстоит нежелательное замужество, то у нее две возможности избегнуть его. Она может действовать планомерно, после размышления использовать слабые места своего противника; то энергично сопротивляясь, то разумно отступая, она, наконец, достигнет цели путем разговоров и действий, избирательно направленных, приспособленных к каждому новому повороту в положении. Или же в один прекрасный день она внезапно упадет, станет судорожно биться, дрожать и подергиваться, будет бросаться из стороны в сторону, изгибаться дугой и повторять это до тех пор, пока не освободится от немилого претендента» (Кречмер, 1996: 14).

У человека «двигательная буря» и «мнимая смерть» в полной мере проявляются при катастрофах, панике. В мягкой форме они встречаются тогда, когда человек не может с помощью разума и воли найти осознанный выход из конфликта, и тогда на помощь приходят древние инстинктивные реакции, нередко помогающие найти выход через «силу слабости»,как в приведенном примере Кречмера. Истерическое реагирование свойственно душевно незрелым людям и тем, у кого эмоции берут верх над способностью разума найти рациональный выход из трудного положения. Оно может проявляться истерическим припадком, двигательным параличом, потерей чувствительности рук, ног, глухотой, слепотой, «непонятными» обмороками, тряской тела, ощущением кома в горле и т. д. Такое реагирование часто отмечается у истериков с известной мягкостью, астеничностью, а также у неустойчивых, ювенилов, циклоидов, шизотимов с хрупкой эмоцией, органических психопатов и акцентуантов. Сильным же и стервозным практичным людям истерического характера, несмотря на его название, истерическое реагирование не так уж свойственно. Кречмер даже возражал, чтобы демонстративно-эгоцентрический характер назывался истерическим (Там же: 7). Однако такое название все-таки закрепилось.

Когда истерическое реагирование проявляется у людей с истерическим характером, то оно отличается особенно выраженной «условной приятностью или желательностью» болезненного симптома и ярким «дефектом совести по отношению к здоровью». У таких людей болезненные расстройства проявляются с цепким «рационализмом» в деле достижения желанной цели. Однако эти люди хуже, чем, например, циклоиды, осознают связь своего душевного конфликта с болезненной симптоматикой, то есть и здесь у них выражен механизм вытеснения.

Стратегия «слабости» имеет свои преимущества перед стратегией рациональности и силы. Если с сильным можно спорить, атаковать его, то слабого приходится беречь — иначе ему будет еще хуже. Сильного можно переубедить или прервать с ним отношения, в то время как «слабый» позволяет только заботиться о себе. Порой с помощью «слабости» можно управлять некоторыми людьми эффективней, чем с помощью властной, «железной» руки. Тот, кто восстал бы против открытой тирании, легко прижимается «к ногтю» беспомощной «слабостью жертвы». Действие такой «слабости» подобно удушающей петле. Те, кто почувствуют жесткий эгоизм подобной истерической «слабости» и попробуют восстать, ощутят, что петля сожмется туже. Поскольку в наше время проявления слабости считаются почти неприличными, люди пользуются ею реже и более скрытым образом, чем в былые времена.

Подробный анализ невротического истерического реагирования представлен исследованием А. М. Свядоща (Свядощ, 1997: 100–168). В современной западной психиатрии истерическое реагирование описывается как диссоциативные и конверсионные расстройства (Попов, Вид, 1997: 201–217).

3. Учебный материал

В фильме «Титаник» обратите внимание на ювенильные особенности главного героя Джека. Его движения, походка, переживания, весь стиль жизни наполнены ароматом легкости, стремительности и свободы. Он открыт жизни, жадно впитывает ее, не обеспокоен будущим, растворен в настоящем, готов откликнуться на любое яркое событие. По-хорошему прост, легкомыслен, мало думает о последствиях. Главное для него — стремительно плыть под широкими парусами по морю жизни, куда дует свежий ветер. Телосложение Джека близко к грацильному, он подвижен, раскован. В нем нет позы. Он не отягощен рефлексией, но по-своему глубоко видит людей. Похожа на него по характеру ювенильно-синтонная Роза. По своей естественности ей трудно выносить напыщенную безжизненность высшего общества, ее не прельщают богатства жениха. Ей хочется спонтанности, страсти, естественной полноты жизни. Джек чувствует это и психологически спасает Розу, помогая огню, который горит в ней, вырваться наружу.

Обратите внимание на игру замечательного актера Андрея Миронова в фильме-спектакле «Женитьба Фигаро». В роли Фигаро актер мастерски показал широкий спектр душевных особенностей человека с ювенильными чертами.

Благодаря произведениям С. Есенина становится понятней чувственно-мудрая душа тонкого человека с неустойчивым характером.

Многие песни В. Высоцкого близки неустойчивым и ювенильным людям своим горячим надрывом, романтикой, выразительными образами, свободолюбием, доверительной, душевной интонацией, искренностью.

Песни А. Розенбаума «Утки» и «Вальс-бостон» способны «опьянить» собою ювенильных и неустойчивых людей — столько в них нюансов (как в текстах, так и в мелодии), созвучных этим характерам.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть