ПСИХОЛОГИЯ

Ювенология и ювенальная юридическая психология

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (Исхакова Л.Р.)

Современное состояние общества, характеризуемое социальными, экономическими и политическими кризисами крайне негативно отражается на психологическом состоянии людей, они порождают чувство неуверенности, стресс, жестокость, страх, озлобленность и насилие. В этих условиях справляться с различными проблемами взрослым людям, осознающим все реалии жизни, бывает трудно. Особенно тяжко в таких ситуациях приходится детям и подросткам. Отклоняющееся от нормы поведение подростков и детей с каждым годом увеличивается и приобретает форму социальной угрозы, заостряя особое внимание на этой проблеме. Поэтому исследование психологического состояния несовершеннолетнего, совершающего преступления и методы профилактики противоправного поведения детей на данном этапе становится все более актуальным.

Ювенальная юридическая психология — это сравнительно «молодое» научное и практическое направление юридической психологии, получающее в последнее время интенсивное развитие. В рамках данного направления рассматриваются вопросы формирования правосознания у подростков, подростковой агрессии, профилактики противоправного поведения у детей и подростков, работа психологов в области ювенальной юридической психологии, а именно необходимые профессиональные качества, профилактика стресса, эмоционального выгорания и другие. Вместе с тем можно говорить о том, что такие традиционные разделы юридической психологии как судебная, криминальная, правовая, пенитенциарная, клиническая психология имеют сферу, непосредственно относящуюся к несовершеннолетним. Но ювенальная юридическая психология вопросы формирования правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении либо развитие асоциальных установок, факторы, влияющие на становление агрессивного и асоциального поведения у подростков, проблемы судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей и потерпевших, профилактика правонарушений детей и подростков, воспитательные и реабилитационные меры, применяемые к малолетним преступникам определяет более широко и содержательно нежели другие разделы юридической психологии.

Преступность несовершеннолетних становится, пожалуй, самой серьезной проблемой. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 год несовершеннолетними было совершено 59549 различных преступлений [3]. Также особо печальны факты, свидетельствующие что 80% рецидивистов совершили свое первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. И конечно же предпосылки и условия преступности несовершеннолетних, как и преступность в целом, носят кроме прочих и психологический характер.

Наиболее общие особенности психики несовершеннолетних — ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков [2]. В большинстве случаев преступления совершаются теми подростками, которые оказались или в течении своей жизни проживали в сложных социальных и экономических условиях. Истоки противоправной деятельности несовершеннолетнего также кроятся в его отрицательных личностных качествах: лень, безответственность, безволие, агрессивность, конформизм. Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм, наркомания родителей или родственников, их аморальное поведение. Эти и другие отрицательные факторы, которые существуют в современном обществе, отрицательно влияют как на состояние преступности в целом, так и на ее составную часть — подростковую преступность.

Противоправное поведение также связано с дефектами социализации, то есть несовершеннолетний не получил должного воспитания, что породило у него антиобщественную ориентацию и асоциальное поведение, отсутствие понимания социальных ролей и представления о собственном «Я». В отдельных случаях причиной такого поведения являются и физические недостатки: внешняя непривлекательность, дефекты отдельных частей тела и лица, дефекты речи и другие. Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных на ранних этапах развития [1, с.383]. Поскольку именно в юношеском возрасте у личности формируется самосознание, самооценка и характер, в этих условиях применение методов ювенальной юридической психологии становится особенно важным, поскольку это может спасти будущее несовершеннолетнего.

Направления ювенальной юридической психологии, как отмечалось выше, тесно связаны с постулатами других сфер юридической психологии. Так, изучение формирования личности подростка-правонарушителя как раздел криминальной психологии может быть тесно связано с задачами превентивной и пенитенциарной психологии, причем именно превенция будет иметь здесь решающее значение. В сфере судебной психологии наиболее тесно с проблемой интересов ребенка связаны вопросы гражданского судопроизводства. Однако и в уголовном процессе соблюдение оптимальных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а в рамках ювенальной юстиции также и обвиняемых, и подсудимых, можно считать приоритетной задачей. Подобная психологическая разработка проблем ювенальной юридической психологии будет способствовать развитию и гуманизации юридической практики по отношению к несовершеннолетним [1].

В заключение можно сказать, что в нашем государстве предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними уделяется особое внимание. На данный момент существует постоянно совершенствуемая система мер по борьбе с преступлениями несовершеннолетних в соответствии характеру этих преступлений и применительно к различным контингентам несовершеннолетних. Существенным образом в борьбе с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, помогает знание психологических основ несовершеннолетних в расследовании, выявлении преступлений и перевоспитании не достигших совершеннолетия. На практике это помогает обеспечивать правильную диагностику личности несовершеннолетнего и применять наиболее приемлемые тактические приемы в отношении таких лиц. Грамотное использование и знания в области ювенальной юридической психологии несовершеннолетних могут существенным образом снизить преступность среди несовершеннолетних и послужить профилактикой противоправного поведения детей и подростков.

В рамках направления ювенальной юридической психологии рассматриваются вопросы формирования правосознания у подростков, подростковой агрессии, профилактики противоправного поведения у детей и подростков, работа психологов в области ювенальной юридической психологии, а именно необходимые профессиональные качества, профилактика стресса, эмоционального выгорания и другие. Наиболее общие особенности психики несовершеннолетних — ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков. В большинстве случаев преступления совершаются теми подростками, которые оказались или в течение своей жизни проживали в сложных социальных и экономических условиях. Противоправное поведение также связано с дефектами социализации, то есть несовершеннолетний не получил должного воспитания, что породило у него антиобщественную ориентацию и асоциальное поведение, отсутствие понимания социальных ролей и представления о собственном «Я».

Источник

Ювенальная юридическая психология: проблемы и перспективы развития

юридические науки

  • ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • СЕМЬЯ
  • ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Похожие материалы

Современная психология имеет достаточно богатую историю своего развития, и в ней существует множество направлений, которые представляют собой самостоятельные дисциплины. Так, в качестве примеров можно привести социальную психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию и другие. Важное место занимает появившееся относительно недавно направление — ювенальная юридическая психология. Она соединяет в себе детскую и юридическую психологию. В основном разделы юридической психологии изучают вопросы, касающиеся совершеннолетних лиц, а направления, связанные с детской психологией, не были самостоятельными. Однако необходимость изучения закономерностей и механизмов психики детей, подростков приобретала все большую актуальность, поэтому появился новый, специальный раздел.

Основными вопросами данного направления являются изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, профилактика и исправление девиантного поведения таких лиц, проведение судебно-психологической экспертизы, а также помощь детям и подросткам.

Так, ювенальная юридическая психология — это прикладная область научного знания, изучающая закономерности и механизмы психики детей, подростков, юношества, включенных в специфическую область правовых отношений, регулируемых нормами права[1, с. 9].

К причинам психических патологий, которые приводят к совершению правонарушений и преступлений, относятся: отрицательные семейные условия, психотравмирующие ситуации, неудовлетворенная потребность в самоутверждении, легкая внушаемость, компьютерная зависимость и другое.

Новым социальным явлением, которое поставило перед психологами дополнительные проблемы и задачи, стала компьютерная зависимость. Появляется большое количество новых игр, ради которых дети и подростки тратят свои карманные деньги, пропускают школьные занятия и проводят время в компьютерных клубах. Такие лица могут совершать кражи, грабежи, разбои, проявлять агрессию по отношению к другим.

Еще одной актуальной проблемой является семейный фактор, который может развить у ребенка определенное отклонение. В настоящее время все большее внимание стало уделяться правам ребенка. В связи с этим стали появляться мнения о том, что соблюдение прав детей является их вседозволенностью.

Семья — главный пример для ребенка. На основе взаимоотношений членов семьи дети приобретают навыки взаимодействия с другими людьми, у них формируется воспитание. Одними из факторов возникновения у несовершеннолетних лиц агрессивного поведения являются отсутствие интереса родителей в воспитании, частые жестокие наказания, алкоголизм отца либо матери, наличие судимости кого-либо из родителей, их социальный статус. Однако не всегда у родителей отсутствует интерес в воспитании ребенка, напротив, некоторые пытаются исправить противоправное поведение своих детей. Воспитание ребенка соотносится с содержанием его прав.

Возникает проблема: каким образом оценить объективную сторону соблюдения интересов и прав детей в семье. В данном контексте не совсем понятно, может ли ребенок быть против своих родителей, если его права в определенной степени ограничиваются? Как определить, что его пребывание в семье противоречит собственным интересам? Какой предел воспитательных методов и наказаний[2]? Изучению данных вопросов должно быть уделено особое внимание ученых и психологов, так как пока нет точного определения, какие действия родителей можно оценить, как неправомерные по отношению к ребенку. Проблема семьи является одной из главных для ювенальной юридической психологии.

Немаловажное значение имеет вопрос социальной адаптации умственно отсталых детей. Если воспитывать и обучать таких лиц методами, соответствующими их психическому развитию, то они вполне могут усваивать социальные программы, получать определенные профессии и честно выполнять свои обязанности. Однако в силу своей повышенной внушаемости они могут подпадать под влияние преступников. Данные обстоятельства должны учитываться психологами и соответствующими органами[3].

На сегодняшний день меняется характер работы с детьми и подростками с противоправным поведением. Происходит изменение политики государства по отношению к детям, а содействие в определении данной политики является задачей ювенальной юридической психологии. Важным для проведения такой работы является участие психологов в процессе нормотворчества, изучение зарубежного опыта. По поводу проектов нормативных правовых актов, касающихся образования, воспитания ребенка, помощи детям, возникают дискуссии в обществе, что очень необходимо.

Стали больше учитываться особенности несовершеннолетних правонарушителей, применяться специальные меры и примирительные процедуры, назначаться наказания, не связанные с лишением свободы. В частности, важное место заняли программы примирения несовершеннолетнего правонарушителя и потерпевшего. Однако в Российской Федерации нет нормативного правового акта о медиации по уголовным делам, поэтому это проводится в рамках существующего национального законодательства и международных рекомендаций. При этом для достижения наилучшего результата необходимо проведение процедуры примирения правонарушителя и потерпевшего вместе с психологами. На данный момент в большинстве случаев осуществляется именно такая работа, и это рассматривается как наиболее эффективная воспитательная мера.

Список литературы

  1. Клейберг Ю.А., Орлова Е.А., Орлова Ю.Л. Ювенальная юридическая психология. М.: ЮСТИЦИЯ, 2017. 264 с.
  2. Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». 2010. С. 121-123
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 656 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Ювенальная психология

Ювенальная юридическая психология — пока непривычное словосочетание, однако это научное и практическое направление в последнее время получает интенсивное развитие. Формирование правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении либо развитие асоциальных установок, факторы, влияющие на становление агрессивно-насильственных тенденций и диссоциального поведения у подростков, проблемы судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей и потерпевших, профилактика правонарушений детей и подростков, воспитательные и реабилитационные меры, применяемые по отношению к тем из них, кто преступил закон, — лишь некоторые из широкого круга проблем, касающихся детей и подростков в юридически значимом контексте. «Детские» сферы юридической психологии обладают общей спецификой содержания, обусловленной возрастными особенностями предмета, что позволяет объединить их в единый комплекс и обозначить его — по аналогии с общепринятым термином «ювенальная юстиция» — категорией «ювенальная юридическая психология». Дальнейшая разработка этой категории показывает, что образующие ее предметные содержания представляют собой самостоятельную систему, имеющую связи с «взрослыми» аналогами, но одновременно обладающую единством внутренних содержательных взаимосвязей.

Основой для объединения служит предмет ювенальной юридической психологии, который можно определить как психологические особенности и психологические проблемы детей и подростков в юридически значимых ситуациях.

Одна из важнейших задач ювенальной юридической психологии — разработка психологической интерпретации юридического понятия «интересы детей», используемого в международных правовых документах. Соотнесение этой категории с психологическими положениями о полноценном и разностороннем развитии личности ребенка позволяет заложить методологическую основу формирования ювенальной юридической психологии как нового направления прикладной науки и практики и придать ей ценностный вектор — направленность на обеспечение полноценного развития, или защиту интересов ребенка. Подобное понимание придает новый смысл и традиционным вопросам юридической психологии, касающимся детей и подростков. Так, в области правовой психологии исследование формирования правосознания у детей и подростков, психологическое обоснование возрастных границ правоспособности, дееспособности, ответственности служит оптимальному построению правовых норм и созданию условий для реализации подростками своих прав и обязанностей. Изучение формирования личности подростка-правонарушителя как раздел криминальной психологии может быть тесно связано с задачами превентивной и пенитенциарной психологии, причем именно превенция будет иметь здесь решающее значение. В сфере судебной психологии наиболее тесно с проблемой интересов ребенка связаны вопросы гражданского судопроизводства. Однако и в уголовном процессе соблюдение оптимальных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а в рамках ювенальной юстиции также и обвиняемых и подсудимых, можно считать приоритетной задачей. Подобная психологическая разработка проблем ювенальной юридической психологии будет способствовать развитию и гуманизации юридической практики по отношению к несовершеннолетним.

Задачи в области правовой психологии: разработка психологических проблем; формирования правосознания у детей и подростков, возрастных особенностей, нормативной регуляции поведения; обоснования возрастных границ правоспособности, дееспособности, ответственности.

Задачи в области криминальной психологии: разработка психологических проблем: противоправного поведения несовершеннолетних; факторов риска противоправного поведения подростков; подростковой агрессии; формирования личности подростка — правонарушителя (в том числе – с аномалиями психического и личностного развития); расследования преступлений с участием несовершеннолетних.

Задачи в области судебной психологии: разработка психологических проблем и проведение судебно-психологических и комплексных судебных психолого — психиатрических экспертиз несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей: разработка психологических методов работы с несовершеннолетними на стадии судебного разбирательства.

Задачи в области судебной психологии: разработка психологических проблем и проведение судебных экспертиз при решении вопросов о месте проживания ребенка и об участии в воспитании ребенка при разводе родителей; экспертиз и консультаций при лишении и ограничении родительских прав; консультаций при усыновлении

Перспективные задачи в области судебной психологии: разработка психологических теоретических вопросов и методических подходов в рамках ювенальной юстиции для определения социальных и психологических проблем подростка – правонарушителя; разработки и реализации плана реабилитационной и коррекционной работы в системе междисциплинарной работы с подростком; оценка риска противоправного поведения.

Задачи в области пенитенциарной психологии: разработка организационных форм и методов комплексной реабилитационно — психокоррекционной работы с осужденными несовершеннолетними.

Задачи в области превентивной психологии: разработка психологических проблем и методов профилактики девиантного и противоправного поведения детей и подростков группы риска (безнадзорных, беспризорных и т.п.); подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях; осужденных несовершеннолетних; подростков с психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении.

Задачи в области защиты прав и интересов детей и подростков: разработка психологических проблем защиты прав и интересов детей, в особенности – детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Задачи в области психологии профессиональной деятельности специалистов: разработка психологических проблем работы специалистов юридических профессий с детьми и подростками; работы психологов в области ювенальной юридической психологии (необходимые профессиональные качества, профилактика стресса, эмоциональноговыгорания и т.п.).

Задачи в области подготовки кадров: подготовка психологов для работы в сфере ювенальной юридической психологии (подготовка специалистов, магистров, прохождение специализации, повышение квалификации); подготовка юристов в сфере психологии детей и подростков (второе высшее образование, специализация, повышение квалификации).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть